Сообщение на ГМО воспитателей на тему "Ознакомление с художественной литературой Уральских авторов"
консультация по художественной литературе

Асташина Елена Вячеславовна

Сообщение  на ГМО воспитателей на тему "Ознакомление с художественной литературой Уральских авторов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №6

Выступление

на ГМО воспитателей

«Ознакомление с художественной литературой уральских авторов»

Подготовила

Воспитатель

Асташина Е.В.

Чебаркуль; октябрь 2019г.

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является  обеспечение условий качественного обновления его содержания и должно включать гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно – эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных  направлений современного образования. ******

Цель   программы по «Приобщению дошкольников к художественной литературе» состоит в развитии творческих умений в речевой, театрально – игровой, изобразительной деятельности  через  детей к художественной литературе.*****

Задачи

- Способствовать развитию творческих умений детей в разных видах художественно – речевой деятельности на основе литературных и фольклорных произведений: пересказе сказок и рассказов близко к тексту, выразительном чтении наизусть, придумывании поэтических строф, загадок, сочинении сказок по аналогии со знакомыми текстами.*****

- Учить детей выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, импровизировать, проявлять творчество.

- Обогащать представления об особенностях литературных жанров: загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица.

- Воспитывать литературно – художественный вкус. Акцентировать внимание детей на отдельных средствах  художественной  выразительности  (внешность героев, внутренние качества, окружающий мир).

- Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе.

Формировать основы читательской культуры в процессе  восприятия книг. *****

Принципы формирования программы

- Принцип комплексности.

- принцип импровизационности.

- принцип гуманизации.

- принцип культурособразности

- принцип интеграции.*****

Исходя из  возрастных особенностей детей младшего и среднего дошкольного  возраста,  рассмотрим задачи воспитания и развития по данному разделу программы.

3 -4 года

- познакомить детей с правилами аккуратного обращения с книгами

- поощрять детей слушать фольклорные и литературные произведения, рассматривать иллюстрации, расспрашивать взрослого о прочитанном

- обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора

- развивать желание узнавать из книг об окружающем мире

- формировать интерес к положительным героям произведений

- обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения, умение высказывать свое отношение к персонажам, вступать в ролевой диалог

- побуждать к заучиванию коротких стихотворных текстов

Возрастные особенности (3 – 4 года)

Малыши четвертого года жизни уже хорошо знают русские народные песенки, потешки, сказки, поэтому могут, помогая взрослому, договаривать фразу. Целесообразно привлекать детей к выполнению игровых действий в соответствии с содержанием литературного произведения. В круг чтения детей входит огромное число сказок, поэтому важно помочь понять им скрытый смысл произведения. В этом возрасте становится доступна и интересна не только сказочная, но и реалистическая проза.*****

задачи воспитания и развития по данному разделу программы 

4 – 5 лет

- учить следить за развитием действия, воспроизводить текст с помощью иллюстраций, мнемотаблиц

- расширять мир ребенка представлениями о героях произведений, их поступках

- развивать способность слушать различные по жанру произведения, эмоционально реагировать на содержание

- создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества

- обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность, конструирование

- поддерживать желание участвовать в совместном с педагогом рассказывании, драматизации

- воспитывать стремление бережно обращаться с книгой

Возрастные особенности (4 – 5 лет)

Отношение к книге у детей пятого года жизни иное. Они не просто слушатели, а слушатели активные: симпатизирующие, сочувствующие, удивляющиеся.  Это возраст расцвета фантазии. Детям нравится слушать художественные произведения, поскольку они  помогают увидеть себя как бы со стороны. Тексты, уже знакомые детям, интересны им с позиции анализа образа героев, установления причинных связей, знакомства  со средствами языковой выразительности.

