Консультация "Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров"
консультация по развитию речи
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важно в воспитательной работе целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе при подвижных играх, закаливающих процедурах, режимных моментов.
Включая фольклор в процесс физического воспитания, необходимо соблюдать определенные условия:
1. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.
3. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотное использование фольклорного материала.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные подвижные игры, для проведения на физкультурных занятиях выбираются в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, которые реализуются в данный момент. Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – “лиса – всему краса”.
Можно использовать театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок.
Да, детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, душистую». Или во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поём песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
***
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки
Не замерзнут ножки.
-Осталось одеть ребяткам варежки.
Чтоб не мерзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят.
При умывании можно использовать следующие потешки
Таня, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
***
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
***
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру
***
Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики - Антошке,
Сашеньке - ладошки.
Одевание, причесывание.
Во время прогулки.
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
***
Зеленейся, зеленейся, мой
зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
***
Божья коровка,
Черная головка.
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного, белого,
Только не горелого.
***
— Сосна, сосна, отчего ты
красна?
Оттого я красна, что под
солнцем посла!
***
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей,
Не клюй песок,
Не тупи носок!
***
— Жук, жук, где твой дом?
— Мой дом под кустом.
Ехали бояре —
Мой дом растоптали.
Знакомство детей с разными природными явлениями:
***
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей,
Освети, обогрей Телят да ягнят,
Еще малых ребят
***
Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки».
Физминутки
Припляска
Топ-топ, топотушки, ……………
Пляшет зайка на опушке, ………
Пляшет пёсик на крылечке, ……
Пляшет котик возле печки ……..
Пляшет козочка на горке, ………
Пляшет утка на реке, ……………
Черепаха на песке, ………………
Топ-топ, топотушки …………….
Баба сеяла горох – ………………
Прыг, скок! ………………………
Прыг, скок!
Зацепилась за порог – …………
Прыг, скок! …………………….
Прыг, скок!
Баба шла, шла, шла, ……………
Пирожок нашла, ………………..
Села, поела, ……………………..
Опять пошла. ……………………
Баба встала на носок, …………..
А потом на пятку, ………………
Стала русского плясать, ………
А потом вприсядку!
Используем потешку как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывает у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов давления, устойчивы как к низким, так и высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет. Используем фольклорные подвижные игры: «Солнышко и дождик»
Основные способы закаливания: водные процедуры, воздушные, солнечные ванны, босохождение, закаливание при помощи влажного и сухого пара (бани). Любой метод либо их сочетание способствует укреплению защитно-приспособленных сил ребенка. Абсолютных противопоказаний к проведению закаливания нет.
Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание узнавать что-то новое. Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
перспективное планирование на 2015 - 2016 уч. год...
Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...
Консультация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагоги...

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
2017год...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...
