Парциальная программа "Волшебная книжка"
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа)

 

СОГЛАСОВАНО УО

УТВЕРЖДАЮ

г. Москвы

Заведующий  «Детский сад 1»

 

image    Иванова Т.В

 

(подпись)            (Ф.И.О.)

                       Воробьёва Н.В

«01» сентября 2025г.

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

«01»          сентября    2025 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парциальная программа

«Волшебная книжка»

 

для детей (старшей группы) продолжительность программы 18 часов

 

 

Разработано:

Путилина Варвара Андреевна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2025

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она расширяет традиционные подходы к работе с книгой в дошкольном возрасте, предлагая детям не только слушать и рассматривать книги, но и создавать собственные иллюстрации, страницы, обложки — участвовать в процессе художественного оформления. Это интегрирует литературную, художественную и речевую активность ребёнка в единую творческую деятельность. Программа формирует у детей первичное представление о книжной графике как виде искусства и стимулирует интерес к книге как культурной ценности.

Актуальность обуславливается снижением интереса к печатным книгам, в связи с большим развитием цифровых технологий. Многие дети сталкиваются с книгой исключительно как с учебным материалом, не воспринимая её как художественное или визуальное произведение. Между тем книга — важный инструмент развития воображения, речи, мышления и эмоциональной сферы ребёнка. Знакомство с художественным оформлением книг способствует формированию читательской мотивации и эстетического вкуса. Родители, педагоги и государство в целом заинтересованы в формировании устойчивого интереса к книге как источнику знаний, культуры и вдохновения у детей, а дошкольный возраст наиболее подходящий для этого.

Программа реализуется в рамках следующих образовательных областях:

«социально-коммуникативное развитие» - совместное творчество, обмен мнениями, участие в выставках;

«познавательное развитие» - знания о профессии художника-иллюстратора, истории создания книги;

 «речевое развитие» - обсуждение иллюстраций, описание персонажей, презентация собственных работ;

«художественно-эстетическое развитие - знакомство с книжной графикой, работа с цветом и формой.

Программа учитывает интересы детей группы, традиции дошкольной организации, специфику материально-технической базы и педагогических условий. В группе проявляется высокий интерес к рисованию, рассказыванию, дети активно обсуждают сюжеты, любят сказки и книжные иллюстрации, что создаёт благоприятную среду для реализации программы.

Педагогическая целесообразность обусловлена наблюдениями за интересом детей к художественным книгам, иллюстрациям и желанием выразить своё отношение к персонажам в творческой форме. Именно поэтому мной, как воспитателем, была разработана программа, позволяющая детям не только углубить знания о книге, но и включиться в художественно-практическую деятельность, создавая элементы книги самостоятельно. Это усиливает воспитательный эффект и развивает навыки, необходимые для успешной социализации и подготовки к обучению.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

  1. Цель: Развитие устойчивого интереса к книге и формирование первичных представлений о книжной графике как способе художественного оформления текста через создание собственных иллюстраций и элементов книги у детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы:

Образовательные:

  • Сформировать представления о книге как о целостном художественном произведении;
  • Познакомить с понятием «иллюстрация», «обложка», «титульный лист», «художник-иллюстратор»;
  • Обучить базовым техникам рисования и компоновки изображения на листе;

Развивающие:

  • Развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику, внимание и наблюдательность;
  • Способствовать активизации речевой деятельности в процессе обсуждения и презентации работ;
  • Стимулировать самостоятельность, творческую инициативу и желание доводить начатое до конца;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к книге как к источнику знаний и вдохновения;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие;
  • Способствовать развитию коммуникативной культуры через совместную работу, участие в мини-проектах, выставках.

Сроки           реализации         программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Программа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь – май), включает 18 занятий по 30 минут (2 раза в месяц).

Этапы программы:

Вводный этап (сентябрь – октябрь):
– знакомство с книгой как художественным объектом, наблюдение за иллюстрациями, анализ готовых образцов.

Основной этап (ноябрь – апрель):
– создание собственных иллюстраций, обложек, знакомство с работами художников-иллюстраторов.

Заключительный этап (май):
– создание коллективной «волшебной книжки», выставка работ, итоговая презентация.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на детей старшей дошкольной группы (5–7 лет).

На данном возрастном этапе у детей наблюдается активное развитие во всех сферах: физической, познавательной, речевой, социальной и художественно-эстетической. Это создаёт благоприятные условия для включения в творческую деятельность, связанную с книгой и иллюстрацией.

