Читательское событие ко Дню Матери «Я люблю тебя всем сердцем»
методическая разработка по художественной литературе (младшая, средняя группа)
Материал и содержание представленной разработки ориентированы на детей младшего и среднего дошкольного возраста и будут полезны их педагогам и родителям при организации совместной деятельности с целью формирования читательской активности у детей посредством возрождения традиций и культуры семейного чтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 143 Невского района Санкт-Петербурга
Читательское событие ко Дню Матери
«Я люблю тебя всем сердцем»
Автор:
Дьяченко Галина Станиславовна,
воспитатель
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка.
Нет в мире ничего страшнее одиночества. Человек не может долгое время находиться один, без близких - это противоречит его природе. И для каждого человека важно иметь не просто дом, а дом, где его любят и ждут.
Ни для кого не секрет, что счастливой семью делают в первую очередь дети. Их воспитание - это долгий и кропотливый труд, который сопровождает родителей на протяжении всей жизни. Родители постоянно сталкиваются с теми или иными сложными вопросами, решить которые им непросто, но обязательно нужно.
А при решении любой нелегкой задачи всегда хочется обратиться к кому-то за помощью, ощутить поддержку со стороны. И родители обращаются за советом к людям, которые способны помочь им в силу своих профессиональных навыков.
Наше образовательное учреждение имеет разносторонний опыт работы с родителями.
Одним из актуальных направлений этой работы для нас является организация семейного чтения.
Несмотря на то, что мы сегодня живём в мире, наполненном цифровой информацией, глубоко убеждены, что чтение никогда не было более важным, чем в наши дни. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы она не превращалась просто в источник информации или средство развлечения, а играла общеобразовательную и культурную роль.
В своей работе мы используем разнообразные практики и методики работы с самой книгой, среди которых достаточно много интересных и необычных.
Одной из таковых является технология «Вкусное чтение». Её суть заключается в том, что участники буквально «пробуют» слово на вкус. а само чтение очень выразительно, эмоционально окрашено и насыщено интерактивными находками – то есть по-настоящему вкусно.
Чтение книги в контексте данной практики преподносится как игра. Если книгу не просто читать, а сопровождать чтение интересной для ребёнка игрой, то само чтение, по своей сути, превратится в эту игру, став её неотделимым компонентом. Таким образом, у ребёнка поменяется отношение к чтению как к чему-то обязательному и вызывающему неприятные эмоции.
Привязанность к своим родителям и близким является одной из основных потребностей каждого человека. В нашем случае стремление быть похожим на родителя, которое относится к этой потребности, позволяет ребёнку заинтересоваться чтением книги лишь только потому, что взрослый читает эту книгу. «Как ни воспитывай детей - они все равно будут похожи на нас.». А стремление к эмоциональной близости ребёнка помогает предположить, что он будет получать удовлетворение от нахождения рядом со своим родителем, тем более, если внимание родителя будет направлено на своего ребёнка.
К тому же в ходе чтения задействованы все каналы восприятия информации: звуковой, визуальный, кинестетический (тактильные ощущения), обонятельный и вкусовой. Таким образом, учитываются и удовлетворяются индивидуальные особенности каждого слушателя.
Во время мероприятия происходит чередование пассивной и активной деятельности, что позволяет избежать быстрого утомления и потери внимания.
Само чтение чрезвычайно эмоционально. Ведущий читает на разные голоса, с различной громкостью и темпом, передавая свои эмоции и эмоции героев читаемого произведения слушателям.
Кроме этого, такое чтение направлено не только на ребёнка, но и на родителей. Наблюдая за поведением своих детей, они видят какие педагогические и игровые приёмы могут быть использованы в семейном чтении, какое воздействие они оказывают на ребёнка. Таким образом, родитель имеет наглядное представление этой практики, чтобы впоследствии использовать этот опыт в домашнем семейном чтении.
