Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Павлова Анастасия Владимировна

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

 для детей старшего дошкольного возраста.

        Технологии: элементы театрализации, отгадывание загадок, коммуникативные игры, динамическая пауза.

Воспитатель: А.В. Павлова

        

2013

Задачи психолого – педагогической работы:

        Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Развитие интереса к художественной литературе и чтению

        Предварительная работа

        Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака, просмотр диафильмов, мультфильмов по произведениям поэта, подготовка выставки рисунков и творческих работ  к сказкам (детские и совместные работы детей и родителей).

        Действующие лица (взрослые):

        Почтальон.

        Дама.

        Рассеянный.

 Ход викторины:

Дети входят в зал и садятся на свои места. Раздается стук в дверь.

Воспитатель.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Открывается дверь, входит Почтальон.

Это он, это он…

Дети (хором).

Ленинградский почтальон!

Почтальон. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте!

Почтальон. А откуда вы меня знаете?

Воспитатель. Вы пришли к нам из книги замечательного писателя – Самуила Яковлевича Маршака.

Почтальон. Совершенно верно! А ребята знают, как называется эта книга?

Ответы детей.

Почтальон. Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы, посылки и газеты. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма, посылки и телеграммы адресованы в одно и то же место.

Воспитатель. Дорогой почтальон, вы попали как раз по адресу, и мы с удовольствием примем все письма, посылки и телеграммы, которые вы принесли.

Почтальон. Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

  1. Инсценированное стихотворение

Дети исполняют заранее подготовленные сценки на любое стихотворение Маршака.

Почтальон. Молодцы, ребята! А теперь посмотрите - у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

 

Бегемот разинул рот:

Булки просит… (бегемот).

Воробей просил ворону

Вызвать волка к … (телефону).

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой… (ножке).

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как… (долотом).

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему… (поможет).

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь… (побелели).

Кто ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный… (грыз).

Мед в лесу медведь нашел,-

Мало меда, много… (пчел).

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от… (страха).

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Таракан живет за печкой,-

То-то теплое… (местечко).

Ученик учил уроки –

У него в чернилах… (щеки).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему… (бока).

Эта кнопка и шнурок –

Электрический … (звонок).

Почтальон (достает маленький сверток, разворачивает его с помощью детей и достает колечко). Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!

  1. Игра «Колечко»

Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».

Почтальон.

Покатилось, покатилось Олино колечко,

Покатилось, покатилось с нашего крылечка,

Покатилось колесом, притаилось за кустом.

Колечко, колечко выйди на крылечко!

Оставляет колечко у кого-то из детей.

Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.

В зал входит Дама.

Дама. Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». До сих пор не могу получить свой багаж!!!

Почтальон. Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята.

  1. Игра-аттракцион «Багаж»

В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и прощается с детьми.

Почтальон (достает следующий конверт с заданием). Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду. (Утка)

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара. (Жаба)

- Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок. (Лошадь)

- Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю. (Свинка)

- Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло. (Курица)

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)

А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)

Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.

Почтальон. А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.

Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Совята», «Зебры».

Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, - в ней находится мячик.

  1. Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором). Мой веселый, звонкий мяч,

                      Ты куда помчался вскачь?

                      Желтый, красный, голубой,

                      Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу; тот, у кого мяч остался с концом предложения, разворачивается и держит мяч на вытянутых руках перед собой. Дети, стоящие справа и слева от мяча, встают спина к спине и по команде обегают круг и стараются взять мяч первым.

Почтальон. Это письмо очень давно пришло в ваш сад. В нем были написаны герои произведений Маршака, но из-за того, что письмо долго шло, часть имени стерлась. Вам предстоит восполнить то, что уже никак не прочитать.

  1. Усатый-… (полосатый).
  2. Ванька-… (Встанька).
  3. Сорок четыре веселых… (чижа).
  4. Петя-… (попугай).
  5. Умный… (мышонок).
  6. Рассеянный с улицы… (Бассейной).

В зал входит Рассеянный.

Почтальон. О, а вот и он сам пожаловал к нам! Какая приятная встреча!!!

Рассеянный.

Глубокоуважаемый вагоновожатый!

Вагоноуважаемый глубоковожатый!

Во что бы то ни стало мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

Почтальон (детям). Ребята, кажется, наш рассеянный опять все перепутал! (Рассеянному.) Уважаемый Рассеянный с улицы Бассейной! Вы находитесь не в трамвае! Вы пришли в детский сад! Мы очень рады, что вы к нам зашли, потому что наши ребята прекрасно знают и любят Маршака, а историю о вас наши ребята прекрасно знают из книжки этого замечательного писателя!

Рассеянный. В моей жизни все время происходят странные истории. Я все время путаю и забываю. Я очень рассеянный человек – это правда! А ваши ребята знают много произведений Маршака? (Ответы детей.) Я очень люблю сказку про Доктора Айболита!

Почтальон. Рассеянный, вы что-то опять все перепутали! Про Доктора Айболита написал Корней Чуковский. Ведь и другие писатели писали для детей!

Рассеянный. Я хочу попросить вас помочь мне разобраться, какие еще произведения написал Самуил Яковлевич, а какие написаны другими авторами. Если  я назову произведение Маршака - вы хлопаете в ладоши, а если я назову произведение, которое написал кто-то другой, - топайте ногами.

  1. Игра «Чья книга?»

Рассеянный хвалит детей и благодарит их.

Рассеянный (почтальону). А что за сумка у вас на плече?

Почтальон. Так ведь я же почтальон из книги Маршака…

Дети. «Почта»!

Почтальон. А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, кА мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец.

  1. Веселый танец

Почтальон достает посылку и вместе с Рассеянным раздают детям призы и подарки; прощаются с детьми и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по произведениям Б.Заходера для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"

Закрепление и систематизация знаний произведений Б.заходера в форме игровых упражнений....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

    Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи:  - активизировать знания детей о русских народных сказках...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...