Коммуникативная деятельность (чтение художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Байдакова Елизавета Сергеевна

Тема: «Знакомство с малыми формами фольклора: прибаутки.»

 

Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным

формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;

объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,

построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;

воспитывать интерес к устному народному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud._lit.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная деятельность

(чтение художественной литературы)

Тема: «Знакомство с малыми формами фольклора: прибаутки.»

Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным

формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;

объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,

построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;

воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход НОД:

I. Оргмомент.  Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что же это?» Давайте вспомним сначала, а что же такое фольклор?

Какие формы устного народного творчества мы знаем?

Ответы детей

А почему они называются народными?

Ответы детей

Малые фольклорные формы это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд).

II.Основной этап занятия.

1.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. 

Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится

тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым.

Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй дедушка Молчок.

Приходи к нам, помолчим,

Посидим и погрустим.

Где ты, добрый старичок?

Тишина… Пришел Молчок.

Не спугни его, смотри.

Ничего не говори. Тс-с-с…

Воспитатель: Ребята, дедушка Молчок  чтобы вы не скучали  потешит вас потешками.

Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их,причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русскихнародных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки. Воспитатель

подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

• Понравилась вам потешка?

• Какие ласковые слова вы заметили?

Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазорьевый цветочек,

Сиреневый кусточек.

• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?

-Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да, любим!

Бабушка: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…

Подходит к любому  ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения ( Дети проговаривают потешку вместе с воспитателем):

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Глазками хлоп, хлоп

Ножками топ, топ

Кто каши не ест,

Кто молочко не пьет

Забодаю, забодаю.

2. «Считалки» : А для чего они нужны, когда мы их используем?

Дети: В игре, когда выбираем водящего.

Воспитатель: Давайте выбирать.

А теперь давайте выучим новую считалочку:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами

Здравствуй, Ванечка- дружок,

Сколько стоит пирожок.

Пирожок- то стоит три,

А водить - то будешь ты.

3.Дети в игре часто ссорятся, и на этот случай есть маленькие стишки, которые так и называются : мирилки.

4. А когда наступала ночь мамы пели своим деткам … Правильно, колыбельные песенки.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька- не спится,

Моя Танечка боится

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай.

Уж ты, котя -коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

за работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Обратили внимание на то, какие в песенках слова?

Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.

ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

5.Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил сюрприз. Он предлагает отгадать … загадки.

Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?

Загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети: Мышка.

Воспитатель : Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей.

Слушайте следующую загадку:

Мы ребята хваткие,

Себе построим хатки мы.

Спилим ивы и осины

И соорудим плотины

Не зверь, не птица,

в носу спица,

кто его убьет,

тот свою кровь прольет.

На них качусь я быстро,

Уверенно и споро,

И чертят серебристые

На льду они узоры.

В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать

Воспитатель А кто из вас знает загадки?

(Дети загадывают загадки)

6.Следующая остановка «Мудрые мысли»

Очень интересное название.

Вы не догадываетесь, откуда оно? И что это за мудрые мысли?!

Дети: Это про пословицы и поговорки.

Воспитатель. - Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?

(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.)

- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю  вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил — бедный, маленький.  Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

- Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)

- Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона».

- Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)

- В поговорке говорится об одном Семене, а  подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.

- Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»

7Воспитатель. Давайте, посмотрим какое   нам приготовил дедушка Молчок ?

"Скороговорки»

Что подсказывает вам это название?

Скороговорки  нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.

Пожалуйста, говорите.

1.Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

2 Волк на лужайке- задрожали зайки.

3 На крыше у Шуры жил журавль Жура.

4 Проворонила ворона вороненка.

III.Итог занятия.

А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:

В чудной стране 
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

Что это я сейчас вам прочитала? Правильно, небылицу.

Вам понравилось наше занятие?

Да и мне тоже понравилось побывать в замечательной стране «Фольклория.»

Давайте вспомним, что такое фольклор,  и  с какими малыми его формами мы познакомились.

Хочу вам напомнить, что побывать в этой стране нам могут помочь самые разные книги, о чем нам и говорит такая пословица:

«Будешь книги читать - будешь всё знать»

И с этим не поспоришь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Итоговой НОД во 2 младшей группе по ОО «Коммуникативное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)

Цель: закрепить знания детей, полученные в течение года. Задачи:Образовательная:·        закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение узнавать и назы...

Развитию коммуникативных способностей через художественную литературу. НОД на тему: "Викторина по страницам рассказов Носова в подготовительной группе"

1. Дети делятся на две команды.2. загадка.3. Беседа о писатели.4. Презентация. Дети отгадывают по сюжетным картинкам, как называется рассказ.5. Выкладывают по сюжету картинки рассказа и пересказывают ...

Конспект к занятию по коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы)

Продолжать знакомить с данным стихотворением;Побуждать детей повторять за взрослыми, договаривать последние слова;Пополнять словарный запас детей: оторвали, лапка, болела, бор;Вызвать интерес и желани...

Практический материал к образовательной области «Коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы» (речевое развитие) для детей от 5-7 лет

Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группеТема: заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза»Задачи:Образовательны...