Волкова Н.А. Кто как готовится к зиме. Читаем детям 5-7 лет.
картотека по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Кто как готовится к зиме».

Лексическая тема 

 «Дикие животные и их детёныши».

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формирование интереса и потребности детей в чтении.

“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство                                         для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.

Василий Александрович Сухомлинский

Содержание.

Жанр

Произведение

Задачи.

Сказки

Соколов-Микитов

И. С. 

«Листопадничек».

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес.

Сладков Н. И.

«Почему ноябрь пегий?»

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес.

Лопатина А. А.

«Орешник и медведь».

Познакомить со сказкой, помочь детям понять её смысл. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей.

Рассказы

Снегирёв Г. Я.

«Как птицы и звери к зиме готовятся».

Расширять знания детей о животном мире. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных.  Развивать, умение заинтересованно слушать рассказы.

Сладков Н. И.

«Синичкина кладовая».

Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес.

Соколов-Микитов

И. С. 

«Ёж».

Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.

Стихо- творение

Зих Е.

«Звери

готовятся к зиме».

Расширять знания детей о животном мире. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать познавательный интерес.

Сказки

Иван Сергеевич Соколов-Микитов 

«Листопадничек».

Задачи. Познакомить со сказкой Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять кругозор детей.  Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, я прочитаю вам то ли сказку, то ли быль. Сказка, потому, что птицы и звери разговаривают. Быль, потому что писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов рассказывает о настоящей жизни животных в лесу. Слушайте, пожалуйста, внимательно. Сказка называется «Листопадничек».

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало ещё скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замёрзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – ещё строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не даёт.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки. Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замёрзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдём на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят. Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров. Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке. Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху. Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадёшь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своём гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери. Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в тёплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота. Рассказал он братьям и сёстрам, как бегал за журавлями в тёплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Как вы думаете, почему зайчонок убежал из своего гнезда?

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в тёплые страны.

  • Дети, где зимовал Листопадничек?

— Остался Листопадничек в бобровой хатке.

  • Почему Листопадничек не мог уйти из бобровой хатки?

Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста. — Нет, зайцы плавать не умеют.

  • Дети, вспомните, о каких животных упоминается в сказке, кто как зимует?

Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Бобры строят хатки и запасают корм на зиму.

  • Дети, вам понравилась сказка Ивана Сергеевича «Листопадничек»?

— Дети, рассказы и сказки Ивана Сергеевича Соколова-Микитова читаем, тайны природы узнаем.

Николай Иванович Сладков

«Почему ноябрь пегий?»

Задачи. Познакомить детей со сказкой Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» и русской народной потешкой «Из-за леса, леса тёмного».  Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.

Из-за леса, леса тёмного,

Из-за зелёной дубравушки

Наступала туча грозная,

А другая непогожая,

Всё с дождями да с морозами,

Всё с снегами невылазными.

Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Сказка русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» Николай Иванович любил природу, внимательно наблюдал за изменениями в природе, за животными. Вот как интересно рассказал Николай Сладков об отношении жителей леса к первому снегу.

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

— Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

— Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая Куропатка.  — Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад.

— Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал Медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес.

— Сто-ой, сто-ой! — завыли волки.  — Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась – остановилась. А из лесу крик и вой.

— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.

— Не смей снег высыпать! – воют другие. — Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему ноябрь пегий?

— Потому ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!

  • Каким животным и зачем нужен снег?

— Заяц-беляк: —Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет!

 Медведь. —Засыпай берлогу скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

  • Каким животным и почему мешает снег?

—Куропатка.  — Землю снегом засыплешь – что я есть стану?

— Волки.  — Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

  • Дети, по вашему мнению, нужен снег в ноябре или нет?

Педагог выслушивает мнение всех детей.

— Дети, познавательные сказки читаем, тайны природы узнаем.

Александра Александровна Лопатина

«Орешник и медведь».

(Для детей 6 – 7 лет).

Задачи. Познакомить со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Орешник и медведь», помочь детям понять её смысл. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Орешник и медведь».

Рос в лесу орешник. Осенью стал он созывать к себе лесной народ:

— Приходите на угощение. Загляните под мои широкие листья, там созрели семейки лесных орехов из трёх или четырёх братьев в зелёных шапочках.

Услышали эти слова птицы и звери. Побежали к орешнику за угощением. Птицы собирали орешки с веток, а зверьки с земли – те, что из своих шапочек выпали. Последним за орехами пришёл медведь. Вырвал он куст орешника и решил:

— Отнесу его в берлогу и там угощусь орешками.

— Если так орехи собирать, их скоро не будет, — запищали мышки.

