Использование технологии "Сторисек" для формирования интереса к книге
материал по художественной литературе (средняя группа)

Довгалюк Татьяна Сергеевна

Один из способов привлечения детей к знакомству с книжной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_storisek.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии "Сторисек"для формирования у детей интереса к книге, как действенного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.


В течении длительного периода времени основным источником информации для человека была книга. Однако, с появлением радио, телевидения, в период стремительного развития компьютерных технологий появились новые источники информации, и интерес к книге у современных детей стал ослабевать. Дети предпочитают книге просмотр телевизора, видеопродукции, компьютерные игры.

Однако, именно работа с книгой играет важную роль в развитии у детей познавательных способностей, способствует раскрытию творческого потенциала, активизирует воображение, развивает речь, даёт ребенку образцы литературного языка. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

В данной ситуации очень важна роль воспитателя в формировании у детей навыка работы с книгой.

Одним из способов привлечения детей к знакомству с книжной культурой, литературой, а в дальнейшем и самостоятельному чтению является технология "Сторисек". В переводе с английского языка означает "мешок историй". Основатель "Сторисека" англичанин Нейл Гриффитс.

В понимании автора, "Сторисек" - это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная, хорошо-иллюстрированная детская книга, с дополнительными соответствующими материалами, которые вызывают дополнительный интерес к произведению, стимулируют детское чтение.

Данная технология заинтересовала меня тем, что она позволяет максимально раскрыть потенциал любого произведения. Прочитав, например, только одну сказку дети получают знания из разных областей образовательной деятельности: мир природы, безопасность, экспериментирование, знакомятся с новыми понятиями, терминами, образными выражениями, учатся понимать их смысл. А самое главное - читают хорошие книги, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, таким образом, развивают навыки осмысленного чтения.

Одной фразой можно сказать о технологии "Сторисек" так : "Читая книгу, познаю мир".

В работе я использовала свое видение данной технологии.

Использовала в качестве атрибута коробку, украшенную сюжетными картинками и героями сказок, дополнив оформление декоративными элементами для усиления эффекта и привлечения внимания детей. Также, считаю коробку более удобной в использовании, чем мешок, т.к именно в ней весь набор атрибутов хранится более аккуратно (книги, иллюстрации, распечатки не мнутся, герои сказок и фигурки животных удобно находить и доставать).

Данная технология работы с книгой значительно отличается от классического знакомства детей с литературой, т.к. подразумевает разно уровневый и разносторонний подход к книге, более широкое и подробное прочтение литературного произведения, возможность получения большого багажа знаний.

На обычных занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, педагог читает или рассказывает художественное произведение и беседует с детьми по содержанию текста, выделяет главных героев, основные события, вызывая эмоциональный отклик у детей. Развивает умение анализировать поступки героев, пересказывать произведение или отрывок и т.д.

Технология "Сторисек" подразумевает более длительную (до двух и более недель), более широкую, углубленную работу с текстом, которая не ограничивается занятиями по развитию речи и ознакомления детей с художественной литературой, а продолжается на занятиях - мир природы, безопасность, краеведение, в совместной деятельности (экспериментирование, конструирование, библиотечная деятельность).

Интересным моментом в работе по данной технологии является начало работы с произведением. На занятия необходимо приносить "коробку историй".

В начале нужно достать книгу и, рассмотрев ее с детьми, перейти к чтению произведения, а можно (как в моем случае), в начале достать героев сказки (игрушки, атрибуты настольного театра или самодельных героев сказки в виде распечатанных и наклеенных на плотный картон героев), фигурки животных, которые упоминаются в тексте и таким образом создать интригу, стимулируя интерес детей к произведению, с которым они будут знакомиться. В ряде случаев я начинала занятие с загадок о героях произведения или животных, которые упоминаются в сказке и получив ответ детей, доставала их из коробки. Далее дети пытались отгадать, что же это за сказка, а потом уже доставалась книга и начиналась работа с произведением.

Наполняемость коробки историй.

