"80 лет Великой Победы" конспект НОД
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Чтение художественной литературы, посвященный защитникам нашей Родины в предверии 80-летнего юбилея Победы В ВОВ для детей старшей группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г. Осташков, Тверской обл.
Конспект НОД
«80 лет Великой Победы!»
старшая группа
Подготовила воспитатель:
Тинт Ирина Владимировна
2025 г.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств.
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из книги «Твои защитники».
2. Учить понимать содержание произведения.
3. Расширять кругозор детей о жизни людей в военные годы.
Развивающие задачи:
- Развивать духовно-нравственный потенциал художественно-эстетическими средствами.
- Развивать умение отвечать на вопросы по ходу чтения рассказа.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
- Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, к традициям преемственности поколений.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы о российской армии, воинах, заучивание стихотворений о войне, рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий на военную тему, разгадывание загадок.
Оборудование: ноутбук, аудиозаписи звуков взрывов, урчание фашистских самолетов, воздушная тревога, отбой военной тревоги. Звуки зенитной артиллерии, минута молчания, фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова, георгиевские ленточки по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята. Посмотрите на меня. Я стою перед вами в военной форме. Догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить? (О воине, военных) Закройте глаза, давайте послушаем тишину. Что вы слышите? (шум ветра, птички поют, шаги, гул машин и пр.). Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.
Звучит запись звуков военного времени (взрывы, шум военных машин и пр.).
Воспитатель: Как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли звуки выстрелов в мирное время? Когда раздаются такие звуки? (ответы детей)
Воспитатель: Когда-то давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькие, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики. Налетели вражеские самолеты, понаехали танки, пришли немецкие солдаты с оружием и сразу все изменилось. Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолетами, пулеметами и напал на нашу страну.
Звучит фонограмма песни «Священная война», муз. А. Александрова.
Родитель: «Вставай, страна огромная!» - эта музыка, эти слова были знакомы во время войны каждому человеку. Эта песня была призывом к битве, к борьбе с врагом. Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война. Почему её так называют? Потому что весь народ от мала до велика, встал на защиту своего Отечества, своей Родины. Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже женщины и дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на выставку книг, которую я вам приготовила. Про кого написано в этих книжках?
Дети: Про воинов, солдат, про защитников.
Воспитатель: Да, а как вы догадались?
Дети: На обложке нарисованы солдаты!
Воспитатель: В давние - давние времена, в Древней Руси, стояли на страже нашей Родины, очень сильные люди – богатыри. О них народ складывал песни, сказки, былины. В наше время защитницей страны является Российская Армия. Как и раньше, нашу Родину, защищают сильные, смелые мужчины. Наши воины отличаются находчивостью и выдержкой. А как вы думаете, кто такие защитники Отечества?
Дети: Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники …
Воспитатель: Какими качествами должны обладать защитники?
Дети: Они должны быть храбрыми, смелыми, мужественными, сильными, терпеливыми, ловкими, мужественными. Должны быть честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь переносить трудности, много знать, уметь, заниматься спортом, хорошо стрелять, быстро бегать.
Воспитатель: Правильно! Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 9 мая?
Дети: День Победы!
Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из его книги о военных «Твои защитники». Слушайте внимательно!
Лев Кассиль «ВОЗДУХ!» (поэтапное чтение)
Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит — и ту услышат. Звезда упадёт — и её заметят.
-Воспитатель: Ребята, о чем говорится в тексте? (ответы детей)
Дети: Враг не спит, но наши защитники стоят на страже Родины.
Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. (звучит звук - урчание фашистских самолетов) И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города: — Враг летит! Будьте готовы!
-Воспитатель: Ребята, какие самолеты летят и хотят напасть на нашу Родину? (ответы) Что сделали наши защитники?
Дети: Услышали защитники урчание фашистских самолетов и предупредили об опасности начальника противовоздушной защиты города.
Воспитатель: Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио: (звучит запись воздушной тревоги) «Граждане, воздушная тревога!». В ту же минуту раздаётся команда: «Воздух!». Ребята, о чем оповестило радио жителей города! Правильно, об опасности, о воздушной тревоге. И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.
— Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться.
Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
— Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
— По фашистским самолётам огонь!
И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки. (звуки зенитной артиллерии)
«Вон где враг, бейте его!» — говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи — запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине.
Воспитатель: Как, защитники города начали защищать город?