С физической точки зрения, дети приобретают уверенность в движениях, совершенствуется мелкая моторика рук, что позволяет осваивать более точные и разнообразные графические приёмы: штриховку, контур, закрашивание, работу с различными материалами.

С социальной и личностной стороны, дети начинают проявлять самостоятельность, стремление к самовыражению, интерес к мнению других. Возраст 5–7 лет — время активного формирования самооценки и умения взаимодействовать в группе, что особенно важно в коллективной художественно-творческой деятельности.

В познавательно-речевом развитии дети уверенно используют речь для описания своих действий, проявляют интерес к новым понятиям, активно задают вопросы, высказывают суждения. В этом возрасте они способны осмысленно воспринимать литературные тексты и связывать их с изображениями, а также пересказывать содержание и интерпретировать его средствами рисунка.

В художественно-эстетическом аспекте наблюдается рост интереса к рисованию, оформлению, созданию ярких и выразительных образов. Дети начинают осознанно использовать цвет, форму, композицию, стремятся к передаче характера персонажей, эмоций и событий через изображение.

  1. Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

  • Фронтальные и подгрупповые занятия;
  • Индивидуальная художественная деятельность;
  • Проектные мини-задания (создание обложек, коллективных страниц);
  • Игровые занятия (интерактивное угадывание сказок по иллюстрации и др.).

Методы и приёмы:

  • Наглядные (демонстрация книг, иллюстраций, мультимедийных слайдов);
  • Словесные (обсуждение, пояснение, речевая рефлексия);
  • Практические (рисование, аппликация, оформление страниц);
  • Игровые (викторины, сюжетно-ролевые игры «в художников»).

Средства:

  • Художественные материалы (бумага, карандаши, краски, кисти, фломастеры);
  • Образцы книг и иллюстраций;
  • Презентации, шаблоны, карточки с изображениями;
  • Литературные тексты (сказки, стихи, рассказы).
    1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения парциальной программы «Волшебная книжка» у детей старшей группы предполагается формирование устойчивого интереса к художественной книге, развитие эстетического восприятия, творческого воображения, речевой и графической активности. Дети получат представление о книге как о художественно оформленном произведении, научатся узнавать и называть её основные элементы: обложку, иллюстрацию, титульный лист, декоративные элементы. Они смогут понимать роль художника-иллюстратора, различать стили оформления, обсуждать содержание и настроение изображений, а также создавать собственные простые иллюстрации к литературным произведениям. У воспитанников сформируются первичные навыки работы с композицией, цветом и формой; дети смогут передавать характеры героев, эмоциональное состояние персонажей и общее настроение текста через визуальные средства. Предполагается развитие мелкой моторики и уверенное использование изобразительных материалов: карандашей, фломастеров, красок. В речевом аспекте дети научатся описывать свои работы, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, аргументировать выбор тех или иных выразительных средств. Также формируется умение работать в группе: обсуждать идеи, договариваться, совместно оформлять страницы коллективной «волшебной книги». Для оценки результатов используются такие методы, как наблюдение за деятельностью детей на занятиях, анализ выполненных художественных работ, индивидуальные беседы и мини-презентации. Учитываются степень самостоятельности при выполнении заданий, умение планировать и доводить работу до конца, проявление творческой инициативы, осознанный выбор изобразительных средств и эмоциональная выразительность рисунков. Проводятся промежуточные и итоговые выставки, оформляется портфолио ребёнка, включающее лучшие работы, а также осуществляется рефлексия (в форме диалога с детьми) по итогам реализации программы. Результаты анализа позволяют скорректировать дальнейшее направление развития каждого ребёнка и всей группы в целом.

 

  1. Формы подведения итогов реализации программы
  • Выставка детских работ «Моя сказочная книга»;
  • Создание коллективного проекта «Волшебная книжка» с иллюстрациями детей;
  • Портфолио ребёнка: подборка лучших работ, комментарии, фото занятий;
  • Открытое итоговое занятие с участием родителей (презентация книжки);
  • Мини-конкурс или голосование за лучшие иллюстрации группы.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Раздел/ Тема

 

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Книга глазами художника

 

 

1.1

Тема 1.1

Что такое иллюстрация и кто её создаёт?

1

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

1.2

Тема 1.2

Волшебные страницы: титул, обложка, заставка

1

Фронтальная, индивидуальная

1.3

Тема 1.3

Как цвет передаёт настроение в книге?