Новизна этой практики состоит в превращении чтения в интересную и увлекательную игру, с обилием интерактивных запоминающихся элементов, а также в присутствии родителей, которые обучаются посредством наблюдения этой интерактивной технологией.
Материал и содержание представленной разработки ориентированы на детей младшего и среднего дошкольного возраста и будут полезны их педагогам и родителям при организации совместной деятельности с целью формирования читательской активности у детей посредством возрождения традиций и культуры семейного чтения.
Методические рекомендации по подготовке чтения.
Одним из важных шагов в подготовке чтения является выбор книги. Книга — это сочетание нескольких важных аспектов:
-непосредственно само произведение, его художественная ценность и социальная проблематика, насыщенность содержания интересными и смысловыми событиями, соответствие возрасту ребенка. Здесь значимость приобретает также вариант перевода, если произведение - иностранное;
-качество переплета и полиграфии, потому что эти элементы также влияют на восприятие книги ребенком;
-художественная ценность имеющихся иллюстраций.
Для читательского события ко Дню Матери педагогом была выбрана книга Джейн Чапмен «Я люблю тебя всем сердцем». Данное произведение имеет оптимальную длительность, соотношение монологической и диалогической речи, оно насыщено яркими событиями, главный герой близок детям, а его эмоции понятны и способны вызвать эмпатию. Интересна и сама проблематика произведения – «Безграничная любовь между мамой и ребёнком». Книга имеет удобный для детей небольшой формат, интересную квадратную форму. Обложка красочная, твердая, приятная на ощупь. Бумага - плотная, не бликующая, с приятным запахом. В книге большое количество полноцветных иллюстраций различного размера, имеются интерактивные странички. Иллюстрации выполнены самим автором. В них легко угадываются эмоции главных героев. Соотношение "текст-картинки" оптимально для младшего и среднего дошкольного возрастов.
Описание условий, в которых реализуется практика.
Организационные. Наличие помещения, в котором будет проведено интерактивное чтение. В зависимости от формы расположения детей, могут потребоваться: стулья, пледы, коврики, подушки, пуфы, кресла. Также по периметру располагаются стулья или скамейки для присутствующих родителей. Наиболее удачное время проведения мероприятия - утро.
Кадровые. Для проведения мероприятия требуются сотрудники, способные выполнить ряд трудовых функций:
-разработчик сценария;
-ведущий мероприятия;
-помощник ведущего мероприятия.
Материально-технические. Для подготовки и реализации проекта требуется:
-компьютер или ноутбук с принтером, на котором будет разрабатываться сценарий;
-сама книга, которая будет выбрана в качестве читаемого материала;
-2 активные колонки для звукового сопровождения мероприятия;
- видеокамера со штативом для записи мероприятия, а также экран или большой монитор для просмотра видеозаписи родителями и ведущим;
-игровой реквизит;
-материал для мастер-класса.
Методические. Для подготовки мероприятия необходима только книга, в том числе желательно в электронном виде, чтобы фрагменты текста легко было вставить в сценарную форму.
Для проведения мероприятия требуется заполненная сценарная форма.
Ожидаемые результаты, средства контроля полученного результата и критериев его оценки.
Ожидаемым результатом родительского обучения будет:
-введение практики семейного чтения дома;
-повышение интереса родителей к детским книгам;
-понимание родителями значимости чтения в формате «Взрослый читает ребенку»;
-овладение навыками интерактивного чтения детям;
-знакомство с критериями выбора книг и произведений для детей.
Оценку этих результатов возможно провести двумя разными способами:
1.Анкетированием родителей через две недели после мероприятия;
2.Оценкой активности родителей непосредственно после интерактивного чтения.
Ожидаемым результатом мероприятия для детей может быть:
-проявление желания ребенка сходить на мероприятие еще раз;
-самостоятельная игра ребенка по сюжету или теме читаемой книги;
-просьба ребенка, чтобы родитель ему почитал;
-желание ребенка трогать, листать, рассматривать книги;
-самостоятельное чтение ребенка;
-появление любимой книги;
-желание пойти в книжный магазин или библиотеку и т.д.
