Игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки»
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Федосеева Светлана Сергеевна

Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.

   Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, согласно правилам игры.

    Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Игра-викторина по русским народным сказкам «В гостях у сказки» старший дошкольный возраст.

Программное содержание:

1.    Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.

2.    Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.

3.    Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках.

4.    Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, согласно правилам игры.

5.    Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

6.Участие в проекте «В мире сказок»

7.Изготовление книжек-малышек

Литература:

1. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

2. Русские народные сказки;

3. Интернет-ресурсы.

Правила игры:

1.    Участвуют две команды.

2..    Итоги подводятся подсчетом набранных фишек.

Оборудование и материалы:

 

1.Волшебный мешочек с персонажами сказок и со сказочными предметами: соломинка, кольцо, рукавичка, живая вода, ведерко, яичко, стрела, клубок, яблочко, тарелочка, скалочка, скатерть-самобранка, сапоги -скороходы(кукольные)

2. Плакаты с лабиринтами 

3. Сумка с телеграммами.

4. Разрезанные картинки пазлы – иллюстрации к сказкам.

5. Иллюстрации к сказкам для задания «Дополни имя».

6. Буквы для игры «Собери название сказки»

7.Сарафан для Сказочницы, костюм Бабы-Яги, картузы, платки.

8.  Экран. Ноутбук. Мультимедийное устройство, лазерные указки, магнитные мольберты

9.Музыкальное сопровождение: музыка В.Дашкевича «Приходи, сказка»

Оформление зала: Теремок, печка, елочки, стол со скатертью, самовар, баранки

Ход игры – викторины.

(Звучит музыка.) Дети входят в зал.

Ведущий: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И играть сейчас начнём.

Воспитатель: сегодня я буду сказочницей и приглашаю вас в сказочную страну.

Но в сказочной стране произошла беда! Гуляла я по волшебному лесу и смотрите, что я нашла? (Показать детям иглу, дети угадывают чья это игла и из какой сказки) Кощей Бессмертный украл сундук с русскими народными сказками, так торопился, что потерял свою иглу. Нам надо найти Кощея и обменять иглу на сундук со сказками. Ребята, а кто может жить в сказочной стране? Дети называют сказочных героев, персонажей сказок. А почему сказки называются народными?

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их друг другу. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать, а некоторые из вас уже умеют читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок, поможем вернуть сундук со сказками. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые, вы будете помогать, и выручать друг друга.

Для начала вам нужно разделиться на две команды.

(Дети достают из волшебного мешочка героев сказок и «Волшебные предметы») Те, кто выбрал героев из сказок - это первая команда,2ая команда-те ребята, кто выбрал волшебные предметы. Каждая команда совещается и придумывает название команды и выбирает капитана.

Воспитатель заслушивает ответы детей.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши народные сказки.

Сказочница: наши команды «Волшебники» и «Сказочники»

Ребята, вот у каждого волшебного предмета есть своя функция, а давайте подумаем, что может делать по другому какой-нибудь волшебный предмет, например ковер-самолет, или молодильное яблочко, сапоги-скороходы или живая вода? (выслушать ответы детей) Молодцы, интересные у вас ответы получились. А на чем мы полетим или поедем в сказочную страну за сундуком со сказками? Ответы детей: на воздушных шариках, на ковре -самолете, на ступе Бабы- яги, на Гусях- лебедях, на летучем корабле, на Емелиной печке

Дети выбирают на воздушных шарах.

Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

-Сказочница: что бы не сбиться с пути, нам лабиринты надо пройти. И мы узнаем верную дорогу в сказочную страну.

Сказочница: Ой, ребята, посмотрите, тут платочки для девочек и картузы для мальчиков (Подходят к печке) Значит мы на правильном пути! (Мальчики надевают картузы, девочки накидывают на плечи платки)

Предложить каждой команде пройти Лабиринт до сказочной страны.

Кто первый проходит, получает фишку.

- Сказочница: Вот и попали мы с вами в сказочную страну… Звучит музыка, вбегает Баба-Яга.