1

Подгрупповая, игровая

2

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

 

 

2.1.

Тема 2.1 Создание иллюстрации к любимой сказке

2

Индивидуальная, практическая

 

Тема 2.2 Портрет героя: характер через образ

2

Групповая, творческая

 

Тема 2.3 Волшебное дерево и сказочный пейзаж

2

Подгрупповая, экспериментально-творческая

3

Раздел 3. Книга своими руками

 

 

3.1

Тема 3.1 Оформляем обложку своей книги

2

Индивидуальная, практическая

3.2

Тема 3.2 Собираем «Волшебную книжку»: работа над мини-проектом

6

Фронтальная, коллективная

ИТОГО:

18

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Книга глазами художника

Знакомит детей с элементами оформления книги: обложкой, иллюстрацией, титульным листом. Дети узнают, кто такой иллюстратор и какую роль он играет в создании книги, учатся анализировать изображения, сопоставлять их с текстом и понимать выразительные средства.

Тема 1.1. Что такое иллюстрация и кто её создаёт?
Дети узнают, кто такой иллюстратор, зачем нужны рисунки в книгах, рассматривают различные стили оформления, обсуждают знакомые иллюстрации.

Тема 1.2. Волшебные страницы: титул, обложка, заставка
Знакомство с элементами структуры книги. Дети учатся определять их функции, создают пробные наброски титульного листа и обложки.

Тема 1.3. Как цвет передаёт настроение в книге?
Исследование эмоциональной выразительности цвета. Работа с цветовым кругом, обсуждение эмоций героев, подбор цвета для иллюстрации.

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

Дети создают собственные иллюстрации по мотивам знакомых сказок. Учатся отображать характер, сюжет, обстановку. Развивается воображение, мелкая моторика, способность к художественной интерпретации текста.

Тема 2.1. Создание иллюстрации к любимой сказке
Ребёнок выбирает любимую сказку и рисует ключевой эпизод. Учится планировать композицию, определять центральные фигуры.

Тема 2.2. Портрет героя: характер через образ
Работа с выражением эмоций, жестами, деталями одежды. Дети изображают персонажей, придавая им индивидуальные черты.

Тема 2.3. Волшебное дерево и сказочный пейзаж
Формирование умения рисовать фон, пространство. Передача времени суток, сезона, атмосферы с помощью цвета и формы.

Раздел 3. Книга своими руками

На этом этапе дети оформляют собственные мини-книги, объединяя все ранее полученные знания и умения. Итогом становится «Волшебная книжка» с иллюстрациями и оформлением.

Тема 3.1. Оформляем обложку своей книги
Создание авторской обложки с названием, изображением главного героя и декоративным оформлением.

Тема 3.2. Собираем «Волшебную книжку»: работа над мини-проектом
Создание коллективной книги из рисунков всех детей. Дети оформляют страницу, титул, подписи к иллюстрациям. Презентация проекта родителям.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Книга глазами художника

 

 

3 занятия

Октябрь

Тема 1.1. Мир книги и её оформление: обложка, титул, иллюстрация

1

Беседа-обсуждение, просмотр иллюстрированных книг, коллективный анализ обложек

1

1–7 октября

Тема 1.2. Цвет как средство передачи настроения в книге

1

Игровая работа с цветом, обсуждение эмоциональной гаммы, подбор цветовой палитры

1

8–15 октября

Тема 1.3. Как художник рассказывает сказку через рисунок

1

Практическая работа: выбор ключевого эпизода, создание композиции к сказке

1

16–23 октября

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

 

 

6 занятий

Ноябрь — Январь

Тема 2.1. Иллюстрация к любимой сказке

1

Индивидуальная работа: выбор сюжета, выполнение иллюстрации

2

1–14 ноября

Тема 2.2. Портрет героя

2

Групповая творческая работа: рисуем героя и обсуждаем его характер

2

15 ноября – 15 декабря

Тема 2.3. Пейзаж и волшебный фон

1

Подгрупповая работа: создание сказочного фона с использованием фантазийных элементов

2

16 декабря – 31 января

Раздел 3. Книга своими руками

1

 

9 занятий

Февраль — Май

Тема 3.1. Моя обложка

2

Индивидуальная практическая работа: создание обложки своей книги

2

1–14 февраля

Тема 3.2. Создание «Волшебной книжки»

1

Коллективная работа: сборка, оформление и финальное оформление страниц

6

15 февраля – 30 апреля

Итоговое занятие + презентация проекта

1

Презентация своих книжек, выставка работ

1

1-15 мая

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для полноценной реализации программы «Книга глазами художника» необходимо обеспечить комплексное дидактическое и техническое оснащение, способствующее разнообразным формам учебной деятельности — от творческих игр и обсуждений до практических занятий по иллюстрированию и изготовлению книг.

