Конспект ООД Тема: «Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Рахимова Эльвира Фанисовна

Программное содержание: создавать условия для формирования у детей нравственных представлений о дружбе средствами художественной литературы.

Подготовить детей к развивающей беседе предварительным прочтением произведений художественной литературы о дружбе.

 Создавать условия для развития связной речи, помогать формулировать высказывания о своих мыслях, чувствах, переживаниях, мнениях.

 Поддерживать детей в стремлении внимательно слушать, думать, участвовать в беседе.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: Музыкальное сопровождение, клубок ниток, бумага, фломастеры, книжная выставка по теме.

Раздаточные: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Литературные: рассказ В.Осеевой: «Кто хозяин?», загадки о дружбе, игра: «Мы с тобой одна семья».

Музыкальные: песня И.Шаинский «О дружбе»

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Толстого: «Лев и собачка», чтение рассказов В.Осеевой.

 

Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей. Стимулирует любознательность детей, интерес.

Слушание песни: «О дружбе» И.Шаинского.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

-  Мне тоже хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят: «Надо быть дружными, дружно жить»

- А что значит дружба, друг?

Дружба – Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Друг-  готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

- Почему мы называем друзьями не всех людей, а только некоторых из них?

(Потому что настоящим другом можно назвать только такого человека, который доказал свою дружбу поступками и хорошим отношением.)

- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились.  Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя)

Педагог создает сюрпризный момент.

-Многие из вас рассказали о своих друзьях и как нужно дружить.

-И у меня для вас есть загадки о дружбе.

Говорят, что мы похожи. 
Отвечаем: «Ну и что же?». 
Говорят, что неразлучны. 
Друг без друга вправду скучно. 
Говорят, что мы болтушки… 
Ну и что! Ведь мы… (подружки)

Радость делит он со мной, 
За меня всегда горой. 
Коль беда случится вдруг, 
Мне поможет верный…(друг)

-Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

- На что похож клубок? (солнце, колобок.)  Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.

-Вот как много приятного мы сказали друг другу. Молодцы!

– Ребята, скажите, а что помогает дружбе? А  что мешает?

-Сегодня мы познакомимся с  рассказом  Валентины Осеевой: «Кто хозяин?»

Какие рассказы В. Осеевой мы уже читали?

Попробуйте определить, о чём пойдёт  речь в произведении. Посмотрите на картинки

-Кого называем  хозяином?

-Хозяин - человек, владелец,  который ведёт хозяйство, владеет чем- нибудь.

-О каком животном пойдет речь?

объясните значение

горячо спорили – яростно, эмоционально

Поспешно – быстро, торопливо

Лесник- лесной сторож.

 

- Приготовтесь слушать  произведение В. Осеевой  «Кто хозяин»

- Кто главные герои рассказа?

-Как звали собаку? 

– Кто ухаживал за Жуком? 

-Почему Жук оказался у Вани и Коли?

– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? 

 - О чём горячо спорили мальчики? 

– Почему никто не хотел уступать в споре? (каждый считал ее своей)

 - Что произошло в лесу? 

– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? 

- Какие качества характера проявили  герои рассказа?

-Какой Коля? (смелый, верный, добрый, решительный, находчивый бесстрашный)

- Какой Ваня (трусливый, робкий, думает только осебе)

- А как должен поступать настоящий друг в непростой ситуации? 

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?

- Дружба возможна только между людьми?

- Что самое хорошее в дружбе с животными? (животные, ваши питомцы могут стать для вас самыми верными и любящими друзьями, если конечно заботиться и любить своего питомца)

 

-А теперь давайте поиграем с вами в веселую игру. И посмотрим, как мы весело умеем дружить.

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
возьми за руку соседа справа,
Возьми за руку  соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

-А как много книг о дружбе!

Герои книг тоже умеют доужить и быть другом. Вспомним этих героев.

Воспитатель проводит викторину.

1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили...  Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон.  Лекарство – малиновое варенье.)

5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и черепаха.)

6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)

 -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и большое слово – дружба!

Вы хотели бы подумать и найти секреты дружбы, те правила, которые помогают человеку дружить и находить много друзей, поддерживать дружбу? И может даже записать их для себя и для друга?

(Примерные правила: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, не бояться просить прощения, если обидел друга, делиться с ним своими знаниями, защищать в минуту опасности)

 

-Вот такие правила в нашей дружбе мы теперь будем соблюдать. Ну а если мы что-то забыли, то потом сможем дописать.

