ВОСПИТАНИЕ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
статья по художественной литературе

Князева Анна Александровна

В статье рассматривается влияние русских народных сказок на формирование личности детей, воспитание лучших человеческих качеств, построение взаимоотношений счастливого ребенка с самим собой, значимым другим и окружающим его миром в целом; представлена периодизация знакомства с детей – дошкольников со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Князева А.А., воспитатель, Силонова Е. В., воспитатель

МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17» г. Россошь, Воронежская область

ВОСПИТАНИЕ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Аннотация.

В статье рассматривается влияние русских народных сказок на формирование личности детей, воспитание лучших человеческих качеств, построение взаимоотношений счастливого ребенка с самим собой, значимым другим и окружающим его миром в целом; представлена периодизация знакомства с детей – дошкольников со сказками.

Ключевые слова: сказка, нравственные ценности, воспитание, человеческие качества.

Сказка в жизни ребенка играет особую роль, так как является средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребенка. От соприкосновения с русскими народными сказками у ребенка рождаются собственные впечатления. Чем младше малыш, тем сильнее его видение отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка учит его не напрямую, а опосредованно через сказочных героев.

Сказочные образы, стиль, язык сообщают детям жизненно важную информацию легко, ненавязчиво, постепенно. Лучший способ разрушить усвоение сказки – пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения. Впечатления ребенка ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования.

Важнейшее значение сказки том, что с ее помощью малыш видит мир не по отдельным частям, а в его целостности. Проживая сюжет русской народной сказки, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, погружаясь в удивительный, красочный, живой мир. Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, рассказывая одну и ту же сказку, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дети начинают интересоваться сказкой ближе к двум годам. В возрастной периодизации этому предшествовал грудной период, когда мама к ребенку обращалась сначала – с колыбельными, потом – с пестушками, затем – с прибаутками, которые ведут малыша к русской народной сказке. Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. В три года в словаре у ребенка появляется слово «я», он начинает стремиться к лидерству. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция – цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др. Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Настоящее время сказок наступает к четырем годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, сравнивать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. Для воспитания ребенка этого возраста лучше подбирать сказки, в которых четко видно, что хорошо, а что – плохо, где зло, и где – добро. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. – ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

При чтении и разыгрывании сказок с детьми трех – четырех лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Зайкина избушка», «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят»),об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»). Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю сказочного героя, особенно важно для старших детей. Стремление к героическому, к романтике подвига просыпается довольно рано. Уже в игре детей пяти – шести лет можно наблюдать сюжеты, целиком построенные на противоборстве персонажей.

 Многочисленные варианты использования русских народных сказок дают детям возможность полностью раскрыть свой потенциал. Проигрывать сюжет можно разными способами: выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда. Дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также наблюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия.

Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – эмпатии – умению сопереживать, понимать другого человека. Восприятие сказки ребенком отличается от восприятия взрослого человека тем: сопереживая действию, ребенок становится на позицию героя, пытается преодолеть стоящие у того на пути препятствия, словно отождествляя себя с ним. И это чрезвычайно важно для личностного становления: ведь чертами истинно положительных сказочных героев являются высокие нравственные качества – бескорыстность, совестливость, сострадательность, милосердие, преданность родной земле, а также тяга к особой, вне житейской мудрости, духовному бытию в правде и истине. Ясное понимание урока конкретной сказки дает возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя», создать соответствующие образы кукольных персонажей, отразить в простейших декорациях особенности обстоятельств, характеров и атмосферы, в которой происходит действие. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.  

К прочим достоинствам сказки добавляется то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи. Сказке, как известно, предшествует присказка. Присказка – мостик от нашего мира к миру сказочному. При отсутствии времени и возможности обратиться к поучительному чтению и занятиям, стоит обратиться к старому, испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению. Своих воспитанников мы знакомим с русскими народными сказками, обработанными знаменитыми издателями сказок А.Н. Афанасьевым, великим педагогом К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, А. Н. Толстым. Ребята участвуют в театральных постановках сказок. Сказки не терпят равнодушных читателей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. Они воспитывают ребёнка в традициях своего народа и строятся по определённому ритму, который организовывал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Необходимо помочь детям полюбить сказки, постоянно поддерживать в них интерес к чтению. И тогда дети вырастут открытыми, доброжелательными, счастливыми людьми, умеющим грамотно сформулировать свою точку зрения и использовать свои творческие способности во благо. Таким образом, без русской народной сказки детство ребенка будет тусклым и блеклым, чувство реальности – приземленным.

Мы взрослые – педагоги и родители – провожаем ребенка в удивительный и счастливый мир детства. Сказка – лучшее средство для воспитания человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, учит детей мечтать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки

Проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время...

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...

Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

 «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...

Презентация "Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам"

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослог...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...

Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....