— Меня это не интересует. Убирайтесь, пока не раздавил вас, — рыкнул медведь.

Сорвал медведь ещё несколько кустов орешника и пошёл домой. Мышки тем временем всем птицам и зверькам о поступке медведя рассказали. Собрались лесные жители. Птицы медведя крыльями бьют, ежи ему лапы колют, белки шерсть щиплют. И все вместе кричат: «Не губи орешник, не губи орешник».

Бросил медведь орешник и заревел:

— Орешник вы жалеете, а меня нет. Орешник далеко от берлоги растёт, не могу я каждый день за орехами ходить.

Замолчали птицы и звери, задумались. Тут один бельчонок пропищал:

— Мама в прошлом году потеряла один орешек возле нашего дерева, а в этом году у нас куст орешника вырос. Скоро прямо дома орешки собирать будем.

— Надо тебе, медведь, возле берлоги орешник посадить, — решили лесные жители.

Побежали все назад к орешнику и принесли к берлоге медведя по одному орешку. Запрятали их в ямки и под кочки, и вскоре вырос у медведя ореховый лес.

Медведь свой орешник не ломал, орешки аккуратно собирал, сам ел и лесных жителей угощал.

— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопросы к детям.

  • Дети, какой кустарник рос в лесу?

Рос в лесу орешник.

  • Чем орешник угощал лесных жителей?

Приходите на угощение. Загляните под мои широкие листья, там созрели семейки лесных орехов из трёх или четырёх братьев в зелёных шапочках.

  • Дети, как вы считаете, почему всем нравятся орехи?

Орехи питательны и вкусны, силой наполняют они.

  • Кто из зверей неправильно собирал орехи?

 Последним за орехами пришёл медведь. Вырвал он куст орешника.

  • Почему нельзя вырывать кустарники из земли?

Если так орехи собирать, их скоро не будет.

  • Кто встал на защиту орешника?

 Собрались лесные жители. И все вместе кричат: «Не губи орешник, не губи орешник».

  • Что посоветовал бельчонок ленивому медведю?

Надо тебе, медведь, возле берлоги орешник посадить.

  • Как помогли лесные жителю медведю?

Побежали все назад к орешнику и принесли к берлоге медведя по одному орешку. Запрятали их в ямки и под кочки, и вскоре вырос у медведя ореховый лес.

  • Как медведь относится к своему орешнику?

Медведь свой орешник не ломал, орешки аккуратно собирал, сам ел и лесных жителей угощал.

— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Мудрость дерева»? (Ответы детей).

—  Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Кустарники не обижайте, ветки не ломайте.

Рассказы

Геннадий Яковлевич Снегирёв

«Как птицы и звери к зиме готовятся».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Геннадия Яковлевича Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся». Расширять знания детей о животном мире. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных.  Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказы.

Чтение.

— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Вместе с русским натуралистом и писателем Геннадием Яковлевичем Снегирёвым мы понаблюдаем за тем, как птицы и звери готовятся к зиме.

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт. Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Пока ещё землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок. Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухариный зоб.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы. Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная.  Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину. Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, как птицы готовятся к зиме?

— Некоторые птицы улетают в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт. Есть птицы, которые делают запас еды на зиму. Сойка зарывает жёлуди про запас.

  • Дети, как звери готовятся к зиме?

— Звери запасают корм на зиму, например, белки. Готовят норы и берлоги, чтобы залечь в спячку – это барсуки, ежи, медведи. Меняют летнюю шерсть на тёплую зимнюю.

  • Дети, как вы считает, познавателен рассказ Геннадия Яковлевича Сладкова «Как птицы и звери к зиме готовятся»?

Познавательные рассказы, дети, читаем, много нового узнаем.

Николай Иванович Сладков

«Синичкина кладовая».

Задачи. Познакомить детей с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Синичкина кладовая». Закреплять умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно познавательный рассказ русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Синичкина кладовая».

Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла. Попрятались жуки–пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запас на зиму делать. Каждый в лесу запасает по-своему. Медведь сало под шкурой накопил – всю зиму без забот проспит. Бурундук семечек из подсолнухов навылущивал, в подземную кладовую сложил. Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила. Кедровка орешки кедровые в мох попрятала, в голодную зимнюю пору пригодятся. Летяга ольховые и берёзовые серёжки в своё дупло натаскала. Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала. Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит – свой припас сторожит.