Оценка этих результатов определяется исходя из повторных посещений данных мероприятий, активности детей во время мероприятий, а также посредством анкетирования родителей через две недели после мероприятия
Подбор визуальной и аудиальной опоры. Визуальная опора - это дополнительный способ воздействовать на визуальный канал восприятия информации ребенком. В качестве визуальной опоры можно использовать:
-иллюстрации из соответствующей книги (книг);
-фотографии и рисунки, связанные с сюжетом произведения;
-видеоролики, фильмы, мультфильмы или их отрывки, связанные с сюжетом произведения;
-декорации, костюмы, реквизит, «появившийся» из сюжета книги в соответствующий момент.
Для воздействия на визуальный канал восприятия информации ребёнком педагогом были применены иллюстрации из книги; рисунки, связанные с сюжетом произведения; отрывки из мультфильмов, связанные с сюжетом произведения.
Аудиальная опора опирается на слуховой канал информации. В этом случае нами были использованы подчёркивание интонации и ритма при чтении, отрывки из музыкальных произведений о маме.
Структура интерактивного чтения состоит из нескольких частей, выстроенных логически в строгой последовательности:
1.Игра на включение в чтение. Длительность от 5 до 10 минут.
2.Интерактивное чтение. Длительность зависит от произведения и возрастной группы детей.
3.Мастер-класс по окончании чтения. Длительность от 10 до 20 минут в зависимости от возрастной группы. Чем меньше возраст участников, тем меньше длительность мастер-класса.
Очень важно определить технические характеристики мероприятия. Этот шаг также обусловлен возрастом участвующих детей. К техническим характеристикам мероприятия относится: максимальное количество детей; максимальная длительность чтения с интерактивными компонентами; максимальная длительность каждого отрезка чистого чтения; оптимальное соотношение длительности чистого чтения и интерактивных компонентов.
Сценарный план чтения книги «Я люблю тебя всем сердцем».
1.Игра на включение - «Фантазийные салочки». Обычные салочки с новыми правилами: нельзя ловить того, кто притворился чем-нибудь или кем-нибудь другим. Игра сильно подстегивает развитие творческих способностей ребенка. Можно взять прутик и притвориться деревом, можно притвориться лягушкой или собакой, можно притвориться мостиком или пеньком. Взрослый должен внимательно выслушивать объяснения детей, когда они будут рассказывать, в кого они превратились. В нашем случае дети превращались в животных, время проведения - 5 минут.
2.Интерактивное чтение. Возраст детей 3-5 лет. В соответствии с этим:
-максимальное количество детей - не более 20 детей;
-максимальная длительность чтения с интерактивными компонентами – 30 минут;
-максимальная длительность каждого отрезка чистого чтения - 5 минут;
-оптимальное соотношение длительности чистого чтения и интерактивных компонентов -1:2.
Непосредственно после игры на включение детей в чтение педагог показывает детям книгу. Каждому ребенку дается возможность подержать эту книгу до чтения, погладить обложку и даже ощутить её запах. Такое действие настраивает ребёнка на бережное отношение не только к книге, как к предмету, но и как к произведению литературного творчества.
Желательно отойти от стандартного размещения детей во время мероприятия. Возможны различные варианты размещения:
-сидя по кругу на стульях или креслах;
-сидя на полу на пуфах или подушках;
-лежа на пледах или ковриках.