1. Дидактический материал

Методические разработки и планы занятий:

  • Подробные планы уроков с описанием целей, этапов и используемых методов;
  • Методические рекомендации по организации групповой, подгрупповой и индивидуальной работы;
  • Сценарии игровых занятий с использованием цвета и образов.

Игровой и наглядный материал:

  • Карточки с цветами, эмоциональными состояниями, героями сказок для игровых упражнений;
  • Шаблоны и трафареты для рисования героев, пейзажей, обложек книг;
  • Иллюстрированные сборники сказок, книги разных жанров и стилей для анализа оформления.

Раздаточные материалы для практических занятий:

  • Бумага разного формата и плотности (А3, А4, акварельная, цветная, дизайнерская);
  • Карандаши разной твердости, цветные карандаши, пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашь;
  • Кисти различной толщины и формы для работы с красками;
  • Клей ПВА, ножницы, линейки, циркули, кнопки для сборки книжек;
  • Наборы цветного картона и декоративных элементов (наклейки, блёстки, ленточки) для оформления обложек и книжных страниц.

Макеты и модели:

  • Образцы книг с демонстрацией различных типов обложек, титульных листов, иллюстраций;
  • Демонстрационные панели с примерами композиции и цветового решения иллюстраций.

2. Материально-техническое оснащение

Техническое оборудование:

  • Компьютер или ноутбук с доступом к цифровым иллюстрациям и обучающим материалам;
  • Проектор и экран (или интерактивная доска) для коллективного просмотра презентаций, образцов иллюстраций, видеоуроков;
  • Принтер и сканер для распечатывания шаблонов, распознавания работ учеников, подготовки раздаточного материала;
  • Музыкальный центр или акустическая система для создания атмосферы во время игровых и творческих занятий.

Рабочие места:

  • Удобные столы и стулья для индивидуальной и групповой работы;
  • Органайзеры и контейнеры для хранения канцелярских принадлежностей и материалов;
  • Настольные лампы с регулируемым светом для комфортного рисования.

Прочее оборудование и материалы:

  • Доска (маркерная или классическая) для записи ключевых идей и демонстрации техник;
  • Магнитные доски или панели для размещения рисунков и работы с визуальными элементами;
  • Коробки и полки для аккуратного хранения готовых работ, материалов и пособий.

 

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

 

 

№ п/п

 

Целевые ориентиры

 

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляе

тся

1

Формирование навыков создания иллюстраций

Выполнение иллюстраций, соответствующих тематике занятия и требованиям

  •  

 

 

2

Понимание роли цвета для передачи настроения книги

Использование цвета для выражения эмоций и настроения в работе

  •  

 

 

3

Развитие композиционного мышления при создании рисунков

Выбор ключевых элементов и гармоничное размещение в композиции

  •  

 

 

4

Владение техникой портретного рисования

Отражение характера и образа героя в портрете

  •  

 

 

5

Способность самостоятельно создавать книгу и оформлять её

Собирание, оформление обложки и страниц, соблюдение последовательности работ

  •  

 

 

 

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Журавлёва, М.И. Иллюстрирование книг: теория и практика / М.И. Журавлёва. – Москва: Искусство, 2018. – 256 с.
  2. Петрова, Е.В. Цвет и настроение в изобразительном искусстве / Е.В. Петрова. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 198 с.
  3. Смирнов, А.А. Основы композиции в живописи / А.А. Смирнов. – Москва: АСТ, 2017. – 220 с.
  4. Васильева, Т.Н. Сказка и иллюстрация: художественные образы / Т.Н. Васильева. – Москва: Просвещение, 2019. – 180 с.
  5. Иванова, Л.Д. Книга своими руками: методика и практика / Л.Д. Иванова. – Москва: Детство-Пресс, 2021. – 150 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parts_programma.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО УО

УТВЕРЖДАЮ

г. Москвы

Заведующий «Детский сад № 1»

Иванова Т.В

(подпись) (Ф.И.О.)

Воробьёва Н.В

«01» сентября 2025г.