В программе рассмотрены показатели уровня усвоения (высокий, средний, низкий) и тематическое планирование.*****

В  процессе тематического планирования по разделу, мы стараемся учитывать региональный компонент, который представлен произведениями Уральских писателей и поэтов. Доступным детским языком писали:  Павел Петрович Бажов, Василий Николаевич Кузнецов.  А мне хотелось остановиться на творчестве  наших современниц, поэтесс – Валентины Александровны Почтаревой и Нины Васильевны Пикулевой, поскольку произведения этих авторов наиболее подходят для понимания ребят младшего и среднего возраста.*****

Валентина Александровна Почтарёва уже долгое время живет в нашем городе. Она много лет отработала в дошкольных учреждениях воспитателем, а последние годы трудовой деятельности в детском саду «Снегирек».  ВалентинаАлексадровна является членом чебаркульского литературного общества «Родник», а в декабре 2015 года в городской библиотеке состоялась презентация её книги «Детство». Писать она начал со школьной скамьи. Основная тематика произведений тесно связана с дошкольным детством, поэтому мы часто используем их в различных видах образовательной деятельности.

Например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром используем стихи: *****

«Белочка»

Вот и осень наступила.
Белочка грибы сушила
для себя и для бельчат –
Все зимою есть хотят.
Чтобы белочке прожить –
Надо ей грибы сушить.
Спрячется она в дупло –
Там и сухо и тепло.
Вот так белочка,
Белочка умелочка
.*****

 «Кузнечик»

Кто стрекочет там у елки?
Кто спешит на помощь пчелке?
Целый день в делах хлопочет,
Уставать никак не хочет.
В гости полетел к букашке….
Что же это за жучок?
Может это паучок?
«Здравствуй, добрый человечек!
А меня зовут: «кузнечик».*****

 «Осенние сюжеты»

Дождик бьет ладошкой лужи

И пускает пузыри.

Скоро будет вестник стужи –

Прилетят к нам снегири.

Вижу осени приметы:

Золотистый листопад,

Листья в желтое одеты,

Словно бабочки летят.

А в тенёчке дремлет стужа,

Иней с белой бородой.

Приходи ко мне на ужин,

Суп вкуснятина – грибной.*****

 В книге «Детство» множество стихотворений на зимнюю и летнюю  тему.

Детям особенно нравятся  стихи из серии  «Веселые сказульки»  *****

Ох, уж эти невезучки!
  Затерялось солнце в тучке,
                                               И от горести такой
                                         Стало солнце радугой
!*****

Во время игр с песком «Лопотушки»

Лопотушки, лопотушки,
Ох, какие хлопотушки!
Из песочка лепим мы
Очень вкусные блины.
Приходите, не стесняйтесь,
Все блинами угощайтесь! ******

Есть серия «именных стихов» («Капризуля»)

Как у нашей у Танюшки
Слёз две полны кадушки.
Плачет часто по утрам,
Просто так по вечерам.
Без причины, невзначай,
капризуля, ай, яй, яй!
Нужно Танечку лечить
И лекарство ей купить.
Будет как второе блюдо.
Шепчет девочка: «Не буду,
Не хочу идти к врачу,
Лучше я похохочу!»*****

Некоторые стихи, добавив движение,  хорошо использовать как физминутки («Игра с лучиком»)

Вот и солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось,
И как яркие мяч,
Разбросало все лучи.
Ну – ка, лучик,
Дай мне ручки,
Побежим с тобой гулять!
Прямо в поле, через тучки,
Чтобы гром не смог догнать.

Мы дружим с Валентиной Александровной много лет. Она желанный и почетный гость на литературных встречах с дошколятами в рамках тематических недель «Книжкины  именины».*****

Нина Васильевна Пикулева  живет и работает в Челябинске. Первая публикация стихов Нины Васильевны  произошла  1973 году. В 1988 году вышла первая книга «В гостях у  бабушки». С тех пор Ниной Васильевной издано более 100 книг. Творческое кредо уральского автора — материнская поэзия, или поэзия с колыбели. *****

Мы часто в работе стали использовать короткие стихи из серии  «Уговорушки»:

- От моей Оли                                             Ах, кокля – мокля,

Уходите боли,                                          Глазоньки промокли.

На чистое поле,                              Кто будет детку обижать,

На синее море,                                Того коза будет бодать.

