Викторина по сказкам С.Я. Маршака для детей старшей группы
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Маркус Оксана Николаевна

Разработка и проведение данного мероприятия вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_s.ya_.marshaka.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи: закрепить знания  детей о творчестве С. Я. Маршака. Развивать слуховое  восприятие, память,  речь, коммуникативные навыки  и культуру поведения, эмоционально-волевою  сферу.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.

Материал: кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медали «Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.

Действующие лица:

Ведущая, почтальон, Дама.

Ход:

В: - В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это! Я буду вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.

  1. Сунул голову в окошко,
    Поглядел …
    - Да это кошка!
    Пропадешь ты здесь в огне.
    Полезай в карман ко мне!

В: - Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

2. Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку!

В: - Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

3. Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Вот такие чудеса!

В: - Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

4. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

В: - Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?

В: - Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

6. Люди спрашивают:
- Кто это у вас? 
А девочка говорит:
- Это моя дочка. 
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки? 
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.

В: - Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

В: - Вы отгадали 6 слов - вставьте их в кроссворд. (Кузьма, багаж, звери, мышонок, почтальон, котенок).

1

к

у

з

ь

м

а

 

 

2

б

а

г

а

ж

 

3

з

в

е

р

и

 

4

м

ы

ш

о

н

о

к

 

5

п

о

ч

т

а

л

ь

о

н

 

6

к

о

т

ё

н

о

к

В: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, у нас в кроссворде появилась фамилия  писателя. Это Самуил Яковлевич Маршак. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.

В:

- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С Цифрой»5» на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке?
Это он, это он ...

Дети (хором):

Ленинградский почтальон! (Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.)

Почтальон:- Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?

В: - Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.

Почтальон:- А ребята знают, как называется это  произведение? Ответы детей («Почта»).

Почтальон: - Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место - в наш детский сад.

В: - Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

Почтальон: - Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

Почтальон: - Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

Бегемот разинул рот:
Булки просит …
(бегемот)

Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой …
(ножке)

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему …
(поможет)

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от …
(страха)

Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему …
(бока)

В: - Молодцы, ребята! Справились с заданиями. (Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.)

Почтальон: - Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором):

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три – беги!

(Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание «Назови героя»)

1. Усатый …(полосатый)
2. Ванька …(встанька)
3. Умный … (мышонок)
4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)
5. Детки в … (клетке)

В: - Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием. (Почтальон достает следующий конверт с заданием)

Почтальон: - Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

- Ой, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
(Утка)

- Ой, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
(Жаба)

- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
(Лошадь)

- Баю-баюшки.
Успокойся, говорю.
(Свинка)

- Ты,  не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
(Курица)

-  Спи, мой крошка!
Мы с тобою  ляжем спать, на кровать!
(Кошка)

А чью песню не смог услышать мышонок?
(Щука)

(Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.)

Почтальон: - А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».

Тигрёнок

Вы не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.

Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в белые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра

Почтальон хвалит детей. В зал входит Дама.

Дама: - Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе даже представить не можете! У меня опять проблемы с моим багажом! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». И я до сих пор не могу получить свой багаж назад!

Почтальон: - Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. Давайте все вместе вспомним, что сдавала в багаж Дама? (Ответы детей.)

Игра-аттракцион «Багаж»

В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и остаётся с детьми.

(Почтальон достает маленький сверток, разворачивает его с помощью Дамы и достает колечко)

В: - Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!

Почтальон: -Ребята, давайте встанем все в круг и поиграем в игру «Колечко».

Игра «Колечко» (Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».)

Почтальон:

- Покатилось, покатилось Машино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Колечко, колечко выйди на крылечко! Оставляет колечко у кого-то из детей. Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.

В: - Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Почтальон: - А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец. («Барбарики»)

(Почтальон достает посылку и вместе с Дамой раздаёт детям медальки «Знатоки сказок».  Герои прощаются с детьми и уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились...

Инсценирование сказки Самуила Маршака "Сказка о глупом мышонке" для детей старшей группы.

Цель: закрепить содержание художественного произведения через драматизациюЗадачиСпособствовать закреплению и обобщению знаний о русских народных сказках, содержания сказки «Сказка о г...

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Развитие интереса к художественной литературе через творчество С.Я. Маршака....

Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы

Литературная викторина по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для детей старшей группы Задачи: Обучающие: Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского; ...

Викторина по сказкам К.И. Чуковского для детей старшей группы

Разработка и проведение данного мероприятия вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению....