Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Домогатская Ольга Ильинична

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ya_lyublyu_tebya_rossiya.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования МБУ ДОД « ЦВР ».

Домогатская Ольга Ильинична

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей  «Центр внешкольной работы».

Конспект занятия для детей 6 -7 лет

тематическому плану «Я люблю тебя, Россия»)

Г.О. Коломна, 2014 г.

 

Программное содержание.

1. Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству.

2.Развитие ощущения принадлежности к своей земле, к своему народу.

3. Воспитание уважения к национальным символам России.

4. Повторение и закрепление знаний, приобретённых детьми на предыдущих занятиях, о Государственном Гимне и Гербе России.

5. Знакомство детей с историей Российского Флага.

6. Развитие познавательной активности.

7. Обогащение словарного запаса детей специальными терминами:

ЭКСКУРСИЯ, ЭКСКУРСОВОД, экспонат, экспозиция и др.

Материалы и оборудование к занятию.

1.Символика России – плакаты: текст Гимна России, Герб России, Флаг России, портрет президента России.

2. Магнитофон и аудио записи: песня о России, спокойная музыка ( в музее), Гимн России (музыка).

3. Музей:

1 зал – На стенах развесить плакаты герба России, гербы разных стран в разные времена.

На столах разложены детские мечи, щиты, шлемы, одежда воинов – рыцарей; старинные и настоящие монеты, грамоты с печатью, копия паспорта с гербом, ксерокопия печати; картинки, на которых изображены рыцари в полном обмундировании и с оружием. В руках у каждого ребёнка герб своей семьи.

4. Стол, накрытый красной тканью. На столе разложены части Российского герба (нарисованные и вырезанные из картона).  

5. Книги и иллюстрации с изображением символики России.

2зал – 1. Корабль из картона (объёмный). 2. Костюм Петра Первого. 3. Российский флаг на стене. 4. Надпись на стене (плакат): « Я люблю тебя Россия». Буквы в цветовой гамме Российского флага.


6. Картинки на стене:

- Портрет Петра - маленького (в детстве)

- Портрет Петра 1 - царя

- Строительство города Петербурга

- Полтавская битва.

- Старинное знамя - «знамение»

7. Стяг - шест.

8. Хлопушки.

 Подготовительная работа к занятию с детьми.

  1. Разучивание Гимна России, песни о России « У моей России ».                                                      
  1. Рисование семейных гербов.

     З.4 чтеца – стихи о Родине по сценарию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. 3 обучающихся - на роль экскурсоводов.

5. 1 обучающийся - на роль Петра Первого.

     6. Заучивание стихов о Родине, символике, природе России.

 


                                    Ход занятия.

Занятие: «Государственные символы России, Страницы истории».

 Звучит звукозапись песни « Я люблю тебя Россия»,

Дети входят в зал и встают полукругом около стульчиков (убавляется звук).

 Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их:

Дети:  -Здравствуйте гости дорогие;

               - Мы рады вас видеть;

               - Доброе утро;

               - Доброго вам здоровья;

               - Рады встрече с вами.

Педагог: Давайте сядем  на стулья и начнём наш разговор. О чём же? Послушайте, о чём песня и тогда догадаетесь (прибавить звук музыки)

Дети: Разговор сегодня пойдет о Родине, поговорим о нашей стране.

 Педагог: Ребята, я сейчас произнесу слово, вы закройте глаза, подумайте и скажите, что вы представили, услышав слово.

И так, слушайте ... Родина.

Дети:- Это Россия;

- Это место, где мы родились и живём;

- Это наша страна;

- Это то, что самое дорогое, самое важное для человека;

 - Родина - у человека одна;

- Родина, как мама, самая дорогая, любимая.

Педагог: А ещё можно сказать – это отчий край, край отцов и дедов.

 Педагог: Ребята есть в нашем русском языке похожие слова. Как ещё можно сказать Родина? Помогите мне, пожалуйста.

Дети: Страна, государство, держава, отчизна, отечество, Россия.

                                     Первый символ – Государственный Гимн.

Педагог: Вы знаете, что все страны мира, все государства имеют свои эмблемы, символы. Есть они и у России. Назовите их.

Дети: Гимн, Герб, Флаг.

Педагог: -  Что такое Гимн ( торжественная песня, главная песня страны)?

                - Когда и где исполняется Государственный Гимн России? Где вы могли его слышать?

Дети: - На праздниках;

          - В дни особых торжеств;

          - Когда на соревнованиях наши спортсмены одерживают победу;

          - Когда русский народ побеждал в тяжёлых боях на фронте;

          - По радио и телевидению исполняется Гимн, когда начинается и заканчивается день.

Педагог: Когда исполняется Гимн, как должны поступать люди?

Дети:  Гимн исполняется стоя, мужчины снимают головной убор, военные отдают честь.

Педагог: Этим выражается уважение к нашей стране, к её народу, к нам с вами тоже.

(Включается аудиозапись гимна, все встают и исполняют Гимн).

                               

         

                                   Второй символ – Герб России.

  1. Педагог: Ребята, а вот чтобы вспомнить, узнать ЧТО-ТО новое про Герб и Флаг России, я приглашаю вас в наш маленький музей истории.

          Прошу вас, пройдите за мной. (Музыка).

  1. Педагог: Ребята, посмотрите, здесь представлена интересная экспозиция различных картинок. Что на них изображено?

Дети: Олень, лев, солнце, меч и корона, рыбы.

          Педагог: Но вот что интересно, все изображения имеют одинаковую форму-    

                         форму щита, символ защиты.

                         - Как вы думаете, что это за картинки -  символы?

         Дети: Это гербы.

        Педагог: Да, ребята, это гербы разных городов и государств.

       А давайте с вами пофантазируем и мысленно вернёмся намного лет назад и     узнаем, откуда же появилась традиция рисовать герб и для чего это надо было. Но экскурсоводом я предлагаю теперь побыть кому-то из вас. Кто желает?

1 ребёнок.- Давным-давно, но не в России, жили воины - рыцари.

- Они боролись друг с другом на турнирах.

- Одежда у всех рыцарей была одинаковая: шлем,

кольчуга, щит, копьё (показ на картинке или в натуре). - Трудно было узнать, где свои, а где соперники – «поединок рыцарей».

- И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки - султанчики, ленточки, перья (прикрепляю знаки отличия рыцарям).

2 ребёнок: Позже стали рисовать на шлемах и щитах различные рисунки (прикрепляю рисунки на шлем и щит). Вот такие знаки отличия и стали называть гербами.

Позже гербы стали придумывать не только воины, и семьи. Это была большая гордость для семьи, иметь свой герб. Затем гербы стали придумывать города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города или страны.

Педагог:   Как вы думаете, о чём говорит нам герб (показываю), на котором изображена рыба? (жители этого ловят рыбу, занимаются рыболовством).

А как вы думаете, какое животное изобразит народ на своём гербе, чтобы показать, что они сильные, смелые, храбрые? (Льва).

Педагог: А что вы принесли на занятие ( гербы своей семьи)?

Дети: Показывают герб, рассказывают о его символах, прикрепляют на стенд в музее.

Педагог:  Спасибо. Очень хорошо. Наш музей пополнился новыми экспонатами.

Посмотрите внимательно на эти гербы (гербы разных стран) и найдите среди них самый главный для нас с вами, для россиян.

                (дети находят герб России и объясняют свой выбор)

Дети:  Это Герб России, это главный символ нашего Государства.

Педагог: Дети, у нас в музее идёт работа по реставрации Государственного Герба России (показываю место реставрации – стол, накрытый красной тканью).

Хотите принять участие в этой работе? Но помните, что во время работы вам необходимо быть очень внимательными, согласовывать свои действия, давать пояснения к своим действиям, не ошибаться. Иначе это не будет гербом России.

Дети:  (собирают из отдельных частей Герб и дают пояснения)

На нашем гербе изображён орёл. Это сильная и гордая птица. Такая и наша страна.

Орёл расправил крылья. Это говорит о том, что страна большая, необъятная.