Фрагмент текста, действие или событие | Привнесенный интерактивный компонент |
Как-то раз мама работала в саду, а Мишутка играл на барабанах. -Посмотри на меня, мам! – весело закричал он. Бум-бум-бум! Бах! Бац! | Предложить детям поучиться отбивать барабанную дробь ладошками с использованием речёвок. 1)Старый барабанщик, старый барабанщик, Старый барабанщик крепко спит, Спит барабанщик, спит барабанщик, Спит барабанщик, спит. 2) Бей барабанщик, бей барабанщик, Бей барабанщик, 123. |
-Ого! – рассмеялась мама. -Звучит задорно! Мишутка обрадовался и стал барабанить еще громче… Пока – КР-РАК! – любимый мамин цветок не свалился на пол. -Ой-ой-ой! - испугался Мишутка. Мама, наверно, ужасно рассердится! -Прости, мамочка! – заплакал он. Но мама только улыбнулась: -Не переживай, малыш. -Но это был твой любимый цветок! И теперь ты расстроишься! И рассердишься! И перестанешь меня любить! | Театральные этюды. Изобразить смех, радость, испуг, рассерженность, улыбку, расстройство. |
Мама сразу обняла Мишутку. -Я всегда буду тебя любить. Положи лапку мне на сердце – и сам услышишь, как громко стучит в нём любовь. -Запомни, моя любовь всегда с тобой, где бы ты ни был. | Предложить детям послушать звуки сердцебиения. Подойти к мамам и приложить ушко к их груди, чтобы услышать сердцебиение. |
-Я первый, я первый! - закричал Мишутка, когда друзья решили бежать наперегонки. Но вдруг Барсук обогнал его, крича: -Э-ге-гей! | -Дети, а что надо делать, чтобы быть ловким, быстрым и сильным? -Мы должны тренироваться и делать зарядку. Зарядка для детей под музыку «Делайте зарядку - будете в порядке!». |
-Я залез на дерево и спас воздушного змея! – гордо сказал Мишутка, приплясывая вокруг мамы. | -Детки, Мишутка – молодец, но, скажите, что могло произойти с ним? -Он мог упасть и разбиться. Это бы огорчило маму ещё сильнее. -А как можно было поступить по-другому? -Сделать поделку своими руками. Изготовление модели бумажного змея. |
Увы, он не сразу заметил, что повсюду оставляет грязные следы. -Ой, Мишутка! Что за грязища? Ну-ка на улицу с такими лапами! Мишутка в ужасе схватился за голову. -Я всё испортил! – заплакал он. -Сначала сломал твой любимый цветок. Потом проиграл гонку. А теперь ещё испачкал тебя и … рассердил! | -Ребята, а что надо сделать, чтобы мама не расстроилась? – Надо помочь ей. Танец-игра «Мы маме помогаем». |
-Какой ужас! – огорчилась мама. -Твой пирог подгорел! Мишутка молча взял маму за лапу и повёл за собой в сад. -Это не важно, - улыбнулся он. -Я всё равно тебя люблю. Положи ладонь мне на сердце, и сама услышишь. -Ого! – засмеялась мама, -Сколько любви в твоём сердечке! Прямо как в моём! | Если присутствуют мамы, дети могут обняться с ними. Всем предлагается исполнить песню «Мама – лучший друг» (дети учат слова при подготовке к мероприятию, взрослые используют текст, выведенный на экран). Мама, мама – самый лучший друг. Понимает мама всех людей вокруг. Мама всё простит. Мама всё поймёт. И на помощь мама вовремя придёт. |
3.Мастер-класс - это элемент прикладного творчества, который является последним интерактивным элементом и предназначен для закрепления читаемого произведения в памяти детей. Кроме этого, поделка, которую дети смогут унести домой, позволит детям использовать ее в свободной игровой деятельности, не раз обращаясь к сюжету книги. Мастер-класс также должен соответствовать определенным критериям:
-понятность и посильность для выбранного возраста детей;
-возможность использования простых и недорогих материалов;
-возможность участия всех детей одновременно;
-соответствие смыслу или сюжету произведения;
-получение готового изделия, которое ребенок сможет донести до дома;
Как правило, в младшей возрастной группе родители помогают детям в мастер-классе. Это обусловлено особенностями умений и навыков маленьких детей. В среднем возрасте дети более самостоятельны и умелы.
В нашем случае дети получают картонные заготовки в виде сердечек, разукрашивают их пластилином и украшают их пуговицами, бусинками, крупой, горохом и т.п. подходящего цвета или просто разукрашивают их соответствующим цветом.