Одна синичка хохлатка не на себя, а на всех запасла! Жуков–пауков, семена–зёрнышки во все щели спрятала. Кто найдёт зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Ещё и синичке останется!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, вспомним, кто как запас на зиму делает?
  • Медведь … — Сало под шкурой накопил – всю зиму без забот проспит
  • Бурундук … — Семечек из подсолнухов навылущивал, в подземную кладовую сложил.
  • Белка … — По сучкам грибы развесила, на зиму насушила
  • Птица Кедровка … — Орешки кедровые в мох попрятала.
  • Белка – летяга … — Ольховые и берёзовые серёжки в своё дупло натаскала
  • Водяная крыса … — Картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала.
  • Хомяк … — Наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил.

  • Дети, как вы думает, почему автор назвал рассказ «Синичкина кладовая»?

Одна синичка хохлатка не на себя, а на всех запасла! Жуков–пауков, семена–зёрнышки во все щели спрятала. Кто найдёт зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Ещё и синичке останется!

  • Дети, понравился вам рассказ Николая Ивановича Сладкова «Синичкина кладовая».?

— Дети, познавательная книга – это лучший друг, о жизни животных расскажет, жизнь животных покажет.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

«Ёж».

Задачи. Познакомить с рассказом Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Ёж». Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.

Чтение.

— Дети,  послушайте, пожалуйста,  внимательно познавательный рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова  «Ёж».

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под тяжёлым пушистым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его логово, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему снится лесные ежиные сны.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, что нового, интересного вы узнали о еже?
  • Как вы думаете, где живут ежи?

— Ежи живут в лесу.

  • Почему осенью у ежей мало пищи?

—  Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

  • Как автор назвал место, где ёж собирается провести зиму?

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму.

  • Почему ёж не замёрзнет в своём логове зимой?

Под глубоким сугробом, как под тяжёлым пушистым одеялом, тепло ежу.

  • Дети, что бы вы хотели ещё узнать о ежах?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Дети, как много нового и интересного мы узнали о ежах. Познавательные рассказы читайте, тайны природы открывайте.

Стихотворения

Евгения Зих

«Звери готовятся к зиме».

Задачи. Познакомить со стихотворением Евгении Зих «Звери готовятся к зиме». Расширять знания детей о животном мире. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Чтение.

— Дети,  послушайте, пожалуйста,  внимательно стихотворение «Звери готовятся к зиме».

Прилетела в лес сорока.

Раскричалась белобока:

"К нам спешит опять зима.

Утеплили вы дома?"

В домике у белки сухо.

В нём достаточно и пуха.

Мягко очень и тепло

Да запасов там полно!

Есть грибочки, есть орешки.

Собирала всё без спешки.

Будет белка зимовать,

Горя и беды не знать!

Наш медведь готов к зиме.

Всем доволен он вполне.

И в берлоге, так тепло,

Утеплил её давно!

А барсук тот вырыл норы.

Все движенья его скоры.

Вырыл целые ходы,

В них так сухо, нет воды!

И запасов очень много.

Он следит за этим строго.

Все кладовочки полны.

Много у него еды!

Как заботлив хомячок,

Наш забавный толстячок!

Хороши его запасы,

Но не съест запасы сразу,

Все к зиме уже готовы.

Кто – то вырыл себе норы,

Кто – то шубку поменял,

От лисички ускакал!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Как подготовилась к зиме белка?

Белка утеплила своё гнездо на дереве и приготовила запасы на зиму, грибы и орехи.

  • Как подготовился к зиме медведь?

Медведь для зимовки приготовил под деревом берлогу. Медведю не нужны запасы, он зимой спит.

  • Как подготовился к зиме барсук?

Барсук копает в земле нору. В норе есть кладовая, где он складывает запасы на зиму. Барсук зимой спит, но иногда просыпается.

  • Как подготовился к зиме хомячок?

Хомячок зимует в норе. Он готовит запасы на зиму. Зимой хомячок спит да ест.

  • Дети, что бы вы хотели ещё узнать о том, как готовятся животные к зиме?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Дети, как много нового и интересного мы узнали. Спасибо, вы приятные собеседники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник мам. Театрализованное представление «Как звери готовятся к зиме» для детей 6-7 лет.

Закрепление представлений детей об осенних изменениях в природе.Развивитие воображения, умение перевоплощаться и импровизировать.Воспитание любви и бережного отношения к природе, уважение к маме....

Конспект НОД «Как звери готовятся к зиме» для детей старшей группы.

Конспект НОД «Как звери готовятся к зиме» для детей старшей группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: расширять представления о диких животных, знания о том, как звери и пт...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы

Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...

Конспект открытого занятия по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект ООД по окружающему миру "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей среднего дошкольного возраста...

Волкова Н.А. Кто как готовится к зиме. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

ОО Познание. Ознакомдение с природой. Знакомство с животными...