- Привет, детишки! Пришли сундук искать со сказками? Ничего у вас не получится. Мой друг, Кощей Бессмертный, (показывает на экран) украл сундук с русскими народными сказками, потому что нам надоело, что в сказках добро всегда побеждает зло. Сундук Кощеюшка спрятал надежно, так что вы не сможете его найти! ХАХАХААА!

Сказочница: Ребята, мы с вами 2 дружные команды и должны обязательно отыскать сундук. Но чтобы его найти вы должны пройти испытания Бабы-Яги. Мы будем выполнять их. Как всегда за правильный ответ я буду давать вам фишки, ой, а где же они? Баба Яга, ты их взяла? Ну, хорошо, ты будешь давать фишки, а  потом  мы их обменяем вместе с иглой на сундук. Вы готовы, ребята?  

 Задание  «Дополни имя».

(На экране появляются иллюстрации к сказкам.   Воспитатель называет часть имени героя данной сказки. Дети дополняют это имя.)

У сказочных героев чаще всего встречаются двойные имена. Вам будут показаны иллюстрации к сказкам и названа только часть имени персонажа. Вам нужно дополнить имя сказочного героя.

1 команда «Волшебники»

Кощей … - Бессмертный

Василиса … - Прекрасная

Сестрица… - Аленушка

Заяц… - Хваста

2 команда «Сказочники»

Иван… - Царевич

Братец… - Иванушка

Змей… - Горыныч

Крошечка… - Хаврошечка  

-Сказочница: Ну, что, Баба-Яга, справились ребята с твоим заданием?

-Баба-Яга -Ладно, получайте свои фишки.

-Сказочница- А теперь ты нас пропустишь в Сказку?

-Баба-Яга-Ишь чего захотели? Вот вам еще заданьице!

  «Сказочная мозаика».

Баба-Яга: Вот скучала я, скучала в своей избушке и разрезала ножницами иллюстрации к сказкам. Вам необходимо их восстановить.

(Командам даются разрезанные иллюстрации к сказкам Дети восстанавливают картинки и называют сказку.)

Сказочница: Ребята, подумайте, какое может быть другое окончание сказки, иллюстрацию которой вы собрали? (Выслушать ответы детей)

  -А теперь справились ребята?

Баба-Яга: ладно, получайте свои фишки. Ох, устала я, не хочу больше вам ничего загадывать! Уходите, уходииите!!! в следующий раз придете за сундуком! Все, пока! (Разворачивается и собирается уйти)

Сказочница: Баба-Яга, ну пожалуйста, не уходи. Мы такой длинный путь прошли. У нас есть веселая физ минутка.. Твоя усталость сразу пройдет! (Дети, Б-Я, Сказочница выполняют физ минутку)

Раз, два, три, четыре,

 

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

 

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - бросим.

Два – поймаем.

 

Три – уроним.

И … сломаем.

Физ.минутку можно повторить несколько раз с ускорением.

Сказочница: Молодцы ребята, Б-Я отдохнула с ребятами?

 

Б-Я: отдохнула, отдохнула!

   «Загадки от Бабы Яги»

Баба-Яга: Ладно, получайте фишки.  а до 4 х считать умеете?

Сказочница: Да, ты, что, Баба-Яга?!  наши ребята в школу пойдут, они умеют считать не только до 4 х, правда, ребята?

(Командам выдаются лазерные указки. Задается вопрос. На экране появляются 4 картинки с цифрами, капитаны команд показывают указкой на картинку с нужным вариантом ответа и называют номер.)

Баба Яга:

Я летела на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла

Да загадки сочиняла.

В гости к Лешему сходила –

Все отгадки позабыла.

Помогите мне, ребятки,

Отгадать мои загадки.  

Команда «Волшебники»

1.У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.   (Гуси-лебеди)

Команда «Сказочники»

 2. Лисий дом был изо льда.  

 Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного Лиска выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Лиса;  Заюшкина  избушка)

  Команда «Волшебники»

1. Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

Команда «Сказочники»

2. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Сказочница: А теперь ребята молодцы? Баба-Яга?

Баба-Яга: Ладно, держите фишки! Но Нееет, вы так просто от меня не уйдете за сундуком! Хочу еще проверить, как ваши детишки знают буквы!

