Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи по произведению К.Д. Ушинского "Дедушка".
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Орлова Екатерина Вячеславовна

Конспект занятия по произведению К.Д. Ушинского "Дедушка".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_novoe.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дедушка

Ушинский К.Д.

Поучительный рассказ о том, что нужно уважать старость. Состарился дедушка, стали руки у него дрожать, не нравилось это сыну с невесткой, прогнали они его из-за стола. Читайте, в рассказе, почему им стало стыдно за свое поведение.

Дедушка читать

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.

– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.

Конспект занятия по Художественной литературе и развитию речи в старшей группе по произведению К.Д. Ушинского «Дедушка».

Цель: познакомить детей старшей группы с творчеством К. Д. Ушинского.

Задачи: формировать у детей навыки внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию произведения, передавая интонационную выразительность речи; учить поддерживать живую, непринужденную беседу; знакомить детей с просторечиями, словами, которые были раньше в обиходе; побуждать проговаривать эти слова и рассказать о значении данных слов, пополнять словарь новыми словами, продолжать знакомить с экспериментальной и творческой  деятельностью, развивать творческие способности, воспитывать желание заботится о близких людях старшего возраста и помогать им.

Материал:

  1. Текст сказки К.Д. Ушинского «Дедушка».
  2. Колокольчик.
  3. Тарелка, чашка, миска пластиковая, миска деревянная и ложки по количеству детей.
  4. Презентация «Как с возрастом меняется человек?»

Ход:  Колокольчик озорной,

Ты детей в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, у каждого есть семья. Скажите, а что такое семья?

Ребята, а кто есть в семье?

А как вы считаете, как нужно относиться к членам семьи?

Ребята, а есть ли такие члены семьи, к которым нужно относиться особенно?

Правильно, ребята, эти наши бабушки и дедушки. Ребята, а почему к ним нужно особенно относиться?

Правильно, потому, что они пожилые люди, которым нужно больше внимания, любви и заботы.

Ребята, а вот сейчас, я вам предлагаю познакомиться с произведением К.Д. Ушинского «Дедушка» и узнать историю одного пожилого человека. Проходите на стульчики.

Чтение рассказа.

Обсуждение.

Ребята о чем эта сказка?

Ребята, а кто герои в этой сказке?

Дети: дедушка, сын, невестка и внук.

Ребята, расскажите, каким стал дедушка?

Дети: старый, не аккуратный, все ронял, проливал.

Ребята, а почему дедушка стал таким?

Дети: дедушка стал таким, потому, что он постарел, стал много болеть, плохо видел и слышал.

Правильно ребята, дедушка постарел, стал много болеть, а скажите, как в сказке говорится о дедушке?

Дети: сильно одряхлел дедушка, плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости.

Правильно ребята, а как вы думаете, что значит «одряхлел»?

Дети: стать старым.

Правильно, ребята, это означает стать под старость хилым, хворым и слабым.

Ребята, а что произошло с дедушкой, когда он стал хворым и слабым?

Дети: руки его дрожжали и он все стал проливать и тогда, его сын и невестка запрятали за печку и стали кормить из глиняной чашки.

Ребята, а как выдумаете, есть из чашки удобно?

Дети: Нет. Нужна ложка и тарелка.

 Правильно, ребята, нужна ложка и тарелка. Ребята, расскажите пожалуйста, что случилось с чашкой?

Дети: руки у старика задрожали, чашка упала и разбилась.

Правильно, а как на это сын и невестка отреагировали?

Дети: они еще сильнее рассердились.

Да, ребята, верно, они еще сильнее рассердились и из чего дальше стали дедушку кормить?

Дети: из старой деревянной миски.

Верно. Ребята, из старой, деревянной миски. Ребята, вот посмотрите, как выглядит деревянная миска, раньше из такой посуды люди кушали.

Ребята, а из миски удобно есть человеку, что нам нужно, чтобы кушать?

Дети: из деревянной миски не удобно кушать, лучше всего кушать из тарелки, используя ложку.

Правильно, ребята, мы привыкли кушать из тарелки, используя ложку. Вот сейчас, ребята, я вам предлагаю пройти к столу и принять участие в экспериментальной деятельности.

Ребята, мы попробуем ложкой перелить воду, не пролив из тарелки в чашку, а из чашки в миску, для того, что понять, из чего удобнее кушать.