У орла две головы, смотрят в разные стороны. Зоркие глаза видят всё вокруг и как бы предупреждают, мы видим своих врагов отовсюду, не надо на нас нападать.

Над головами орла три короны. Одна большая, две маленьких. Они соединены между собой ленточкой. Народ России живёт в дружбе и согласии, подчиняются одним законам.

В правой лапе у орла – жезл (скипетр).

В левой лапе – шар (держава).

Педагог:  Крепко держит орёл в своих лапах эти символы, которые говорят о том, что Россия сильная, крепкая и могущественная страна.

Дети: На груди у орла расположен Герб города Москвы. Москва главный город России, столица нашего Государства.


Педагог: Вот и справились вы с заданием. Молодцы!

Посмотрите, в зале стало сразу светло. Это наш золотой Герб сияет, как солнце. А ведь и, правда, наша страна как солнце - ласковая и добрая, красивая и нежная.

Оставим свою работу. Реставратор её закончит и в музее будет ещё экспонат. Спасибо вам.

 Педагог:  Ребята, скажите  нужен ли стране Герб и для чего?

Дети:   - Чтобы отличить одно государство от другого.

- Чтобы показать, что Россия свободная страна.

Педагог:  - Где мы можем увидеть Герб России?

Дети: На монетах, на документах, (картинки) медалях, на пограничных столбах.

Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю пройти по-нашему музею, посмотрите наши экспонаты. Здесь вы увидите много интересного (звучит тихая музыка, дети рассматривают  экспонаты: документы с печатью, монеты разных лет, картинки с изображением гербов).

              (Один ребёнок уходит переодеваться в костюм Петра 1)

                   Третий символ -  Государственный флаг.

Педагог:  Ребята, я вижу вас заинтересовала экспозиция этого зала?

- Как вы думаете, чему она посвящается?

Дети:  Российскому флагу.

Педагог: Флаг, как и Гимн, и Герб, является символом нашей страны. Если у государства есть свой флаг, значит оно свободное и самостоятельное.  

 -   Где и когда вывешивается флаг?

Дети:  - Под флагом сражаются за свою страну наши воины.

           - Флаг поднимают во время побед на войне и в спорте.

           - Флаги вывешиваются на праздниках.

           - Флаги можно увидеть на главных зданиях городов.

           - На эмблемах у военных, на машинах (рассмотреть картинки).

Педагог: (предлагаю сесть)

Продолжим разговор о нашем Флаге. - Как выглядит наш Российский Флаг?

Дети: Три полосы - белая, синяя, красная.

Педагог: А вы знаете, что они означают?

Дети: Верхняя полоса - белая - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает первой.

Средняя полоса - синяя. Это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей, никогда её не предаст.

Нижняя полоса - красная. Цвет силы, цвет крови, пролитой за Родину.

Педагог:  Вот видите, как много могут рассказать о стране её Герб и Флаг.

Флаг нашей страны, как и Герб, имеет свою историю.

Вспомним, как это было. Помогут мне в этом наши экскурсоводы.

1 ребёнок: - Давным-давно люди вместо флага использовали шест (длинную палку).

Привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это – стягом (показывается экспонат музея).

2 ребёнок: Потом стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяги воины брали с собой на борьбу с врагом. Стяг развевался от ветра, его отовсюду было видно. Это придавало воинам силы, мужества и храбрости.

3 ребёнок: Постепенно стяг стал большего размера. На стягах вышивали или рисовали красками изображения святых людей – «знамения». Так появилось слово – знамя (показ картинки).

Педагог: И вот наступило время, когда в России начал править царь Пётр Первый (показ портрета).

- Что это был за человек?

Дети: Маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым мальчиком (картинка).

Учителя не успевали отвечать на его вопросы. В свободное время он очень любил играть в солдатиков.

Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско» из таких же, как он мальчиков. Потешное, потому, что не настоящее. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их.

Педагог: И вот Пётр взрослый мужчина. Высокий, красивый, стройный. Царь. Строгий, требовательный, мечтатель. Мечтал Пётр 1 о том, чтобы Россия стала сильной, богатой, морской державой.