Важным этапом в реализации практики является обсуждение мероприятия с родителями. Обсуждение ведется в непринужденной форме. Родители могут задать любые вопросы касаемо прошедшего мероприятия, обсудить друг с другом собственные находки в семейном чтении, попробовать найти ответы на такие вопросы как:
-как подобрать книгу ребенку?
-как научиться читать выразительно?
-что делать, если ребенок портит книгу?
-как самому провести интерактивное чтение?
-как подобрать интерактивы к книге? и т.д.
В случаях, если мероприятие проходит без участия родителей, то работа с родителями может вестись на отдельном мероприятии. В данном случае положительным опытом наблюдения может быть видеозапись с мероприятия. У родителей появляется практически такие же возможности, что и у тех взрослых, кто на мероприятии присутствует. И в таком случае также появляется предметность обсуждения темы детского и семейного чтения с родителями.
В заключении мероприятия необходимо провести рефлексию, так как, во-первых, необходимо оценить качество проведения самого мероприятия. Методом оценки в данном случае выступает простое анкетирование родителей, в котором они проставляют свою субъективную оценку от 0 до 10, а также указывают, что понравилось, а что хотелось бы изменить. Во-вторых, важной целью является оценка результатов влияния мероприятия на детей и на родителей. Результативность присутствия родителей на мероприятии можно оценить как минимум по количеству и тематике вопросов, задаваемых после интерактивного чтения, максимум, по отзывам родителей о применении опыта интерактивного чтения в семейной практике. Результативность присутствия детей на мероприятии зависит не только от самого мероприятия, но и от того, насколько родители начинают использовать эту практику дома.
Список используемой литературы:
1.Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы // Современное дошкольное образование. – 2022. – No6(114). – С. 54–68. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
2. Интернетресурсы:
http://dno.iro.yar.ru/wp-content/uploads/2016/12/praktika_Vkusnoe_chtenie.pdf
https://cbs-rzn.ru/uploads/userfiles/file/Izdaniya/Prodvijenie_chteniya.pdf
https://ok.ru/video/214861088162 Песня «Мама - лучший друг»
https://detkisait.ru/6945-mame-pomogaem.html
https://pavlova-ds40satka.educhel.ru/media/group/23654/2039481
3.Я люблю тебя всем сердцем/ Д. Чапмен – Москва: Клевер-Медиа-Групп 2023. – [32] с.:ил. – [Книжки-картинки] ISBN 978-5-00154-382-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Конспект совместного развлечения, посвященного Дню Матери «Мама, я тебя люблю!» (во 2-й младшей группе.)
открытое занятие для родителей...

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МАМА,ТЫ ЛУЧШИЙ МОЙ ДРУГ!» сценарии спортивного развлечения, посвященного Дню Матерей в России
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МАМА,ТЫ ЛУЧШИЙ МОЙ ДРУГ!»сценарии спортивного развлечения, посвященного Дню Матерей в России ЦЕЛЬ: развивать импровизационные способности, двигательное творчество; активно формироват...

Сценарий праздника посвященному Дню матери"Я люблю тебя мамочка"
laquo;Мама – солнышко моё»♫1 Голос из-за сцены:Все начинается с неё…Призывный крик ребенка в колыбели,И мудрой старости докучливые стрелы…Все начинается с нее.Умение прощать...

Развлечение к празднику День матери «Мама,я тебя люблю» в разновозрастной группе №1 «Непоседы»
Развлечение к празднику День матери «Мама,я тебя люблю»в разновозрастной группе №1 «Непоседы»...

Праздничное поздравление ко дню матери : " Я люблю тебя, мама!", статья на сайте МДОУ"Белоснежка".
quot;Я люблю тебя, МАМА",https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=309 https://www.youtube.com/watch?v=EPc4QWgJ9E027.11.2021"Мама - первое слово,Главное слово в каждой судьбеМ...

