ЧХЛ в средней группе Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» №5
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

ЧХЛ в средней группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_no_5_oznakomlenie_s_malymi_folklornymi_formami.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественно литературы в средней группе

Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» №5

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие», «Художественно эстетическое развитие».

Вид деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная,

двигательная.

Цель: формировать знания о  малых фольклорных формах.

Программное содержание: познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки. придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить значение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование: «чудесный» мешочек; игрушки: белочка, лиса, мышка. мишка, зайчик, куклы.

Планируемый результат: сформированы знания о  малых фольклорных формах.

Структура занятия.

Вводная часть

IIч

Основная часть

17м

1

Сюрпризный момент

чудесный мешочек

2

Загадки

о животных

3

Физкультминутка

«Звериная зарядка»

4

Упражнение

звукоподражание

5

Заучивание

Колыбельные песни

IIIч

Итог занятия.

Длительность занятия 20 минут.

Ход занятия

Iч. Вводная часть

Организационный момент

- Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова.

Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.

«С добрым утром… (называет имя ребёнка»

Дальше ребята берут мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени.

IIч. Основная часть

1.Сюрпризный момент

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая «чудесный» мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.

- Как можно узнать об этом? ( угадать, пощупать, достать из мешочка)

- Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т.е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

2.Загадки

Отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.(Мышь)

- Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке? (у неё серенькая шубка, длинный хвост, острые зубы и она маленькая)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу.(Белка)

- Как вы поняли, что это белка? (Она любит орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка)

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы.(Зайчик)

- Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке? (Длинные уши, они хорошо прыгают и ещё любят морковку)

- Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается

3.Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз - прыжок, два - присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало - начинает все сначала.

 4. Упражнение на звукоподражание

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка». Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов «чистоговорка», «скороговорка». 

Чистоговорки

Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су - ягоды в лесу.

Су-су-су - в лесу видели лису.

Су-су-су - было холодно в лесу.

Ша-ша-ша - наша Маша хороша.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Скороговорка

-Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.

- Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? (Успокаиваться)

- Что такое колыбельная? (Песня для сна) 

- Пели ли вам колыбельную? (да)

5.Пение и разучивание колыбельной песни

Воспитатель поет колыбельную.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай.

- Громкие или тихие колыбельные песни? (Тихие)

- Быстрые или медленные? (Медленные)

- Почему?(Успокаивающие)

В заключение можно прочитать или включить аудиозапись детям колыбельную К. Кулиева.

Дремлет конь в соседстве с мячиком.

В медном кране спит вода.

Кот, свернувшийся калачиком,

Спит у печки, как всегда.

За стеною ходит маятник,

Смотрит месяц к нам в окно.

Спи скорее, мальчик маленький,

Детям спать пора давно!

IIIч. Заключительная часть

Итог занятия

-Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?

- Что вам больше всего понравилось?

- А сейчас, с помощью мячика, мы с вами скажем друг другу добрые слова:

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.

Мне понравилось, как ты (…) отгадывал сегодня загадки,

А ты (…) хорошо их изображала и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...

Чтение художественной литературы во второй младшей группе.Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки.

Интегрированное НОД во второй младшей группе. Тема :Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки....

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки,потешки,колыбельные)»

помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; рассказать о потешках; объяснить назначение и особенности колыбельной песни....

Методическая разработка: Конспект НОД по теме «Ознакомление с малыми фольклорными формами».

Здесь представлен конспект НОД (речевое развитие) по ознакомлению детей младшего возраста с малыми фольклорными формами: загадкой и потешкой....

Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе (3-4 года) на тему: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...