(подпись) (Ф.И.О.)

«01» сентября 2025 г.

Парциальная программа

«Волшебная книжка»

для детей (старшей группы) продолжительность программы 18 часов

Разработано:

Путилина Варвара Андреевна, воспитатель

Москва, 2025

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она расширяет традиционные подходы к работе с книгой в дошкольном возрасте, предлагая детям не только слушать и рассматривать книги, но и создавать собственные иллюстрации, страницы, обложки — участвовать в процессе художественного оформления. Это интегрирует литературную, художественную и речевую активность ребёнка в единую творческую деятельность. Программа формирует у детей первичное представление о книжной графике как виде искусства и стимулирует интерес к книге как культурной ценности.

Актуальность обуславливается снижением интереса к печатным книгам, в связи с большим развитием цифровых технологий. Многие дети сталкиваются с книгой исключительно как с учебным материалом, не воспринимая её как художественное или визуальное произведение. Между тем книга — важный инструмент развития воображения, речи, мышления и эмоциональной сферы ребёнка. Знакомство с художественным оформлением книг способствует формированию читательской мотивации и эстетического вкуса. Родители, педагоги и государство в целом заинтересованы в формировании устойчивого интереса к книге как источнику знаний, культуры и вдохновения у детей, а дошкольный возраст наиболее подходящий для этого.

Программа реализуется в рамках следующих образовательных областях:

«социально-коммуникативное развитие» - совместное творчество, обмен мнениями, участие в выставках;

«познавательное развитие» - знания о профессии художника-иллюстратора, истории создания книги;

«речевое развитие» - обсуждение иллюстраций, описание персонажей, презентация собственных работ;

«художественно-эстетическое развитие - знакомство с книжной графикой, работа с цветом и формой.

Программа учитывает интересы детей группы, традиции дошкольной организации, специфику материально-технической базы и педагогических условий. В группе проявляется высокий интерес к рисованию, рассказыванию, дети активно обсуждают сюжеты, любят сказки и книжные иллюстрации, что создаёт благоприятную среду для реализации программы.

Педагогическая целесообразность обусловлена наблюдениями за интересом детей к художественным книгам, иллюстрациям и желанием выразить своё отношение к персонажам в творческой форме. Именно поэтому мной, как воспитателем, была разработана программа, позволяющая детям не только углубить знания о книге, но и включиться в художественно-практическую деятельность, создавая элементы книги самостоятельно. Это усиливает воспитательный эффект и развивает навыки, необходимые для успешной социализации и подготовки к обучению.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

  1. Цель: Развитие устойчивого интереса к книге и формирование первичных представлений о книжной графике как способе художественного оформления текста через создание собственных иллюстраций и элементов книги у детей старшего дошкольного возраста

Задачи программы:

Образовательные:

  • Сформировать представления о книге как о целостном художественном произведении;
  • Познакомить с понятием «иллюстрация», «обложка», «титульный лист», «художник-иллюстратор»;
  • Обучить базовым техникам рисования и компоновки изображения на листе;

Развивающие:

  • Развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику, внимание и наблюдательность;
  • Способствовать активизации речевой деятельности в процессе обсуждения и презентации работ;
  • Стимулировать самостоятельность, творческую инициативу и желание доводить начатое до конца;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к книге как к источнику знаний и вдохновения;
  • Формировать эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие;
  • Способствовать развитию коммуникативной культуры через совместную работу, участие в мини-проектах, выставках.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Программа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь – май), включает 18 занятий по 30 минут (2 раза в месяц).

Этапы программы:

Вводный этап (сентябрь – октябрь):
– знакомство с книгой как художественным объектом, наблюдение за иллюстрациями, анализ готовых образцов.

Основной этап (ноябрь – апрель):
– создание собственных иллюстраций, обложек, знакомство с работами художников-иллюстраторов.

Заключительный этап (май):
– создание коллективной «волшебной книжки», выставка работ, итоговая презентация.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на детей старшей дошкольной группы (5–7 лет).

На данном возрастном этапе у детей наблюдается активное развитие во всех сферах: физической, познавательной, речевой, социальной и художественно-эстетической. Это создаёт благоприятные условия для включения в творческую деятельность, связанную с книгой и иллюстрацией.

С физической точки зрения, дети приобретают уверенность в движениях, совершенствуется мелкая моторика рук, что позволяет осваивать более точные и разнообразные графические приёмы: штриховку, контур, закрашивание, работу с различными материалами.

С социальной и личностной стороны, дети начинают проявлять самостоятельность, стремление к самовыражению, интерес к мнению других. Возраст 5–7 лет — время активного формирования самооценки и умения взаимодействовать в группе, что особенно важно в коллективной художественно-творческой деятельности.

В познавательно-речевом развитии дети уверенно используют речь для описания своих действий, проявляют интерес к новым понятиям, активно задают вопросы, высказывают суждения. В этом возрасте они способны осмысленно воспринимать литературные тексты и связывать их с изображениями, а также пересказывать содержание и интерпретировать его средствами рисунка.

В художественно-эстетическом аспекте наблюдается рост интереса к рисованию, оформлению, созданию ярких и выразительных образов. Дети начинают осознанно использовать цвет, форму, композицию, стремятся к передаче характера персонажей, эмоций и событий через изображение.

  1. Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

  • Фронтальные и подгрупповые занятия;
  • Индивидуальная художественная деятельность;
  • Проектные мини-задания (создание обложек, коллективных страниц);
  • Игровые занятия (интерактивное угадывание сказок по иллюстрации и др.).

Методы и приёмы:

  • Наглядные (демонстрация книг, иллюстраций, мультимедийных слайдов);
  • Словесные (обсуждение, пояснение, речевая рефлексия);
  • Практические (рисование, аппликация, оформление страниц);
  • Игровые (викторины, сюжетно-ролевые игры «в художников»).

Средства:

  • Художественные материалы (бумага, карандаши, краски, кисти, фломастеры);
  • Образцы книг и иллюстраций;
  • Презентации, шаблоны, карточки с изображениями;
  • Литературные тексты (сказки, стихи, рассказы).
  1. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения парциальной программы «Волшебная книжка» у детей старшей группы предполагается формирование устойчивого интереса к художественной книге, развитие эстетического восприятия, творческого воображения, речевой и графической активности. Дети получат представление о книге как о художественно оформленном произведении, научатся узнавать и называть её основные элементы: обложку, иллюстрацию, титульный лист, декоративные элементы. Они смогут понимать роль художника-иллюстратора, различать стили оформления, обсуждать содержание и настроение изображений, а также создавать собственные простые иллюстрации к литературным произведениям. У воспитанников сформируются первичные навыки работы с композицией, цветом и формой; дети смогут передавать характеры героев, эмоциональное состояние персонажей и общее настроение текста через визуальные средства. Предполагается развитие мелкой моторики и уверенное использование изобразительных материалов: карандашей, фломастеров, красок. В речевом аспекте дети научатся описывать свои работы, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, аргументировать выбор тех или иных выразительных средств. Также формируется умение работать в группе: обсуждать идеи, договариваться, совместно оформлять страницы коллективной «волшебной книги». Для оценки результатов используются такие методы, как наблюдение за деятельностью детей на занятиях, анализ выполненных художественных работ, индивидуальные беседы и мини-презентации. Учитываются степень самостоятельности при выполнении заданий, умение планировать и доводить работу до конца, проявление творческой инициативы, осознанный выбор изобразительных средств и эмоциональная выразительность рисунков. Проводятся промежуточные и итоговые выставки, оформляется портфолио ребёнка, включающее лучшие работы, а также осуществляется рефлексия (в форме диалога с детьми) по итогам реализации программы. Результаты анализа позволяют скорректировать дальнейшее направление развития каждого ребёнка и всей группы в целом.

  1. Формы подведения итогов реализации программы
  • Выставка детских работ «Моя сказочная книга»;
  • Создание коллективного проекта «Волшебная книжка» с иллюстрациями детей;
  • Портфолио ребёнка: подборка лучших работ, комментарии, фото занятий;
  • Открытое итоговое занятие с участием родителей (презентация книжки);
  • Мини-конкурс или голосование за лучшие иллюстрации группы.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел/ Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Книга глазами художника

Тема

Что такое иллюстрация и кто её создаёт?

1

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Тема

Волшебные страницы: титул, обложка, заставка

1

Фронтальная, индивидуальная

Тема

Как цвет передаёт настроение в книге?

1

Подгрупповая, игровая

2

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

Тема Создание иллюстрации к любимой сказке

2

Индивидуальная, практическая

Тема Портрет героя: характер через образ

2

Групповая, творческая

Тема Волшебное дерево и сказочный пейзаж

2

Подгрупповая, экспериментально-творческая

3

Раздел 3. Книга своими руками

Тема Оформляем обложку своей книги

2

Индивидуальная, практическая

Тема Собираем «Волшебную книжку»: работа над мини-проектом

6

Фронтальная, коллективная

ИТОГО:

18

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Книга глазами художника

Знакомит детей с элементами оформления книги: обложкой, иллюстрацией, титульным листом. Дети узнают, кто такой иллюстратор и какую роль он играет в создании книги, учатся анализировать изображения, сопоставлять их с текстом и понимать выразительные средства.

Тема Что такое иллюстрация и кто её создаёт?
Дети узнают, кто такой иллюстратор, зачем нужны рисунки в книгах, рассматривают различные стили оформления, обсуждают знакомые иллюстрации.

Тема Волшебные страницы: титул, обложка, заставка
Знакомство с элементами структуры книги. Дети учатся определять их функции, создают пробные наброски титульного листа и обложки.

Тема Как цвет передаёт настроение в книге?
Исследование эмоциональной выразительности цвета. Работа с цветовым кругом, обсуждение эмоций героев, подбор цвета для иллюстрации.

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

Дети создают собственные иллюстрации по мотивам знакомых сказок. Учатся отображать характер, сюжет, обстановку. Развивается воображение, мелкая моторика, способность к художественной интерпретации текста.

Тема Создание иллюстрации к любимой сказке
Ребёнок выбирает любимую сказку и рисует ключевой эпизод. Учится планировать композицию, определять центральные фигуры.

Тема Портрет героя: характер через образ
Работа с выражением эмоций, жестами, деталями одежды. Дети изображают персонажей, придавая им индивидуальные черты.

Тема Волшебное дерево и сказочный пейзаж
Формирование умения рисовать фон, пространство. Передача времени суток, сезона, атмосферы с помощью цвета и формы.

Раздел 3. Книга своими руками

На этом этапе дети оформляют собственные мини-книги, объединяя все ранее полученные знания и умения. Итогом становится «Волшебная книжка» с иллюстрациями и оформлением.

Тема Оформляем обложку своей книги
Создание авторской обложки с названием, изображением главного героя и декоративным оформлением.

Тема Собираем «Волшебную книжку»: работа над мини-проектом
Создание коллективной книги из рисунков всех детей. Дети оформляют страницу, титул, подписи к иллюстрациям. Презентация проекта родителям.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Книга глазами художника

3 занятия

Октябрь

Тема Мир книги и её оформление: обложка, титул, иллюстрация

1

Беседа-обсуждение, просмотр иллюстрированных книг, коллективный анализ обложек

1

1–7 октября

Тема Цвет как средство передачи настроения в книге

1

Игровая работа с цветом, обсуждение эмоциональной гаммы, подбор цветовой палитры

1

8–15 октября

Тема Как художник рассказывает сказку через рисунок

1

Практическая работа: выбор ключевого эпизода, создание композиции к сказке

1

16–23 октября

Раздел 2. Рисуем сказку вместе

6 занятий

Ноябрь — Январь

Тема Иллюстрация к любимой сказке

1

Индивидуальная работа: выбор сюжета, выполнение иллюстрации

2

1–14 ноября

Тема Портрет героя

2

Групповая творческая работа: рисуем героя и обсуждаем его характер

2

15 ноября – 15 декабря

Тема Пейзаж и волшебный фон

1

Подгрупповая работа: создание сказочного фона с использованием фантазийных элементов

2

16 декабря – 31 января

Раздел 3. Книга своими руками

1

9 занятий

Февраль — Май

Тема Моя обложка

2

Индивидуальная практическая работа: создание обложки своей книги

2

1–14 февраля

Тема Создание «Волшебной книжки»

1

Коллективная работа: сборка, оформление и финальное оформление страниц

6

15 февраля – 30 апреля

Итоговое занятие + презентация проекта

1

Презентация своих книжек, выставка работ

1

1-15 мая

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для полноценной реализации программы «Книга глазами художника» необходимо обеспечить комплексное дидактическое и техническое оснащение, способствующее разнообразным формам учебной деятельности — от творческих игр и обсуждений до практических занятий по иллюстрированию и изготовлению книг.

1. Дидактический материал

Методические разработки и планы занятий:

  • Подробные планы уроков с описанием целей, этапов и используемых методов;
  • Методические рекомендации по организации групповой, подгрупповой и индивидуальной работы;
  • Сценарии игровых занятий с использованием цвета и образов.

