Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»
Выполнила воспитатель Гладкина М.А.
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Программное содержание:
Познакомить детей с татарским народным творчеством.
Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.
Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа.
Материал.
Панно плоскостного изображения: дома, деревья, мать, три дочери, белочка.
Игрушки: таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.
Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными, мордовскими, нанайскими сказками. Рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по сказкам.
Разбор, рисование сказок с детьми, раскрашивание раскрасок по сказкам.
Ход занятия:
– Дети, какое у вас сейчас настроение?
Дети. – Хорошее.
Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,
пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.
(Дети садятся на стульчики.)
Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос:
скажите, пожалуйста, вы любите сказки?
Дети. -Да-а.
- А какие сказки и сказки каких народов вы знаете?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
- Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла. Занавес открываем, сказку начинаем. Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом, если соберем всю картину целиком.
(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске: дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей.)
- Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?
Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.
- Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица: «Материнская ласка конца не знает».
А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам!
А теперь давайте вспомним Нанайскую сказку «Айога».
-«Плавала, плавала, пока по - нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем – нибудь ее, красавицу, не спутали.» (айога)
- А какой главный смысл в сказке?
Помогать маме, беречь и заботиться о ней.
Послушайте притчу о маме
За день до рождения
Ребенок спросил у бога:
-Я очень боюсь ! Я совершенно не знаю,
Что я должен делать в этом мире ?
Бог ответил :
-Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
-А как его зовут?
- -Не важно, как его зовут.
Ты будешь называть его «мама»
Ребята, вы согласны ,что мама наш ангел- хранитель?
- А теперь отгадайте загадку
Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка-
Моя младшая …?сестренка
- Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой
«Три дочери». Дочери одной матери – это сестренки.
-Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?
- Послушайте татарскую сказку «Три дочери», а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.
Чтение Татарской народной сказки «Три дочери»
Воспитатель задает вопросы детям:
-Понравилась ли сказка? Чем? Почему?
-О ком эта сказка? А еще о ком?
-Кто из героев больше всего понравился? Почему?
-Что было вначале сказки?
-Что потом?
-Как любила мать своих дочерей?
-За что наказала белочка старших дочерей?
-Как можно сказать о них?
-Как наградила белочка младшую дочь?
-Какими словами можно сказать о ней?
-Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?
- Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
- Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай».
– Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.
Игра «Тимербай».
Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова:
Пять детей у Тимберая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.
- А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки.
Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей, белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки, которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.
- Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку, ваши высказывания и рассуждения. За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки.
Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.
Итог.
Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери», встретились со сказочными героями.
Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными, добрыми книгами.
Татарская сказка «Три дочери»
Жила-была женщина. День и ночь работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям... А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка Хаврошечка
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в сказку"
Закрепление знаний о жанровых особенностях и видах сказок и пословиц....

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)
Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Путешествие по сказкам"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» (вторая младшая группа)• Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках;&bu...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой русская народная сказка «Сивка-Бурка» старшая группа
Формирование эмоционально-образного восприятия сказки «Сивка-бурка»...