На темный лес,

На калину, на малину,

На горькую мать – осину.*****

Некоторые режимные моменты стали невозможны без стихов из книги «Скачем на лошадке» (серия «Стихи для самых маленьких»)

«Приглашение к завтраку»

Кастрюля – хитрюля нам кашки сварила.

Нам кашки сварила, платочком накрыла.

Платочком накрыла и  ждет нас – пождет.

И ждет, кто же первым придет?*****

Для привлечения внимания нам нравится стишок

«Где ты, Дедушка Молчок?»

Чики – чики, чики – чок,

Где ты, Дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

По – мол – чим.

Слышишь, добрый старичок?

Ти – ши – на …пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ни –че – го не говори, тсс…

Второе направление  творчества Нины Васильевны – разнообразные  игры со словами, загадки, считалки.

«Советы Бабы Ёжки»  (считалочка)

1,2,3,4! Разбросай по всей квартире

Погремушки, колотушки

И катушки, и вертушки,

Барабаны, молоточки!

1,2,3,4,5! И не вздумай убирать!

Мама будет очень рада.

И не веришь – и не надо!

Загадка                      «Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

 прячет в лапках коготки» (котёнок)

С ребятами среднего возраста можно поиграть в игру  «Слово» из книги «Слово на ладошке»

Я найду слова везде

И на небе, и в  воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке!

Вы не слышали такого? Не беда!

Играем в слово!*****

Нина Васильевна стала автором серии «Мой друг – волшебник Пинти Гру. Это выдуманный образ волшебника – сказочника, который всегда старается сделать так, чтобы дети смеялись, радовались и замечали все красивое, светлое, прекрасное. *****

В одной из книг Пинти Гру знакомит ребят с  новой  «Колючей  игрой»

Сейчас предлагаю разминочку. Это будет авторская игра Н.В.Пикулевой  «Как живешь?»

Как живешь?                       (показать жест большим пальцем)

Вот так!

Как плывешь?                    (движение руками)

Вот так!

Как бежишь?                     (движение ногами)

Вот так!

Вдаль глядишь?                (правая ладонь ко лбу)

Вот так!

Ждешь обед?                     (погладить живот)

Вот так!

Машешь вслед?                  (махать ладонью)

Вот так!

Утром спишь?                 (ладони под щеку)

Вот так!

А шалишь?                 (надуть щеки и лопнуть пальцами)

Третье направление — песни для детей.

  В 2006 году Н.В.Пикулевой присвоено звание Заслуженный работник культуры РФ.*****

В 2015 году нам посчастливилось встретиться с этим замечательным автором в рамкам методической недели в д/с № 42.

Заканчивая свое сообщение, хочется рассказать о  Системе работы с родителями.

 В современной науке принято выделять несколько групп приемов и методов работы с родителями по данному вопросу:*****

Наглядно – аналитические (фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки – передвижки)

- Информационно – аналитические (сбор, обработка и использование данных о литературных интересах в семье каждого воспитанника, наличие необходимых знаний у родителей об особенностях литературной речи, традиционных средствах выразительности языка фольклора)

- Досуговые  (организация литературных вечеров, тематических викторин, досугов)

- традиционные формы: родительские собрании, индивидуальные и групповые беседы, консультации, посещение на дому

- нетрадиционные формы: родительские чтения, ринги, педагогические гостиные, круглые столы, ток – шоу, устные журналы.

Семья – первичный коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Воспитывать в ребенке читателя, развивать творческие проявления через ознакомление с художественной литературой необходимо с того момента, когда ребенок может быть лишь слушателем. Ведущая роль в этот период принадлежит взрослым, в первую очередь родителям.*****

Литература:

 - «Приобщение дошкольников к художественной литературе»,

Парциальная программа. Автор-составитель О.А.Колобова. Изд-во «Учитель»;

- Интернет сайты;

- Википедия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: Повысить профессиональный уровень  педагогов;Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;Развивать коммуникативные качества п...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;Ра...

Сообщение для родительского собрания: Тема: «Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»

Сообщение для родительского собрания:Тема:«Роль художественной литературы в воспитании дошкольника»...

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....

Сообщение из опыта работы Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие словаря детей 2-3 лет»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...