Пётр 1 постоянно трудился сам и того же требовал от других. Он ненавидел  лентяев и бездельников. Вставал ежедневно рано и сразу принимался за работу. Он освоил 15 специальностей. Мог быть и плотником, и кузнецом, и кораблестроителем. Но главной его любовью и мечтой были корабли. Мечтал, чтобы Россия могла торговать с другими странами. А для этого России нужно было выходить в море. Враг на море был силён, но Пётр 1 вступил с ним в сражение (показ картин битвы).

И грянул бой!   Жестокий бой! Пётр 1 не щадил себя в битве. Пули на него сыпались градом, в нескольких местах была простреляна его шляпа, но он оказывался всегда там, где было труднее всего.

 (небольшая пауза, за дверью слышатся «выстрелы», хлопают хлопушки)

                       …близок, близок миг победы.

                       Ура! Мы ломим; гнутся шведы,

                       О славный час! О славный вид!

                        Ещё напор – и враг бежит…

             ( звуки боя прекращаются, выходит царь Пётр)

Пётр 1:         Ура! Ура! Ура!

                       Победу над врагом                          

                       Россия снова торжествует!

                         ( заходит на корабль)

                       Сбылись мечты!

                       Морской державой будем мы!

               (поднимает на корабле Российский флаг)

Педагог:   Вот отсюда, ребята, с времён Петра Первого и началась история бело-сине-красного флага.

  Наша экскурсия подошла к концу. Мы сегодня много узнали о символах России. Все они олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом.

Говорили с вами о Родине нашей, о России. Так какая же она?


Дети:- большая, великая, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая;

- священная, свободная, независимая, гордая, сильная, могучая;

- любимая, родная, красивая, дорогая, единственная.

Педагог: Очень много хороших слов вы сказали о своей Родине.

 И мне невольно вспомнились стихи:

             Как велика моя страна,

             Как широки просторы!

             Озёра, реки и моря,

             Леса, поля и горы!

Может и вы, вспомните стихи о Родине?

  1.  Поезжай за моря - океаны,

     Надо всею землей пролети;

           Есть на свете различные страны,

           Но такой, как у нас, не найти.

2. Ты Россия, милая Россия,

     Нет земли прекрасней и милей.

     Чем гляжу я дольше в дали синие,

     Тем моя любовь к тебе сильней.

    3.Старый двор, берёзки молодые,

       Хоровод кудрявых тополей –

       Это всё страна моя, Россия,

       Милый образ родины моей.


4.Однажды меня спросили:

        Какая она - Россия?

        Подумав немного, ответил:

        Нет лучше земли на свете.

        Россия, как зорька, красивая,

        Как ветер - могучая, сильная.

        Бывает порою снежная,

        И как мамочка нежная.

Дети:   (исполняют песню о России).

  1. У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички.

          У моей России голубые очи.

          На меня Россия ты похожа очень.

Припев: Солнце светит, ветры дуют,

              Ливни льются над Россией.

              В небе радуга цветная

              Нет земли красивей.

  1. Для меня Россия - белые берёзы,

         Для меня Россия - утренние росы,

         Для меня Россия, ты всего дороже,

         До чего на маму ты мою похожа.

                      Припев:

 

Педагог:  Ну, что же, пора прощаться с гостями.

         До свидания. ( Уходим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

конспект занятие люблю тебя мой край родной

конспект занятие люблю тебя мой край родной...

Конспект занятия «Люблю тебя - мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Республики Мордовия. ...

Конспект занятия "Люблю тебя - мой край родной"

Конспект занятия  по экологическому воспитанию ....

План -конспект тематического мероприятия познавательного характера в подготовительной группе на тему: "Люблю тебя. мой край родной"

Цель занятия: способствовать  воспитанию патриотизма у детей.Закреплять знания детей о том, что наша Родина - Россия.Воспитывать чувство любви к своей Родине -России , к родному краю; к истории р...

конспект занятия "Люблю тебя мой край - Родной"

Цель:Развитие лексической, грамматической,  связной речи.Задачи:1.     Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных.2....