Сказочные страницы Константина Ушинского
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Иванова Ольга Александровна

Литературный досуг "Сказочные страницы Константина Ушинского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_dosug.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 23 с. Таврово Белгородского района Белгородской области»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ

ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ

КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО»

(подготовительная группа)

АВТОР:

Иванова Ольга Александровна,

воспитатель.

Домашний адрес: Белгородский район

с. Таврово, микр. Таврово-10,

ул. Дорожная дом 25, тел.: 8-919-222-50-87

Email: goshavova@mail.ru

2023 год

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ

Тема: «Сказочные страницы Константина Ушинского»

   

Автор: воспитатель Иванова Ольга Александровна

   

Интеграция образовательных областей: познание, безопасность, физическая культура, коммуникация,  художественное творчество.

Возраст детей:  подготовительная  группа

Способ организации: с подгруппой (группой) детей.

Программные задачи:

Тип занятия: информационно-познавательный

Вид занятия:  литературная гостиная

Цель: приобщать детей дошкольного возраста к национальной культуре, русским народным традициям, направленным на развитие духовно-нравственной личности дошкольников через восприятие произведений К. Д. Ушинского.

Задачи:

Образовательные:

  • повышать интерес у детей к книге, в частности к творчеству К.Д. Ушинского;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки,  речь, навыки выразительного чтения в инсценировании произведения (соблюдать паузу, использовать мимику, жесты, передавать настроения и чувства героев) мышление, память, внимание, способность творить,  наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: формировать духовно-нравственные понятия, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

  • чтение произведений К. Д. Ушинского и рассматривание ил-люстраций к ним;
  • изготовление костюмов, шапочек-масок по произведениям К. Ушинского;
  • создание мультимедийной презентации.

Материалы: мультимедийная презентация, аудиозапись - микс к рассказу «Дети   в роще», выставка книг К. Ушинского, театральные атрибуты (маска ветра, маска солнца, плащ, маска зайца, снежинка, маска огурца, костюм медведя, барабан, гусли), цветные карандаши, альбомные листы для рисования.

Технические средства: мультимедиа проектор, ноутбук

Приветствие воспитателя:  

Я рада приветствовать участников литературной гостиной (дети садятся за столы, которые расставлены полукругом).

Как хорошо уметь читать.

Об этом должен каждый знать.

Сутеев, Успенский и Барто

Нам подарили творчество своё.

Мы много книжек прочитали

И многое из них узнали,

Константин Ушинский нам знаком.

 Об этом речь мы поведём.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. На экране изображены  три портрета известных вам писателей, с творчеством которых мы хорошо знакомы. Назовите имена и фамилии этих писателей.

Воспитатель: Чей это портрет?(слайд 2)

Здесь и далее дети, знающие ответ на вопрос, поднимают руки  и отвечают. Отвечает ребёнок, выбранный воспитателем.

Ребёнок: Это портрет Юрия Макарова.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о Юрии Ивановиче Макарове?

Ребёнок: Юрий Макаров – белгородский писатель, свои произведения  он посвятил детям.

Воспитатель: Какие произведения Юрия Макарова вы можете назвать?

Ребёнок: много стихотворений и такие рассказы, как «Хорошо живёт Трезор», «Если будете дразниться», «Вот какие гости» и другие (слайд 3).

Воспитатель: Внимательно посмотрите на второй портрет, кто изображен на нем? (слайд 4) Внимание, дети, принимаю только полные, развернутые ответы.

Ребёнок:  На этом портрете изображен детский писатель Андрей Усачёв.

Ребёнок: Правильно, а с какими героями Андрея Усачёва мы совсем недавно познакомились? Кто скажет?

Ребёнок: перечисляет героев сборника сказок «Умная собачка Соня», «Жили-были ёжики» (слайд 5)

Воспитатель: Все верно, очень интересные и смешные сказки.

А вот на третьем портрете изображен…(слайд 6)

Ребёнок: На третьем портрете изображен Константин Ушинский

Воспитатель: Кем был этот человек?

