Конспект занятия по ознакомлдению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Аношкина Екатерина Романовна

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи

Образовательные:

- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

-Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

-​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

-Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Развивающие:

-развивать умение поддерживать беседу;

- развивать слух, восприятие, память;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать ценностное отношение к литературе.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», ,коробочка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи 

Образовательные:

- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

-Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

-​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

-Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Развивающие:

-развивать умение поддерживать беседу;

- развивать слух, восприятие, память;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать ценностное отношение к литературе.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», ,коробочка.

Время, структурные части  

Приемы управления деятельностью

Индивидуальный и дифференцированной подход

Примечание

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Основная

часть.

Заключительная часть

Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок).

- Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем.. подождите ребята, здесь что то написано, давайте прочитаем.

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи».

Открываем сундук – в нем сказка- «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка».

-  Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали?

- Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги. В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

- Какими словами обычно начинаются сказки? 

 - А какую концовку они чаще всего имеют?-

-​ Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? 

 

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.

- Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?

 - Молодцы ребята, теперь мы можем отправляться в путь.

Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

- Ну вот мы и добрались до страны русских народных сказок. Посмотрите, кто нас встречает? (Воспитатель показывает изображение Аленушки и ее братца)
- Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.
-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Чтение сказки

 С кем жили Алёнушка и Иванушка?

·​ Что случилось потом с ними? 

 ·​ Какая беда случилась с Иванушкой?

·​ В кого превратился Иванушка? 

·​ Послушался ли он мудрого совета сестры? 

·​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный,

покладистый? Почему

·​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? 

 ·​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? 

·​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? 

·​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? 

·​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи

·​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? 

·​ Кто спас Аленушку?

·​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? 

·​ Для чего в сказке даются мудрые советы?

·​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? 

-Молодцы, я вижу, что сказку вы слушали очень внимательно.

 А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка …. » (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна - … .» (девица)
- Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.
- Молодцы, ребята, Аленушке очень понравилось как вы играли.

- - Молодцы, ребята. Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.

Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Ну вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
- Что больше всего вам понравилось?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главного в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Дети сидят полукругом перед столом воспитателя.

Пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок

Ответы детей.

Жили-были…, В некотором царстве… и другие

Давать мудрые советы

Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка , Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки и корешки.


Выполняют упражнения .

С дедушкой и бабушкой, но они умерли

Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу

Иванушка попил из козьего копытца

Иванушка стал козлёночком

Нет

Нет, надо прислушиваться к советам старших

Глупый, упрямый

Колдунья

Нет, она злая, завистливая

Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка.

Козлёночек

Алёнушка и Иванушка погибли бы

Купец

Поступок купца можно назвать хорошим, добрым

Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок

Победило добро

Упр. «Закончи предложение»

Отвечают на вопросы воспитателя.

Показ книг на полке.

Воспитатель показывает изображение Аленушки и ее братца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Программное содержание:Учить детей размышлять,  всматриваться,  превращаться,  активно  действовать, постигая смысловую суть.Учить выразительно передавать диалоги персонажей.Развив...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Образовательная область: «Речевое развитие»Вид  занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нра...