Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: Благодарное слово
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 384.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: Благодарное слово Средняя группа г. Нижневартовск 2021 январь |
Конспект ОД по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Благодарное слово»
Средняя группа
Цель: Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей.
Задачи:
- Развивать у детей способность проявлять заботу и добрые чувства к близким.
- Развивать взаимодействие ребенка и взрослого.
- Активизировать словарь детей (благодарю, благодарствую, премного благодарен).
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Взрослый: Сегодня я хочу тебе рассказать об одной очень интересной профессии. Весной, а особенно летом, проходя по улицам нашего города ты, конечно же, замечал (а) красоту наших улиц. Весь город утопает в зелени деревьев, кустов и цветах. Всю эту красоту создают и поддерживают люди, название профессии которых - садовник. Чем интересна эта профессия? Садовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым участком. Садовник должен обладать большим знанием о цветах и деревьях. Он выполняет работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, которые способствуют быстрому росту растений. Удобрение - это как еда для нас с вами, но только для цветов. У садовников, как и любой другой профессии, есть свои инструменты. Это разнообразные лопаты (от большой до маленькой, тяпки, грабли, лейки, ведра. Все эти инструменты или по-другому они называются - инвентарь, помогают и облегчают труд садовника.
Сегодня я тебе прочитаю сказку «Правдивая история о садовнике». Написала ее писательница Абрамцева Н.К.
2. Прочитайте детям сказку:
Абрамцевой Н. К. «Правдивая история о садовнике»:
Сказки для добрых сердец
Много-премного лет назад жил маленькии-пре-маленький удивительный городок. В нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или черешневый, или грушевый, или персиковый, или еще какой-нибудь.
Жители городка очень любили навещать и приглашать друг друга к себе. По делам и просто так. Каждый день они писали письма: «Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не заходили в черешневый дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были друзьями)! Вас ждут хозяева в яблоневом саду». А почтальону говорили:
— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому-то или тому-то. Почтальон ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но однажды случилась неприятность. Почтальон нес три очень важные записки с просьбой зайти: пекарю — к хозяйке яблоневого сада, гончару — в дом вишневый, аптекарю — в персиковый.
И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье настроение.
Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес. Полетели письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад… садовника. Так уж захотел ветер.
Садовник уже очень давно выращивал цветы. Разные. Красивые.
Некрасивых цветов не бывает. Цвели в саду садовника желтые и белые нарциссы, красные розы, белые и розовые маргаритки…
Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое торжество, или просто хорошее настроение — каждый мог прийти к садовнику и для каждого он подбирал цветы.
А калитка сада, увитая крупными голубыми вьюнами, с удовольствием пропускала всех-всех. Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже в гости ни к кому не ходил. Потому что каждому самому было приятно зайти в его чудесный сад, единственный в городе цветочный сад.
Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-приглашения зайти к хозяевам яблоневого, вишневого и персикового садов. Откуда было знать садовнику, что не его ждали, а пекаря, гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами: «Уважаемый сосед…»
Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал, какие цветы нужны, и осторожно уложил букеты в корзину. Сначала он решил зайти в яблоневый дом.
Радостно, но удивленно встретила хозяйка садовника.
— Ах, какая приятная неожиданность! Сейчас должен прийти наш уважаемый пекарь. Я собиралась заказать ему шесть булок с маком, потому что я жду в гости дорогих тетушек.
Теперь удивился садовник и показал случайно попавшую к нему записку, предназначенную пекарю.
— Ах, — всплеснула руками хозяйка, — я, конечно, очень рада вам, достопочтимый садовник. Но как же быть с булочками для тетушек?
— Да, — сказал садовник, — кажется, произошла большая неловкость. Я, право, сожалею, но я, право, не виноват. А булочки… Может быть, это в какой-то степени заменит вашим тетушкам булочки?
И садовник вынул из своей корзины большущий букет золотых шаров. Их золотые шапочки немного походили на золотистые булочки.
Сейчас самое время сказать, что «цветы были волшебные, а потому незамедлительно превратились в булочки», но я рассказываю не сказку, а правдивую историю, и потому цветы остались просто цветами.
А садовник поднял свою корзину с цветами и отправился в вишне-, вый сад. Но там, как ты знаешь, ждали гончара. Потому что у главного кувшина в доме, у кувшина для молока, отбилась ручка. Потому хоть и рады были садовнику, но…
Красные обыкновенные тюльпаны, которые подарил садовник хозяйке сада, не превратились в новый, такой нужный кувшин. Просто цветы не умели превращаться в полезные вещи.
А вот и персиковый сад. Его хозяева с нетерпением ждали аптекаря, потому что у их дочери очень болела голова. Не было у садовника целебной настойки, а потому лучшее, что он мог подарить девочке, был букет светло-лиловых фиалок.
…И вот вечер. Грустит садовник в своем чудесном саду. Кажется, что подвел он хозяев и яблоневого сада, и вишневого, и особенно персикового…
Вдруг скрипнула калитка, задрожали граммофончики вьюна. И в сад вошла хозяйка сада яблоневого. Женщина держала в руках огромное расписное блюдо, полное чудесных красных и желтых яблок.
— Милый садовник, — сказала она, — большое-пребольшое спасибо, а эти яблоки шлют вам мои тетушки. Им так понравились ваши золотые шары, что они решили поселиться в нашем городе насовсем.