Экспериментирование.

Ребята, скажите пожалуйста, удалось вам  аккуратно перелить воду, не пролив ее?

Дети: нет.

Правильно, ребята, а почему?

Все верно, потому, что любой человек может пролить что – то и в этом нет ничего страшного, а вот тем, кому из вас удалось не пролить, это потому, что вы ловкие, внимательные, а вот почему дедушка стал все проливать и ронять?

Дети: потому, что стал старым.

Да, ребята, дедушка стал старым, руки дрожали, координация движений тоже изменилась. ребята, вернемся на стульчики. Скажите, а что же произошло потом?

Дети: мать заметила, что мальчик, что – то мастерит и спросила его об этом.

Правильно, ребята, а скажите, как мама назвала мальчика?

Дети: ДИТЯТКО.

Правильно, ребята, в старину так называли ласково детей.

Ребята, что ответил мальчик?

Дети: он мастерил коробочку.

А зачем эта коробочка?

Дети: из этой коробочки мальчик собирался кормить своих родителей в старости.

Правильно, ребята, а как мальчик назвал папу?

Дети …

Ребята, а как вы называете своего папу? Ответы … ребята, а раньше, папу называли ТЯТЕНЬКА, скажем все вместе.

Ребята, что - то изменилось в жизни дедушки?

 Дети: да, старика перестали за печь прятать и стали кормить из своей посуды.

Ребята, верно, жизнь у дедушки изменилась, а кто помог ее изменить?

Дети: ее помог изменить мальчик.

Ребята, а как мальчик помог изменить жизнь дедушки?

Дети: когда мальчик сказал маме, что мастерит коробочку для того, чтобы кормить в старости родителей, его родители задумались о том, что не правильно поступают с дедушкой и стали относиться к нему уважительно.

Да, ребята, к своим родным нужно относиться уважительно, помогать им и говорить добрые слова. Ребята, а как вы думаете, вы станете пожилыми людьми или я стану пожилым человеком, или возможно ваши родители станут пожилыми людьми?

Ответы детей….

Да, ребята, каждый из нас, спустя много лет, станет взрослым человеком, а затем постареет, самое главное, чтобы пожилого человека окружали родные люди теплом, вниманием и заботой. Ребята, а вы хотите посмотреть какой путь проходит человек от рождения до старости?

Дети: …

Я вам предлагаю посмотреть небольшой фильм «Как меняется человек с возрастом?».

Просмотр фильма.

Ребята, вам понравился фильм?

Дети:…

Ребята, та девочка из фильма, наверное тоже не думала, что постареет, но прошли годы, она стала юной девушкой, а затем женщиной, а спустя годы – бабушкой.

Ребята, а высчитаете рассказ поучительным?

Дети: да.

А чему он нас учит?

Дети: любить и уважать пожилых людей.

Ребята, а как мы можем порадовать своих бабушек и дедушек?

Дети: помогать по дому, подарить подарки…

Правильно, ребята, мы можем порадовать своих родных вниманием, заботой, подарками, особенно теми, которые можем сделать сами, ну и конечно же добрыми словами. Предлагаю вам поиграть в игру «Доброе слово».

Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы сегодня говорили?

 Ответы детей: о пожилых людях, о том, как с ними нужно обращаться.

Ребята, скажите, вам понравился рассказ?

А как он называется? Кто его автор?

Ребята, вспомним еще раз героев сказки.

Ребята, как вы считаете, кто обидел дедушку?

Ребята, а кто помог изменить жизнь дедушки?

Ребята, а вы считаете поступок сына и невестки плохим?

А вы будете так поступать со своими родными? А как надо обращаться с родными людьми?

Правильно, ребята, вы – большие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи на тему: «Театрализованное обыгрывание сказки «Теремок»

На занятии дети: • развивают умения описывать предмет, используя сравнения • развивают умения отгадывать предмет по описанию • закрепляют знания о животных • развивают артистизм в театрализованной...

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»

Конспект интегрированного  занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»...

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»

Конспект интегрированного  занятия по художественной литературе и развитию речи в средней группе «В гости к сказке»...

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи в младшей группе на тему: Чтение стихотворения Марины Дружининой «Ослик, ослик, где твой хвостик?»

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи  в младшей группе на тему: Чтение стихотворения Марины Дружининой «Ослик, ослик, где твой хвостик?»...