: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Власова Елена Викторовна

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.   

     Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx58.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка» 

 

Власова Елена Викторовна.

 

 Должность: воспитатель.

 

По теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

                            Подготовительная группа. 6-7 лет.

 

15.09.2021 г.

 

 30.05.2022г.

 

 

 

 

 

 

 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О педагога: Власов Елена Викторовна.

Дата рождения: 15.04.1971.

Стаж работы в должности: 21 год.

Образование: Бакалавр. Институт бизнеса, психологии и управления. 2015 г.  

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении:

Высшая квалификационная категория, 2219 год, приказ №

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)

1.Курсы повышения квалификации «Особенности реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» декабрь 2020 г. «Академия социального управления»

2.Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Успешные практики реализации требований ФГОС ДО» апрель - май 2021 год. Образовательный цент «Галерея проектов»

3. Курсы повышения квалификации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в ДОУ. Изменения 2021г» май – июнь 2021 год. УЦ ДО «ВсеВебинары.ру»

4. Прошла профессиональную переподготовку в «Центр переподготовки кадров ХХ|  век» НОЧУ ДО «ППЦ Мери Поппинс» по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО» в обьеме: 520 часов. С 14 декабря по 07 апреля 2022г. Регистрационный номер 05300. 77224714812

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

              

 

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

 

Актуальность выбранной мной темы:

     Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.   

     Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

     Ребёнок 6-7 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

     Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

     Воспитателям, также, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Рисование;

Формы организации:

Занятие по художественной литературе;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества. 

Перспективное планирование работы с родителями на 2021-2022 учебный год

Сентябрь

Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка».

Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребенка».

Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»

Октябрь

Консультации для родителей: «Виды работ по чтению, которые можно использовать дома», «7 секретов воспитания интереса к чтению».

Памятка для родителей «Как работать с книгой. Какие вопросы полезно задавать».

Ноябрь

Консультации для родителей: «Почитай, мне мама!», «Воспитание сказкой».

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

Памятка для родителей «5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей».

Декабрь

Памятка для родителей «Как читать детям».

Консультации для родителей: «Зачем детям сказки?», «Читаем сказку в сотый раз…»

Январь

Консультации для родителей: «Научите ребенка любить книгу», «Как поддержать у детей интерес к сказке».

 Февраль

Консультации для родителей: «Почему дети не читают», Экскурсия в библиотеку.

Март

Консультации для родителей: «Сказка помогает, сказка учит, сказка лечит», «Приемы работы со сказкой. Чтение сказки и ее анализ».

Апрель

Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением».

Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».        

Май

Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»,

3. Заключительный этап:

Подготовка отчета о проделанной работе за учебный год.

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

7. Интернет - ресурсы.

Ожидаемые результаты для детей:

  • у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
  • разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
  • у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
  • разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
  • умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Ожидаемый результат для родителей

                 

 Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению

  художественной литературы дома.

 

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

 Этапы работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях. посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2022г.

        

 

 

Содержание работы по самообразованию.

Сроки

Тема

Содержание

Практический выход

сентябрь

 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

 

 

сентябрь

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

 

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое изучение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.               2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.                               3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.                     4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.                                            5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.                                                              6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.                                           7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».                                                              8. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».                                         9. Интернет-ресурсы.

Изучение литературы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

Практическая деятельность.

 

 

 

 

 

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной деятельности

 в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и технологий в интернете.

4. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка».

5. Выставка книг для родителей.

6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».

7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов.

9. Отчёт по теме самообразования.

 

Консультации для родителей, консультация для воспитателей; составление картотек игр, драматизаций- игр; оформление выставки для родителей.

 

 

 

май

Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- у детей формируется ценностное отношение к книге;

у детей развивается интерес к чтению художественной литературы;

- у детей формируется позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и 

самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание.

- формирование у родителей осознания важности и необходимости в чтении художественной литературы детям дома.

 

отчёт

 

  

 

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.

 

Изучение литературы по теме.

 

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

 

Работа с родителями

 

 

 

Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»

 

 

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш город», «Золотая осень», «Осень в лесу».

 

Октябрь

Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги»

Изучение литературы по проблеме.

 

 

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные»

 

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

 

 

Ноябрь

Посещение занятий воспитателей по развитию речи (Ознакомление с художественной литературой).

 

Обмен опытом по проблеме.

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).    

Чтение произведений по темам: «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки».

 

 

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

 

Декабрь

 

 

 

Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

 

Знакомство с литературой.

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника».

 

 

Работа с родителями

                       

Оформление выставки для родителей: Выставка книг.

 

 

Январь

 

 

 

 

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному воспитанию.

 

Подбор материала по теме.

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда».

Дидактическая игра «Расскажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», насто-льно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

 

Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток.

 

Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

 

Февраль

Изучение темы: «Роль сказки в  воспитании детей».

 

Изучение литературы.

        

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

 

 

 Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.

Открытое занятие для педагогов «Дорога добра».

 

Март

Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам)

 

Изучение и подбор литературы.

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», «Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какого произведения герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

 

Работа с родителями

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

 

 

Консультация для педагогов (выступление на педсовете).

 

Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».

 

Апрель

Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала.

Открытое занятие для родителей на тему «В гостях у сказки».

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости».                                  Чтение произведений по темам: «Перелетные птицы», «Космос».

 

Работа с родителями

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя люби-мая сказка».