Садовник очень обрадовался и очень удивился.
И вновь задрожали голубые вьюнки на калитке. Пришла хозяйка вишневого сада. Она принесла красивый пирог с вишнями.
— Милый садовник, — сказала она, — кувшин для молока — вещь, конечно, незаменимая и необходимая, но, когда мы поставили в кувшин с отбитой ручкой ваши красные тюльпаны, нам стало ясно, совершенно ясно, что для молока нужен просто другой кувшин.
Доволен садовник, что и говорить.
И снова задрожали голубые вьюны на калитке. Прибежала девочка из персикового сада. Прибежала, высыпала в траву из своего передника розовые персики.
— Ах, садовник! Уважаемый садовник! Голова у меня не болит! Совсем! Эти фиалки! Ваши фиалки! Разрешите мне завтра, и послезавтра, и потом, и каждый день приходить к вам за фиалками.
И убежала. Один остался садовник. Задумался. Не понимал он, как сумел заменить и уважаемого пекаря, и умелого гончара, и почтенного аптекаря. Ведь он просто садовник, просто цветы выращивает.
Одной простой вещи не знал садовник: не бывает цветов просто. Все цветы чудесные. Все цветы волшебные.
Не веришь? А ты поверь. Я не сказку рассказываю, а правдивую историю.
Физкультминутка:
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли. Мы смородину сажали, Яблони белили мы Известью, белилами. Починили мы забор, Завели мы разговор. — Ты скажи, садовник наш, Что ты нам В награду дашь? — Дам в награду Слив лиловых, Самых лучших Груш медовых, Самых крупных, Самых сладких Спелых яблок Два десятка, Вишен Целый килограмм! Вот что дам В награду вам. | Шагают на месте. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст. Движения правой, левой рукой вверх, вниз. «Ударяют» молотком. Сделать «клювик» (соединить 4 пальца, а большой- внизу под ними) «Клювик» - открывается закрывается правой рукой. Загибают по одному пальцу. |
Вопросы по сказке:
Взрослый: Тебе понравилась сказка?
Взрослый: Какие сады росли вокруг каждого дома?
Ребенок: Яблоневый, черешневый, грушевый, персиковый.
Взрослый: Правильно, молодец.
Взрослый: Кто в этом городе разносил письма?
Что однажды случилось с ним?
Ребенок: Почтальон. Однажды налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье настроение. Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес.
Взрослый: Кто нашел эти письма?
Ребенок: Садовник!
Взрослый: Верно, что подумал садовник, увидев эти записки?
Ребенок: Он подумал, что его зовут в гости и начал собирать букеты.
Взрослый: Как встретили садовника в домах, куда он пришел?
Ребенок: Радостно и удивленно.
Взрослый: Почему вечером загрустил садовник?
Ребенок: Потому что ему кажется, что подвел он хозяев яблоневого, вишневого и персикового садов…
Взрослый: Скажи, пожалуйста, какими словами отблагодарили садовника хозяйки фруктовых садов?
Ребенок: «Милый садовник, большое – пребольшое спасибо, уважаемый садовник».
Взрослый: За что благодарили хозяйки садовника?
Взрослый читает пословицу и объясняет ребенку ее значение.
Кто благодарен за малое, тот получает многое.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Заключительный этап.
Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родным, близким, родной земле, матушке-природе.
Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителей за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека.
Что обозначает слово «благо?» Кто как думает?
«Благо это добро; все доброе, полезное, служащее нашему счастью», так говориться в словаре В.И. Даля. Поэтому слова благодарности - благостные слова, приносящие покой, любовь и радость.
Сказать БЛАГОДАРЮ - означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро.
Предложите ребенку раскраску - Яблоня.
Или взрослый рисует яблоню, с яблоками, а ребенок – раскрашивает яблочки.
В свободное время прочитайте сказку «КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО?» Е. Фроловой и побеседуйте.
Прочитайте детям сказку:
КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО? Е. Фролова
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама
- Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. — Дедушка, — сказала Настенька, -спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
— Не меня благодари, девочка, а солнышко, — улыбнулся садовник, — без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
— Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
Вопросы к сказке:
Взрослый: Нравится ли тебе, когда вас за что-либо благодарят.
Взрослый: Как ты думаешь, слышит ли природа благодарность человека?
Взрослый: Перечисли, чему в природе ты благодарен больше всего, и объясните почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/30/picture-151155-1527685261.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"
Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-125939-1515249338.jpg)
Конспект образовательной деятельности по программе социокультурные «Истоки» в старшей группе
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866227-1481649088.jpg)
Конспект активного занятия по программе "Социокультурные истоки" Тема "Светлая Пасха"
Материал будет интересен для проведения праздника "Светлая Пасха"Занятия прошло интересно, дети и педагоги долго готовились....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866227-1481649088.jpg)
Конспект активного занятия по программе "Социокультурные истоки" Тема "Мама - солнышко моё"
Этот азмечальный празник подарит всем хорошее настроение! Активное занятие с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки". Для детей 3-4 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1332336-1620404182.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Любимая книга»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Любимая книга»...
Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Напутственное слово в семье».
Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Напутственное слово в семье»....
Конспект занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Сказочное слово»
Конспект занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Сказочное слово»...