Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._tatarskaya_skazka_tri_docheri.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Выполнила воспитатель Гладкина М.А.

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Программное содержание:

Познакомить детей с татарским народным творчеством.

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа.

Материал. 

Панно плоскостного изображения: дома, деревья, мать, три дочери, белочка. 

Игрушки: таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными, мордовскими, нанайскими сказками. Рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов по сказкам.

Разбор, рисование сказок с детьми, раскрашивание раскрасок по сказкам.

Ход занятия:

– Дети, какое у вас сейчас настроение?

Дети. – Хорошее.

Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос:

скажите, пожалуйста, вы любите сказки?

Дети. -Да-а.

 - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

 - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла. Занавес открываем, сказку начинаем. Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом, если соберем всю картину целиком.

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске: дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей.)

 - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.

- Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица«Материнская ласка конца не знает». 

А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам!

А теперь давайте вспомним Нанайскую сказку «Айога».

-«Плавала, плавала, пока по - нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем – нибудь ее, красавицу, не спутали.» (айога)

- А какой главный смысл в сказке?

Помогать маме, беречь и заботиться о ней.

Послушайте притчу о маме

За день до рождения

Ребенок спросил у бога:

-Я очень боюсь ! Я совершенно не знаю,

Что я должен делать в этом мире ?

Бог ответил :

-Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой.

Он будет охранять тебя от всех бед.

-А как его зовут?

- -Не важно, как его зовут.

Ты будешь называть его «мама»

Ребята, вы согласны ,что мама наш ангел- хранитель?

- А теперь отгадайте загадку

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка-

Моя младшая …?сестренка

- Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой

«Три дочери». Дочери одной матери – это сестренки.

-Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

- Послушайте татарскую сказку «Три дочери», а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.

Чтение Татарской народной сказки «Три дочери»

Воспитатель задает вопросы детям:

-Понравилась ли сказка? Чем? Почему?

-О ком эта сказка? А еще о ком?

-Кто из героев больше всего понравился? Почему?

-Что было вначале сказки?

-Что потом?

-Как любила мать своих дочерей?

-За что наказала белочка старших дочерей?

-Как можно сказать о них?

-Как наградила белочка младшую дочь?

-Какими словами можно сказать о ней?

-Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

- Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

 

- Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай».

– Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.

Игра «Тимербай».

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова:

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

- А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки.

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей, белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки, которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

-  Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку, ваши высказывания и рассуждения. За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки.

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Итог.

Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери», встретились со сказочными героями.

Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными, добрыми книгами.

Татарская сказка «Три дочери»

Жила-была женщина. День и ночь работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.

Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка.

И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтёрла рук, побежала к своей матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям... А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в сказку"

Закрепление знаний о жанровых особенностях и видах сказок и пословиц....

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)

Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Путешествие по сказкам"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» (вторая младшая группа)• Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках;&bu...