Игровой и наглядный материал:

  • Карточки с цветами, эмоциональными состояниями, героями сказок для игровых упражнений;
  • Шаблоны и трафареты для рисования героев, пейзажей, обложек книг;
  • Иллюстрированные сборники сказок, книги разных жанров и стилей для анализа оформления.

Раздаточные материалы для практических занятий:

  • Бумага разного формата и плотности (А3, А4, акварельная, цветная, дизайнерская);
  • Карандаши разной твердости, цветные карандаши, пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашь;
  • Кисти различной толщины и формы для работы с красками;
  • Клей ПВА, ножницы, линейки, циркули, кнопки для сборки книжек;
  • Наборы цветного картона и декоративных элементов (наклейки, блёстки, ленточки) для оформления обложек и книжных страниц.

Макеты и модели:

  • Образцы книг с демонстрацией различных типов обложек, титульных листов, иллюстраций;
  • Демонстрационные панели с примерами композиции и цветового решения иллюстраций.

2. Материально-техническое оснащение

Техническое оборудование:

  • Компьютер или ноутбук с доступом к цифровым иллюстрациям и обучающим материалам;
  • Проектор и экран (или интерактивная доска) для коллективного просмотра презентаций, образцов иллюстраций, видеоуроков;
  • Принтер и сканер для распечатывания шаблонов, распознавания работ учеников, подготовки раздаточного материала;
  • Музыкальный центр или акустическая система для создания атмосферы во время игровых и творческих занятий.

Рабочие места:

  • Удобные столы и стулья для индивидуальной и групповой работы;
  • Органайзеры и контейнеры для хранения канцелярских принадлежностей и материалов;
  • Настольные лампы с регулируемым светом для комфортного рисования.

Прочее оборудование и материалы:

  • Доска (маркерная или классическая) для записи ключевых идей и демонстрации техник;
  • Магнитные доски или панели для размещения рисунков и работы с визуальными элементами;
  • Коробки и полки для аккуратного хранения готовых работ, материалов и пособий.

  1. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляе

тся

1

Формирование навыков создания иллюстраций

Выполнение иллюстраций, соответствующих тематике занятия и требованиям

2

Понимание роли цвета для передачи настроения книги

Использование цвета для выражения эмоций и настроения в работе

3

Развитие композиционного мышления при создании рисунков

Выбор ключевых элементов и гармоничное размещение в композиции

4

Владение техникой портретного рисования

Отражение характера и образа героя в портрете

5

Способность самостоятельно создавать книгу и оформлять её

Собирание, оформление обложки и страниц, соблюдение последовательности работ

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Журавлёва, М.И. Иллюстрирование книг: теория и практика / М.И. Журавлёва. – Москва: Искусство, 2018. – 256 с.
  2. Петрова, Е.В. Цвет и настроение в изобразительном искусстве / Е.В. Петрова. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 198 с.
  3. Смирнов, А.А. Основы композиции в живописи / А.А. Смирнов. – Москва: АСТ, 2017. – 220 с.
  4. Васильева, Т.Н. Сказка и иллюстрация: художественные образы / Т.Н. Васильева. – Москва: Просвещение, 2019. – 180 с.
  5. Иванова, Л.Д. Книга своими руками: методика и практика / Л.Д. Иванова. – Москва: Детство-Пресс, 2021. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный проект "Книжки всякие нужны, книжки всякие важны"

Опыт реализации проектнрго метода в  приобщении детей к художественной литературе....

Художественно эстетическое развитие Изготовление книжки малышки по подгруппам: «Книжка –малышка в подарок младшим детишкам» (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Черлакский детский сад № 7 »Художественно эстетическое развитиеИзготовление книжки малышки по подгруппам:«Книжка –малыш...

Городской литературный конкурс "Сажусь я с книжкой на тахту. Читаю книжку и расту", посвящённый 110-летию со дня рождения детского писателя А.Л. Барто 2016г.

Цель: Воспитание у дошкольников нравственных ценностей через познание культуры своего народа.В детском саду состоялся второй этап городского литературного конкурса для детей дошкольного возраста, посв...

Городской Литературный праздник "Сажусь я с книжкой на тахту. Читаю книжку и расту"

Литературный праздник  "Сажусь я с книжкой на тахту. Читаю книжку и расту" , посвященного 110-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто.Цель: воспитание у дошкольников нравственных ценн...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...