Дети: Прожектористы навели желтые лучи на вражеские самолеты, а зенитчики ударили огнем по фашистским самолетам.
Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
— Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!
У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов— сильный луч. Не вырваться фашисту.
— Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! — И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт.
Не удалось ему пробраться к городу.
Воспитатель: Какие слова кричали зенитчики во время боя? Что случилось с фашистским самолетом? Удалось ли ему пробраться к городу? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили. У наших зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки.
Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе. (звуки отбоя военной тревоги)
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!» Вот такой сигнал означал, что можно выходить из убежищ на улицу.
Воспитатель: Ребята, воздушный бой закончился, а зенитчики продолжают охранять город? А почему они продолжают охранять город?
Дети: Чтобы быть всегда на страже Родины!
Воспитатель: Давайте ребята отдохнем, проведем физкультминутку.
Чтобы в армии служить,
Надо сильным, ловким быть
Физкультурная минутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать. (5-7 прыжков)
.
Воспитатель: Ребята, с каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? (рассказ Льва Кассиля «Воздух»)
Воспитатель: В годы ВЛОВ все женщины молились за своих сыновей, мужей, братьев, отцов – всех мужчин, ушедших на войну. И дети тоже молились… Сейчас мы с Машей прочитаем стихотворение «Молитва мальчика» Станислава Тальнова.
В деревушке старой, церковь вековая,
Куполов пожухший, золоченый цвет.
Колокольным звоном, душу наполняет.
Ей уж скоро будет больше сотни лет.
В храме Божьем мальчик у икон склонился
Свечку ставит, молит - помоги Господь!
Снова добрый папа в ночь ему приснился,
Маму защищать велел, страх перебороть.
Каждый день украдкой бегает от мамки,
Бога молит мальчик, всех родных спасти.
А в худом кармане, фото его папки,
Крестик самодельный медный на груди.
И раздались взрывы, он домой помчался,
Видит два фашиста, избивают мать.
Вспомнил про ружье он, и не растерялся,
Как же они смеют руки распускать?
За ружье схватился, что в сарае ждало.
Стойте, крикнул громко, мамку отпусти,
Выстрелил в фашиста, сердце замирало
А патом второго, смерть его простит.
Слезки покатились по щекам мальчишки.
Бросится на шею, к матери бежал.
Та сказала тихо, храброму сынишки:
«Защитил ты маму, жизнью рисковал!»
Уложила сына, собралась в дорогу,
Под дождем холодным убирать тела.
И пришлось ей снова, сил потратить много,
Оттащить подальше, где трава росла.
Время пролетало, шла война сердито,
Сколько потеряла сыновей земля!
Мальчик все молился, Господу открыто.
Верил, что останется жить его семья.
Как-то днем весенним, мать в саду стирала,
Радио приемник мальчик слушать стал,
Новость там сказали, сердце замирало,
Сообщить скорее к маме побежал.
Все, свершилось мама, только объявили!
Там сказали, праздник кончилась война!
Слышишь мама, слышишь: наши победили!
Наконец сыночек без войны весна.
Вот спустя неделю, вечер как обычно,
Мама шьет одежду сыну своему.
В двери застучали, как-то непривычно
Кто там на ночь глядя, время уж ко сну.
И открылись двери, муж домой вернулся.
Ордена сверкают на его груди.
И губами жарко губ жены коснулся,
А потом на кухню праздновать пошли!
Вот он в церкви снова, у икон склонился,
Говорит спасибо Господу опять!
Что войны не стало, что отец вернулся,
И за то, что счастлива снова его мать!
Воспитатель: Ребята, мне хотелось бы в память о нашей встрече подарить вам георгиевскую ленту. Эта лента черно-оранжевая не случайно. Вы знаете, что обозначают цвета этой ленты?
Дети: Черный цвет означает – копоть, пороховой дым, а оранжевый – огонь сражения.
Воспитатель: Ребята, совсем скоро наша страна будет отмечать 80-летний юбилей нашей Победы. В этот день люди ходят к вечному огню, возлагают цветы. Я предлагаю почтить память погибших на полях сражения минутой молчания.
Звучит минута молчания. Все встают.
Воспитатель: Хочется закончить наше занятие стихотворением Роберта Рождественского:
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Это память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Источники:
- https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-teme-chtenie-i-pereskaz-otrivka-iz-rasskaza-l-kassilya-vo-604776.html
- https://vospitatel.online/7741-tekhnologicheskaya-karta-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-po-teme-chtenie-i-pereskaz-otryvka-iz-rasskaza-l-kassilya-vozdukh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
Конспект. Беседа для детей старшего возраста "Великие битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
Немецкие войска вероломно напали на наши границы. Началась Великая Отечественная война. На защиту страны встал весь народ. Песня "Священная война" поддерживала боевой дух наших солдат. Одними из самых...

«Великие песни Великой войны»
Цели: 1. Пробудить у старших дошкольников интерес к песням Великой Отечественной войны, к истории их создания. 2. Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с вой...

Тематическое развлечение-беседа "Великая Победа великого народа""
Развлечение для старших дошкольников с использованием видеоматериалов к празднованию Дня Победы....

Великая война и Великая Победа.
Цель проекта: 1. Донести до детей значение Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.2. Акти...
Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"
Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»
В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщ...