Ребёнок: Константин Ушинский -  писатель. Он сочинял рассказы и сказки для детей.

Воспитатель: Всё правильно, Константин Дмитриевич Ушинский – всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, он написал огромное количество интересных и очень познавательных рассказов о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх (слайд 7)

А сейчас я для вас подготовила интересное задание: закройте глазки и внимательно прислушайтесь. (Звучит аудиозапись - микс  к рассказу К.Д. Ушинского «Дети в роще» ( сначала шёпот  школьной перемены, далее звуки рощи, жужжание пчёлки, звуки бегущего ручейка, пение птиц) (приложение № 1). Что вы услышали сначала….потом….далее. Как вы думаете,  что связывает все эти звуки, какой рассказ Константина Ушинского я здесь зашифровала? (Ответы детей.) Давайте мы вспомним краткое содержание рассказа и ответим на вопрос: Чему учит нас этот рассказ? (нужно прививать детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже играть, гулять) (слайд 8)

Какую пословицу из предложенных можно отнести к данному рассказу?

  • Красна птица пением, а человек – умением
  • Сделал дело – гуляй смело
  • Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят

ФИЗМИНУТКА

Козлики утром рано встали (потянуть ручки вверх, ножки на носочки)

И на мостике играли

По дощечкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык? (ходьба на месте)

А меня лошадка ждёт (руки в замочек и за спинку, ножки высоко поднимаем)

Головой она трясёт (повороты головы в сторону)

Гривой на ветру играет,

Козликов на мостике считает (наклоны в сторону)

Раз-два, раз-два

Приседает детвора! (приседания)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (потянули ручки вверх)

Вверх на солнце посмотрели

И нас всех лучи согрели! (зажмурили глазки и открыли, повторить несколько раз)

Дружно хлопнем

Раз, два, три (хлопки)

На свои места уйди!

Воспитатель: настало время поиграть нам с вами в РЕЧЕВУЮ ЗАРЯДКУ (цель: развитие связной речи, мышления, интереса к сказке). Я начну рассказывать сказку, но не всю, а только начало. Кто узнает сказку, расскажет нам ее до конца: «Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей».

Ребёнок, первый узнавший сказку рассказывает ее до конца (сказка «Два козлика») (слайд 9)

Воспитатель: Я предлагаю вам, поставить себя на место героев: как бы вы поступили в такой ситуации? (дети предлагают свои варианты, каждый вариант совместно обсуждаем)

Воспитатель: Следующее интересное творческое задание: на столе лежат различные театральные атрибуты (маска ветра, маска солнца, плащ, маска зайца, снежинка, маска огурца, костюм медведя, барабан, гусли), ваша задача внимательно рассмотреть все атрибуты и постараться определить сказку и инсценировать  нам ее, используя предложенные атрибуты.

Ребята отгадывают сказку («Ветер и солнце») самостоятельно (в случае затруднений воспитатель помогает) распределяют роли (человек в плаще, Солнце  и Ветер) и участвуют в инсценировке сказки перед детьми.

Воспитатель: Молодцы ребята – вы очень интересно показали нам сказку. Спасибо большое.

Воспитатель: Дети, мы познакомились со многими произведениями Константина Ушинского. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним поучительным  рассказом, а о ком в ней пойдёт речь, догадайтесь:


Чей там хвост и чья там грива,
Словно по ветру летят?
Под копытами  игриво
Искры яркие блестят...
Проскакал – и  тут же скрылся!
Как сквозь землю провалился!
Кто же это? Вот загадка...
Это –  резвая ...(
Лошадка)


          Сегодня я познакомлю вас  с рассказом К. Д. Ушинского «Слепая лошадь», который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми. Садитесь правильно и послушайте внимательно.

