консультация для педагогов "Театральная деятельность как средство развития речи у детей."
консультация по художественной литературе

Кулаева Светлана Витальевна

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца…»

Валентин Берестов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul._dlya_ped._teatral.deyat_.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                       Консультация для педагогов.

               Театральная деятельность как средство развития речи у детей.

  

Составила:

воспитатель 1 категории

                                                                                                                                                                 Кулаева Светлана Витальевна

                                                                                                                                                        МАДОУ «ДС №450 г.Челябинска»

                                                                            2023г

                                                     Консультация для педагогов.

                         Театральная деятельность как средство развития речи у детей.

  

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца…»

Валентин Берестов

Использование в работе с детьми театральную деятельность, позволяет развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, связную речь дают возможность скорректировать речевые и двигательные действия, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развить творческие способности детей.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  1. развитие связной речи;
  2. развитие понимание обращенной речи
  3. развитие сенсомоторной сферы;
  4. развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, коррекция и развитие артикуляционной моторики;
  5. развивать словесно-логическое мышление;
  6. коррекция  речевых и двигательных действий;
  7. улучшение памяти;
  8. развитие тактильных восприятий;
  9. развитие творческих способностей  детей.

     У детей самый любимый вид деятельности – это игра. Они любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в  разных местах.

     Самое эффективное для развития речи - активные игры, соединенные со словами из любимого стихотворения, сказки. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой вами развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Использование сказочного сюжета, персонажа или перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа, данного сюжета – это вызовет заинтересованность ребёнка, концентрацию его внимания и ненавязчивое осуществление желаемого результата.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние.            Рассмотрим виды театральной деятельности по ФГОС:

  • Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
  • Игры – драматизации.
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
  • Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
  • Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
  • Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
  • Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок.
  • Интеграция с социально-коммуникативной областью развития: экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.
  • Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (изонить, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
  • Интеграция с познавательной областью развития: знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
  • Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.
  • Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

        Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

                      «Играем со стихами»

Стишок можно не только рассказать, его можно и показать: к примеру, стишок «Идёт бычок качается»  на кисти руки нарисовать рожицу бычка.

- Исходное положение: ребёнок сидит на стуле, указательный и средний пальцы стоят на коленочке, остальные спрятаны в кулак. Движение начинается от живота.

Идёт бычок качается -  с высоким подъёмом пальчики медленно шагают по коленке.

Вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается, Движение пальцев ускоряется

Сейчас я упаду. (На каждый слог – «шаг пальцем») - на последнем слове пальчики оказываются на краю коленочки и падают с коленочки на пол.

Принцип этой игры прост: о чём говорю, то и показываю.

Игра «Расскажи сказку»

 «Мы две сказочницы, а игрушки это наши слушатели. Сегодня мы им расскажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Я буду начинать, а ты продолжать». Для лучшего внедрения в роль, лучше накинуть на плечи платочки, завязать фартучки.

Взрослый: Жили-были…

Ребёнок: Дед да Баба.

Взрослый: И была у них.

Ребёнок: Курочка Ряба. … И т.д. 

Затем можно предложить, чтоб ребёнок первый начинал, а вы продолжали рассказывать сказку.

Также можно театрализовать сказку куклами или самим исполнить роли, используя мимику, интонации и жесты персонажей.

Пальчиковый театр 

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Цель игры в пальчиковый театр - развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Задачами является учение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.

Как играть в пальчиковый театр?

Игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

В 2-3 года дети готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. 

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Следует сначала просто познакомить с куколками малыша, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем персонажи поочередно надевают себе на пальчики и общение с ребенком происходит от их имени. Можно предложить ребенку надеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее перед ребенком разыгрывается сказка. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала следует научить ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Что позволяет развить у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки. Какие виды театра можно использовать в группе детского сада.

  Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

 Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

 Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  3. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
  4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. Пособие, Великий Новгород, 2006. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность - как средство развития речи у детей 5-6 лет"

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность -  как средство развития речи у детей 5-6 лет"...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия.В этом может помочь театра...