Задание «Угадай название сказки» Вот вам буквы (Б-Я дает командам буквы)  слова: ПЕЧКА, ЩУКА

Б-Я: Соберите буквы в слова и назовите, из какой сказки убежали эти слова.

 (дети выкладывают на магнитной доске буквы, говорят название сказки) «По щучьему веленью»

Баба-Яга: А почему у вас буквы то разноцветные? Синие, зеленые, красные? ААААА! Это для меня сделали, что бы красиво было!

Сказочница: Баба-Яга , наши ребята в школу пойдут, и они знают, что гласные буквы-отмечают красным цветом, синим-твердые согласные, а зеленым-мягкие согласные.

Баба-Яга: ишь, какие умные! Ладно, получайте фишки. Буквы вы тоже знаете, а слушать внимательно ваши ребятки умеют?

  Задание «Угадай-ка».

 Задается вопрос по очереди каждой команде:

1)    Какое животное взяли с собой Семь Семионов?

1.    Козленка.

2.    Кота.

3.    Поросенка

2)    Как Маша из сказки «Маша и Медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?

1.    В корзине.

2.    В рюкзаке.

3.    В коробе.

3)    Каким необычным видом транспорта воспользовалась лиса из русской народной сказки «Лиса и Волк», чтобы вернуться в лес.

1.  На   Летучем корабле

2.   На печке.

3.   На Волке.

4) Как звали медведицу из русской народной сказки «Три медведя»

1.Настасья Петровна.

2.Настасья Филипповна.

3.Настасья Ивановна.

Баба-Яга: Ой, ну все то вы знаете! И цифры знаете, и буквы знаете, и внимательно слушать умеете!  Держите фишки. Ребята, если вы такие умные, не поможете разобрать «Сказочные телеграммы».(просит ,уговаривает)

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Много их!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

-Сказочница: Так- это Лешего сумка, Баба-Яга! Он ее потерял.  Ребята, поможем Б-Я прочитать телеграммы.

(Дети садятся на ковер, по очереди достают из сумки Бабы-Яги телеграммы и читают вслух, называют того, от кого пришла телеграмма и из какой сказки этот герой). Сказочница помогает детям прочитать телеграммы.

1)    «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)

2)    «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)

3)    «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)

4)    «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)

5)    «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)

6)    «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)

7)    «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)

8)    «Царь-Батюшка, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)

Б-Я- Вот спасибо, ребяточки, пойду разносить телеграммы! Помогу Лешему. Вот вам еще фишки!

Сказочница: Баба-Яга, а про сундук ты забыла? ты же обещала нам показать дорогу к нему! Мы все твои задания выполнили!

 Баба-Яга: Ой, и правда, про сундук то я и забыла. Вот вам волшебный клубочек,он вас и приведет прямо к сундуку со сказками.

- Сказочница: Баба-Яга, а я нашла иглу в лесу, передай ее Кощею-Бессмертному. Мы надеемся, что Кощей станет добрее и больше не будет прятать сказки.

- Баба-Яга: хорощо, я передам иглу Кощею. До, свидания, ребята.

Сказочница разматывает клубок и на экране клубок катится к сундуку.

Все дети подходят. В сундуке лежат раскраски с русскими народными сказками и угощения для детей от героев сказок.

-Сказочница: Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Давайте посчитаем ваши фишки. (Дети считают фишки, капитаны говорят результат.) Победила дружба. Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?

- А как вы думаете, для чего нам нужны сказки? Чему они учат?

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Звучит музыка В Дашкевича «Приходи, сказка»

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по мотивам русских народных сказок "Сказка за сказкой"

интерактивная игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам»

Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к ус...

Конспект НОД игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель:Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь...

Игра- викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

Игра-  викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки" предназначена для детей старшего дошкольного возраста...

Проект «По страничкам русских народных сказок «В гостях у сказки!» с детьми среднего дошкольного возраста

Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства....

Конспект НОД игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам в подготовительной группе

Программное содержание. Обучающие задачи:Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.Учить узнавать сказку по заданию.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.Развива...

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Презентация Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки". Игра-викторина даёт возможность в игровой форме развить у детей умение систематизировать ...