Чтение рассказа К.Ушинского «Слепая лошадь».
Воспитатель: то главный герой этого рассказа? (дети: слепая лошадь)
Воспитатель: Кем был для Уседома Догони-Ветер? (дети: любимой лошадью)

Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом? (дети: на него напали разбойники)

Воспитатель: Кто спас Уседома? (дети: Уседома спасла лошадь)

Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню? (Дети: чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его, как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса) (слайд 10)

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? Как получилось, что Догони-Ветер остался слепой? (дети: Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой…)

Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? (дети: прогнать его)

Воспитатель: Как чувствовал себя Догони-Ветер? (дети: одиноким)

Воспитатель: Как вы понимаете слово «одиночество»?
«Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
         На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Чем закончилась сказка? (ответы детей)
(слайд 11)

       Чему же научила вас эта сказка? (дети: быть добрыми, добрыми к людям, к животным)

Воспитатель: Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром,  а доброта начинается с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим»).

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется  «Покажи мимикой и жестами».

         Воспитатель предлагает по желанию детей показать мимикой и жестами эмоциональное состояние героев в следующих ситуациях:

  • Встреча Уседома в большом и темном лесу с разбойниками
  • Догони – Ветер на площади города
  • Уседом перед жителями города

Игра «Покажи мимикой и жестами» (цель игры: учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, эмоциональное отношение героя к происходящему вокруг него, развивать воображение, наблюдательность).

 Воспитатель: в завершении нашей встречи прошу вас нарисовать любой понравившийся эпизод или героя из любой сказки или рассказа. Но рисовать мы будем по-особенному. В своём рисунке вы используете геометрические фигуры, фигуры только одного вида, например, у вас должна получиться  квадратная сказка  или круглый рассказ.

«Сказки по комическим рисункам» (цель: развивать навыки быстрого и четкого рисования используя геометрические фигуры (квадратная сказка, треугольная, овальная, круглая и т. д.). все персонажи нарисованы с помощью избранной формы. Используется для создания комиксов и т. д., в результате получается смешная сказка). Воспитатель помогает детям, испытывающим трудности в выборе эпизода или персонажа)

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к своему завершению наша встреча, эту встречу мы посвятили замечательному русскому писателю Константину Ушинскому. Можно с уверенностью сказать, что рассказы и сказки Ушинского будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность, сострадание и доброта.

 РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Чемодан» (цель: выделение главного, определение важности материала, привлечение к работе всех детей, получение информации о понравившихся методах работы).

        Воспитатель предлагает встать деткам в круг, в руках у него чемодан (рюкзак). Педагог предлагает сложить в чемодан только самые необходимые вещи, нужные для путешествия в далекое будущее.

Воспитатель: Давайте  мы с вами положим в чемодан те важные знания и умения, которые вы получили сегодня на занятии. Дети поочередно  выражают свои мысли – ответы и  воображаемо  складывают их  в чемодан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Сказочные страницы»

Цель: Закреплять знание детей о перелётных птицах.Задачи:1.     Закрепить знания детей о сказках (авторских и народных ).2.     Продолжать учить детей делить сл...

Квест – игра «Про сказочные страницы» для детей подготовительной группы

Квест – игра «Про сказочные страницы» для детей подготовительной группыЦель: способствовать формированию у детей интереса к художественной литературе, создать позитивный эмоцион...

Дидактическая игра по содержанию произведения Константина Ушинского «Дети в роще».(презентация)

Закреплять умение детей классифицировать (птицы, насекомые, животные, растения)...

В центре детского чтения открылась выставка " Сказочные уроки Константина Дмитревича Ушинского

В 2023 году в России отмечается 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Эта дата совпадает с объявленным в стране Годом педагога и наставника. Имя Ушинского занимает особое место в ...

Занимательные факты об Константине Ушинском

интересные факты об известном педагоге Константине Ушинском...

Константин Ушинский - писатель и педагог

Презентация содержит материал  для ознакомления  педагогов с трудами К. Ушинского и произведениями написанных для детей...

Интерактивная игра-мнемотаблица к рассказу Константина Ушинского "Четыре желания"

Рассказ Константина Ушинского о природе. Рассказ о временах года. Рассказ о мальчике Мите и его впечатлениях о каждом времени года. Рассказы для детей среднего школьного возраста.ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯВитя на...