  • Художественная, иллюстрированная детская книга;
  • Мягкие, пластиковые или резиновые игрушки(герои произведения), пальчиковые или перчаточные куклы, фигурки для настольного театра. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты позволяют оживить книгу, помогают изучить образ главных героев, развивают понимание прочитанного. Конечно, дети могут придумать свой образ героев или увидеть их на иллюстрации, но совсем другой эффект получается, когда герои сказки "приходят "в группу и их можно трогать и рассматривать во время прослушивания сказки. Например, сама Федора или сестрица Алёнушка с братцем и Баба Яга и т.д. живут в коробке и приходят на занятия к детям.
  • Реквизиты, это могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды.
  • Научно-популярная литература: детская энциклопедия, набор картинок, фотографии животных и растений, природных зон или даже материков, которые упоминаются в произведении и дополняют содержание научными фактами.
  • Языковые, дидактические игры, связанные с содержанием текста произведения.
  • Диск или флешка с аудиозаписью сказки.

Классическое наполнение коробки можно дополнить портретами авторов с информацией о них, другими произведения авторов (с возможностью организовать небольшую выставку книг), иллюстрациями разных художников к произведению, раскрасками, трафаретами.

Основные этапы работы по данной технологии.

1. Работа с художественным произведением (выразительное, эмоциональное чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, разбор незнакомых, старинных слов понятий, образных выражений и т.д.

2. Работа с научно-популярной книгой (рассматривание интересных фактов о животных, растениях, которые упоминаются в произведении и т.д.)

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием, изготовлением аппликации или лепкой).

Важно, пока мы работаем с произведением, на каждое занятие (развитие речи, безопасность, мир природы, экспериментирование, конструирование и т.д.) приносить" коробку историй " и выкладывать книгу или героев

сказки, для отсыла к произведению. Например, мы не просто изучаем животных Африки, а именно в связи с прочтением сказки "Бармалей", рассматривая незнакомые термины или образные выражения, необходимо зачитать отрывок из произведения, где они упоминаются, или, например:"...Вы в канаву упадете, Вы утонете в болоте, Не ходите, погодите, воротиться домой..."(Федорино горе). После прочтения отрывка, можно обсудить, что такое канава, рассмотреть, как выглядит болото, кто живёт в болоте, какую опасность оно представляет, рассмотреть правила безопасности в лесу, как помочь человеку, попавшему в беду на болоте...

Удивительно, сколько нового можно узнать или закрепить уже имеющиеся знания, прочитав всего одну сказку.

Приведу пример своей работы по использованию технологии в процессе знакомства детей с разными произведениями.

"Сторисек" по сказке К.И.Чуковского "Бармалей".

Работая с детьми по сказке, на каждое занятие я приносила "коробку историй", из которой по очереди доставала героев сказки (распечатанные и наклеенные на картон, с липучками на оборотной стороне, чтобы прикреплять их на фланелеограф), фигурки животных Африки, книгу с произведением, карту "Животный мир Африки", книги и картинки о животных и природе африканского континента, силуэт материка, иллюстрации о правилах безопасности дома, на улице, картинки-игра чехарда, аэроплан.

Прочитав сказку "Бармалей", кроме обычной работы с литературным произведением дети рассмотрели материк Африка, используя силуэт искали его на большой карте, изучили животный и растительный мир континента, особенности климата, что такое аэроплан, игра чехарда, обсудили правила безопасности дома и на улице, отгадывали загадки о животных Африки, познакомились с понятием пустыня и провели ряд экспериментов с песком, лепили из пластилина крокодила и раскрашивали раскраски с героями сказки и животными Африки. Заключительным этапом работы с произведением была коллективная работа - аппликация "По следам Бармалея". Одна группа детей делала материк Африка, используя технологию обрывной аппликации, другая группа детей раскрашивала и приклеивала на получившийся материк животных. Коробка историй была дополнена другими произведениями К.И.Чуковского и организована выставка книг "Сказочный мир К.И.Чуковского" с фотографией автора.


"Сторисек" по сказке "Гуси лебеди".

В коробке историй лежали игрушки - герои сказки (куклы сестрицы и братца, баба Яга), деревянные фигурки настольного театра по сказке, книга с произведением, различные тематические иллюстрации.

Вначале мы работали с текстом произведения, далее с иллюстрациями. Мною была озвучена проблемная ситуация, предыстория, о том, что Баба Яга из коробки перепутала все сюжетные картинки и нам с ребятами нужно восстановить сюжет, иначе сестрица не сможет помочь братцу, и дети не вернутся домой. Необходимо было найти сюжетные картинки по описанию и расположить их в нужной последовательности. Дети отгадывали загадки о героях сказки, собирали самодельные пазлы по отрывкам сюжета, пересказывали сказку используя фигурки настольного театра, разбирали фразы из текста и слова: что значит "глядь, а братца нету", "кинулась туда-сюда", "кликала", "заливалась слезами", "причитывала", слушали аудио-сказку, смотрели мультфильм.