 

Май

Самоанализ плана самообразования.

 

Обобщение  опыта

 

Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам).

Чтение произведений по темам: «Мой город», «Домашние животные».

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации).

 

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»

 

 

 

 

 

 

План работы с детьми. Литература для чтения художественных произведений.                                                                                      

 

Месяц

Тема

Произведения для чтения

Задачи

Сентябрь

«Дары осени»

 

Песенки «Лиса рожью шла…» и др.

«О чем печалишься осень?» Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций 

                        

 

 

- ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-привитие навыков трудового воспитания.

 

 

«Наш город»

 

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Хроменькая уточка». Л. Нечаев

 

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и порядочности.

 

 

«Золотая осень»

 

С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу».

Е. Трутнева «Осень»

М. Волошин «Осенью»

Л. Станчев «Осенняя гамма»

Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

 

-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать окружающую природу.

 -учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки

Октябрь

«Родная земля – кормилица – хлеб»

 

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».

Т. Габбе «Айога»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

 

-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью;                                              

 -воспитание желания трудиться.

 

 

«В гостях у бабушки Ульяны»

 

Сказка «Сивка-бурка»;

А. Толстой «Царевна-лягушка»

Туркменская народная сказка «Падчерица»

Ш. Перро «Красная Шапочка».

 

-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным

персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами

 

 

«Домашние животные»

 

Сказка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»,

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

М. Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка», «Слепая лошадь»

 

-ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших.

-Закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанрах 

Ноябрь

«Труд взрослых в детском саду»

А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

А. Фомин «Подружки».

И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

 

-ознакомление детей с трудом взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействовать трудовому воспитанию.

 

 

Поздняя осень (живая и неживая природа)

 

С. Воронин «Трусишка»

Н. Рубцов «Про зайца».

 

-углубление представлений о жизни животных;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание в детях единства слова и дела.

 

 

«Я и моя семья»

 

В.Осеева «Волшебное слово».

Л Толстой рассказы

 

-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои поступки.

 

 

Уроки Здоровейки

 

Э. Керра «Добрый доктор Айболит»

Е. Зайцев «Уроки Айболита».

Ф. Бах «Надо спортом заниматься»

С. Афонькин «Как победить простуду?»

Ч. Янчарский «Приключения Мишки-Ушастика»

 

-продолжение ознакомления детей с произведениями

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим.

 -Формировать основы здорового образа жизни

Декабрь

«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

 

Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», с. Есенин «Пороша»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Е. Трутнева «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы».

 

-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

 

 

«Бытовая техника»

К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон».

Сказка «Дядюшка ток» П. Крук

-расширять кругозор

-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;

-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно.

 

 

«В мире сказок»

 

«Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка».

С. Козлов «Зимняя сказка»,

А,И. Одоевский «Мороз Иванович».

 

-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию положительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм.

 

 

«Новый год»

 

С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

 

-расширение представлений детей о праздновании Нового года;

-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

-обеспечение нравственного воспитания.

 

Январь

«Дикие животные зимой»

 

С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь» и другие рассказы.

 

-обучение детей слушанию стихотворного текста;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания бережно относиться к живым существам.

 

«Предметы быта: посуда»

 

С. Могилевская «Поваренок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

Гайдар «Голубая чашка

В Катаев «Дудочка и кувшин».

 

-выявление специфики работы с посудой;

-закрепление у воспитанников культуры поведения за столом.

 

 

«Зимующие птицы»

 

М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

 

-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту.

 

Февраль

«Транспорт»

 

Б. Житков «Что я видел»,

З. Александрова «Светофорчик»,

А Гайдар «Чук и Гек»

Н. Калинина «Как ребята переходили Улицу»

 

-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

-развитие самостоятельности мышления;

-воспитание культуры поведения.

 

 

«Наша армия»

 

В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

З. Александрова «Дозор»,

 Л Кассиль «Главное войско», «Памятник солдату»

 

-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну.

 

 

«Наши папы»

 

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

 

-ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;

-развитие умения слушать не перебивая;

-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других.

 

Март

«Праздник мам»

 

Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела»,

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

 

-расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму.

 

 

«Наши добрые дела»

 

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка

«Два жадных медвежонка».

 

-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать свои эмоции;

-воспитание чувства коллективизма.

 

 

«Вежливость»

 

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».

 

-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;

-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали.

 

 

«Ранняя весна и ее признаки»

 

И. Соколова – Микитина «Весна – красна».

Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»

В. Сухомлинский «Весенний ветер»

 

-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу.

 

Апрель

«Уроки Здоровейки»

 

Р. Ротенберг «Расти здоровым»,

В. И. Мирясова «Таня и мячик».

 

- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;

-развитие желания заниматься спортом;

-воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

 

 

«Космос»

 

И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет».

 

-продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина.

 

Май

«Мой город»

 

В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

 

-ознакомление детей с новыми профессиями;

-развивать желание трудиться;

-воспитание чувства патриотизма.

 

 

«Домашние животные»

 

Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», К. Паустовский «Кот-варюга»

 

- ознакомление детей с жизнью животных;

-развитие желания помогать и защищать домашних животных;

-воспитание бережного отношения ко всему живому.

 

 

Алгоритм работы с книгой

1.        Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания   

иллюстраций.

2.     Чтение книги.

3.     Беседа и рассматривание иллюстраций в книге.

4.     Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)

Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...