" История деревянной ложки"
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Кушева Светлана Николаевна.

Цель: привить  устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом      предмете – ложке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhka.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « История деревянной ложки»

      Занятие – беседа.

Цель: привить  устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом      предмете – ложке.

Задачи:

  •  Развивающая:
  1. Развитие  умений и навыков в умении переносить предмет в ложке, развитии мелкой моторике, посредствам игре на ложках
  2. Развитие психических процессов – памяти,  творческого мышления .
  3. Развитие личностных качеств – уважение друг к другу.

Обучающая – Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины.

  • Воспитывающая –ценить и уважать  ценности  русского народа.

Литературный ряд:  Рассказ - История появления деревянной ложки ,стихи о ложке.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Зрительный ряд: картинки деревьев- яблоня, липа, рябина; картинки с изображением ложек, посуды и нструментами.

           Оборудование:  деревянные расписные ложки, баночка варенья.

План

  1. Орг. момент – 1 мин.
  2. Беседа – 15 мин.
  3. Физминутка – 5 мин.
  4. Беседа  – 10 мин.
  5. Рефлексия – 1 мин.

               

                                

                         

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Задача на этап

Орг. Момент

 Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать.

Здороваются.

Развитие личностных качеств – уважение друг к другу.

Беседа

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

- Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” Издавна  русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.

На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками : “Пронеси воду в ложке. “Пронеси яйцо в ложке. Мы сейчас тоже с вами в такую поиграем в игру .

А как?

Внимательно слушают.

Да

Отгадывают загадку.

Внимательно слушают

Привить  устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом      предмете – ложке.

Развитие психических процессов – памяти, мышления и воображения.

Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины.

Ценить и уважать  ценности  русского народа.

Физкультминутка

“Пронеси – не урони”.

На ложках несут маленький  шарик, стараются не уронить.

Развитие  умений и навыков в умении переносить предмет в ложке.

Практическая часть

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки.

Ложки не простые, ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ой, же – говори, заиграем ложкари.

- Ребята, я вам сейчас раздам деревянные расписные ложки ,и мы с вами сыграем на них под музыку. Мы с вами сейчас будем ложкарями.

Слушают стихи.

Игра на ложках.

Развитие психических процессов – памяти, мышления и воображения.

Развитие  умений и навыков в развитии мелкой моторике, посредствам игре на ложках

Рефлексия

У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу.

Радуются и угощаются конфетами.

Развитие личностных качеств – уважение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История деревянной ложки"

Из чего и как  делали деревянную ложку, какие инструменты использовали мастера-ложкари....

Конспект ООД " История деревянной ложки "

НОД «История деревянной ложки»Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке.Задачи:Расширить кругозор дете...

ООД "История деревянной ложки"

Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам);Расширять кругозор дете...

Игровая образовательная ситуация "Кто же в гости к нам пришёл. История деревянной ложки."

Прививать устойчивый интерес детей к новым открытиям, необычным знаниям, знакомство с предметом - деревянная ложка....

" История деревянной ложки"

Цель: привить  устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом      предмете – ложке....