Ребята, скажите, вам понравился рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Как называется рассааз и кто его написал?

-Что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Что понравилось больше всего?

-А теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к столу и нарисовать своего друга!

 

 

 

Самоанализ занятия

Тема: В. А. Осеева «Кто хозяин»

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: Приобщение к художественной литературе

Форма НОД: коммуникаттивное

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

ланируемый результат:

  • Дети проявляют нравственные качества, вежливость, уважение к старшим, в процессе ознакомления с произведением;
  • Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
  • Дети проявляют бережное отношение к книге.
  • Дети демонстрирую связную (диалогическую и монологическую) речь;
  • Дети проявляют любознательность;
  • Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»;
  • Дети ведут диалог во время рассматривания иллюстраций, картинок;
  • Дети проявляют умение вступать в диалог со взрослым и детьми;
  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;
  • Дети ознакомлены с произведением В. А. Осеевой «Кто хозяин»;

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов:  Хозяин, горячо поспешнолесник.

Программное содержание: Создавать условия для формирования у детей нравственных представлений о дружбе средствами художественной литературы.

Подготовить детей к развивающей беседе предварительным прочтением произведений художественной литературы о дружбе.

 Создавать условия для развития связной речи, помогать формулировать высказывания о своих мыслях, чувствах, переживаниях, мнениях.

 Поддерживать детей в стремлении внимательно слушать, думать, участвовать в беседе.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: Музыкальное сопровождение, клубок ниток, бумага, фломастеры, книжная выставка по теме.

Раздаточные: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Литературные: рассказ В.Осеевой: «Кто хозяин?», загадки о дружбе, игра: «Мы с тобой одна семья».

Музыкальные: песня И.Шаинский «О дружбе»

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Толстого: «Лев и собачка», чтение рассказов В.Осеевой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_hudozhestvennaya_literatura.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС №2 «Рябинка»

Конспект ООД

Тема: «Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин»

Дата проведения: 14.03.2022г.

Воспитатель:

Рахимова Э.Ф.

Мегион

2022г.

Тема: «Поговорим о дружбе, чтение рассказа Осеевой В.А. «Кто хозяин»

Программное содержание: создавать условия для формирования у детей нравственных представлений о дружбе средствами художественной литературы.

Подготовить детей к развивающей беседе предварительным прочтением произведений художественной литературы о дружбе.

 Создавать условия для развития связной речи, помогать формулировать высказывания о своих мыслях, чувствах, переживаниях, мнениях.

 Поддерживать детей в стремлении внимательно слушать, думать, участвовать в беседе.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: Музыкальное сопровождение, клубок ниток, бумага, фломастеры, книжная выставка по теме.

Раздаточные: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Литературные: рассказ В.Осеевой: «Кто хозяин?», загадки о дружбе, игра: «Мы с тобой одна семья».

Музыкальные: песня И.Шаинский «О дружбе»

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Толстого: «Лев и собачка», чтение рассказов В.Осеевой.

Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей. Стимулирует любознательность детей, интерес.

Слушание песни: «О дружбе» И.Шаинского.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

-  Мне тоже хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят: «Надо быть дружными, дружно жить»

- А что значит дружба, друг?

Дружба – Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Друг-  готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

- Почему мы называем друзьями не всех людей, а только некоторых из них?

(Потому что настоящим другом можно назвать только такого человека, который доказал свою дружбу поступками и хорошим отношением.)

- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились.  Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил тебя)

Педагог создает сюрпризный момент.

-Многие из вас рассказали о своих друзьях и как нужно дружить.

-И у меня для вас есть загадки о дружбе.

Говорят, что мы похожи. 
Отвечаем: «Ну и что же?». 
Говорят, что неразлучны. 
Друг без друга вправду скучно. 
Говорят, что мы болтушки… 
Ну и что! Ведь мы…
(подружки)

Радость делит он со мной, 
За меня всегда горой. 
Коль беда случится вдруг, 
Мне поможет верный
…(друг)

-Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

- На что похож клубок? (солнце, колобок.)  Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.

-Вот как много приятного мы сказали друг другу. Молодцы!

– Ребята, скажите, а что помогает дружбе? А  что мешает?

-Сегодня мы познакомимся с  рассказом  Валентины Осеевой: «Кто хозяин?» 

Какие рассказы В. Осеевой мы уже читали?

Попробуйте определить, о чём пойдёт  речь в произведении. Посмотрите на картинки

-Кого называем  хозяином?