Далее мы говорили о яблоне, рассматривали ее в период цветения и плодоношения, вспомнили из каких частей состоит дерево, познакомились с понятием крона, рассмотрели как выглядит лес, поле, дети узнали, что иголки - это хвоя, и есть лес хвойный и лиственный, смешанный (с опорой на большие красочные плакаты ), проговорили правила поведения в лесу, рассматривали гусей и лебедей, говорили о печке и ее значении в старину. Завершающим этапом работы была аппликация по сюжету сказки. Вначале мы собирали яблоню, лепили яблоки, сверху "летели" лебеди и мы прятали под яблоней сестрицу с братцем, раскрашивали им одежду. Аппликация с элементами лепки и рисования на фоне прослушивания аудиосказки. Работа с данным произведением длилась в течении трёх недель.


"Сторисек" по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе"

Помимо традиционной работы с текстом, с определением главных действующих лиц сказки, прослеживанием сюжетной линии, беседой по содержанию сказки, оценки поступкам героев и определения причинно-следственных связей в действиях героев, работы с иллюстрациями, рассмотрели на занятиях предметы быта, которые использовались в старину и упоминаются в тексте, с обязательным прочтением отрывка. Что такое сито, как оно использовалось в старину и используется сейчас. Что такое корыто, ушат, кадушка, кочерга, самовар и т.д.

Разбирали текст произведения - что значит "коты расфуфырили хвосты", "...во всю прыть..", "коза растопырила глаза..." и т.д.

Вспомнили понятия - посуда, назначение, из каких материалов изготавливают, рассмотрели основные правила сервировки стола (на примере сервировки стола в ДОУ к завтраку, обеду, ужину). Вспомнили культурно-гигиенические навыки. Далее обсудили с детьми правила безопасности в лесу, узнали, что такое болото, кто живёт в болоте, какую опасность оно представляет для человека, чем можно помочь попавшему в беду на болоте, рассмотрели правила безопасности на водоемах в разные сезоны года.

В процессе совместной деятельности с детьми "Поможем бабушке Федоре разделить манную крупу и горох" провели небольшой опыт с использованием сита (разделение крупных и мелких частиц).

Девочки помогали бабушке Федоре мыть посуду (использовалась детская посудка, которая доставалась из "коробки историй" в испачканном виде). В заключении работы по данному произведению, дети раскрашивали тематические раскраски с одновременным прослушиванием аудиосказки.

В процессе работы по данной технологии был выявлен стойкий интерес детей к совместному с воспитателем и родителями чтению книг, что способствует стремлению детей к самостоятельному чтению в будущем. Уже после работы с произведением, дети многократно просят перечитать сказки, по которым мы работали, часто используют в играх героев настольного театра и просто фигурки героев и в игре буквально передают диалоги. Раскрыв книгу, часто пересказывают текст с опорой на иллюстрации друг другу, имитируя чтение.

Дети приобрели знания о правилах безопасного нахождения на улице, дома, на природе и могут самостоятельно о них рассказать, приводят примеры из собственного опыта. Легко устанавливают причинно-следственных связи.

Считаю данную технологию очень эффективной для стимулирования интереса детей к книге, самостоятельному чтению в будущем, расширения кругозора детей.

В работе по технологии "Сторисек" важное значение имела работа с родителями, которые оказывали активное участие в подборе материалов для создания набора "коробки историй", приносили в дар или во временное пользование книги, оказывали помощь в распечатывании иллюстраций, проявляли живой интерес к знаниям, которые получали дети на занятиях. Благодаря родителям дети постоянно приносят в группу любимые книги для совместного чтения, с разрешения родителей, обмениваются литературой и делятся впечатлениями о прочитанном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи...

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух....

проект "Формирование интереса к книге у детей раннего возраста посредством книжки- игрушки"

Актуальность проблемы литературного образования  у детей дошкольного возраста  на современном этапе  обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой  пр...

Формирование интереса к книге в условиях ДОУ и семьи

Художественная литература играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации. Она помогает расширить его кругозор, раз...