-Хозяин - человек, владелец,  который ведёт хозяйство, владеет чем- нибудь.

-О каком животном пойдет речь?

объясните значение

горячо спорили – яростно, эмоционально

Поспешно – быстро, торопливо

Лесник- лесной сторож.

- Приготовтесь слушать  произведение В. Осеевой  «Кто хозяин»

- Кто главные герои рассказа?

-Как звали собаку? 

– Кто ухаживал за Жуком? 

-Почему Жук оказался у Вани и Коли?

– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? 

 - О чём горячо спорили мальчики? 

– Почему никто не хотел уступать в споре? (каждый считал ее своей)

 - Что произошло в лесу? 

– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? 

- Какие качества характера проявили  герои рассказа?

-Какой Коля? (смелый, верный, добрый, решительный, находчивый бесстрашный)

- Какой Ваня (трусливый, робкий, думает только осебе)

- А как должен поступать настоящий друг в непростой ситуации? 

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?

- Дружба возможна только между людьми?

- Что самое хорошее в дружбе с животными? (животные, ваши питомцы могут стать для вас самыми верными и любящими друзьями, если конечно заботиться и любить своего питомца)

-А теперь давайте поиграем с вами в веселую игру. И посмотрим, как мы весело умеем дружить.

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
возьми за руку соседа справа,
Возьми за руку  соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Я и ты, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

-А как много книг о дружбе!

Герои книг тоже умеют доужить и быть другом. Вспомним этих героев.

Воспитатель проводит викторину.

1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили...  Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон.  Лекарство – малиновое варенье.)

5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и черепаха.)

6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)

 -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и большое слово – дружба!

Вы хотели бы подумать и найти секреты дружбы, те правила, которые помогают человеку дружить и находить много друзей, поддерживать дружбу? И может даже записать их для себя и для друга?

(Примерные правила: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, не бояться просить прощения, если обидел друга, делиться с ним своими знаниями, защищать в минуту опасности)

-Вот такие правила в нашей дружбе мы теперь будем соблюдать. Ну а если мы что-то забыли, то потом сможем дописать.

Ребята, скажите, вам понравился рассказ, который мы с вами сегодня прочитали?

- Как называется рассааз и кто его написал?

-Что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Что понравилось больше всего?

-А теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к столу и нарисовать своего друга!

Самоанализ занятия

Тема: В. А. Осеева «Кто хозяин»

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: Приобщение к художественной литературе

Форма НОД: коммуникаттивное

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

ланируемый результат:

  • Дети проявляют нравственные качества, вежливость, уважение к старшим, в процессе ознакомления с произведением;
  • Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;
  • Дети проявляют бережное отношение к книге.
  • Дети демонстрирую связную (диалогическую и монологическую) речь;
  • Дети проявляют любознательность;
  • Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»;
  • Дети ведут диалог во время рассматривания иллюстраций, картинок;
  • Дети проявляют умение вступать в диалог со взрослым и детьми;
  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;
  • Дети ознакомлены с произведением В. А. Осеевой «Кто хозяин»;

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов:  Хозяин, горячо поспешно,  лесник.

Программное содержание: Создавать условия для формирования у детей нравственных представлений о дружбе средствами художественной литературы.

Подготовить детей к развивающей беседе предварительным прочтением произведений художественной литературы о дружбе.

 Создавать условия для развития связной речи, помогать формулировать высказывания о своих мыслях, чувствах, переживаниях, мнениях.

 Поддерживать детей в стремлении внимательно слушать, думать, участвовать в беседе.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: Музыкальное сопровождение, клубок ниток, бумага, фломастеры, книжная выставка по теме.

Раздаточные: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Литературные: рассказ В.Осеевой: «Кто хозяин?», загадки о дружбе, игра: «Мы с тобой одна семья».

Музыкальные: песня И.Шаинский «О дружбе»

Предварительная работа: Чтение сказки Л.Толстого: «Лев и собачка», чтение рассказов В.Осеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение рассказа В. Осеевой « Печенье» (старшая группа)

Методическая разработка  непосредственной образовательной деятельности                по ознакомлению с художественной л...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с произведением В.Осеевой "Волшебное слово"...

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"

Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»...

конспект занятия по чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»

Поиск ответа на вопрос «Хорошо ли быть вежливым» по средствам прочтения рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»...

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына» Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына»Конспект непосредственно образовательной деятельностипо чтению художественной литературы в подготовительной группе...