Консультация "Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров"
консультация по развитию речи

Кузьмина Людмила Андреевна

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных жанров

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важно в воспитательной работе целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе при подвижных играх, закаливающих процедурах, режимных моментов.

Включая фольклор в процесс физического воспитания, необходимо соблюдать определенные условия:

1. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.

3. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотное использование фольклорного материала.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные подвижные игры, для проведения на физкультурных занятиях выбираются в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, которые реализуются в данный момент. Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – “лиса – всему краса”.

Можно использовать театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок.

Да, детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараемся, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, душистую». Или во время кормления кукол приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поём песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик подойдет

-Мы пойдем в сапожках.

***

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки

Не замерзнут ножки.

-Осталось одеть ребяткам варежки.

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят.

При умывании можно использовать следующие потешки

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

***

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

***

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру

***

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики - Антошке,

Сашеньке - ладошки.

Одевание, причесывание.

Во время прогулки.

Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:

***

Зеленейся, зеленейся, мой

зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,

мои алые цветочки!

***

Божья коровка,

Черная головка.

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного, белого,

Только не горелого.

***

— Сосна, сосна, отчего ты

красна?

Оттого я красна, что под

солнцем посла!

***

Воробей, воробей!

Не гоняй голубей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

***

— Жук, жук, где твой дом?

— Мой дом под кустом.

Ехали бояре —

Мой дом растоптали.

Знакомство детей с разными природными явлениями:

***

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

***

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей Телят да ягнят,

Еще малых ребят

***

Ой, ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка!

Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки».

Физминутки

Припляска

Топ-топ, топотушки, ……………

Пляшет зайка на опушке, ………

Пляшет пёсик на крылечке, ……

Пляшет котик возле печки ……..

Пляшет козочка на горке, ………

Пляшет утка на реке, ……………

Черепаха на песке, ………………

Топ-топ, топотушки …………….

Баба сеяла горох – ………………

Прыг, скок! ………………………

Прыг, скок!

Зацепилась за порог – …………

Прыг, скок! …………………….

Прыг, скок!

Баба шла, шла, шла, ……………

Пирожок нашла, ………………..

Села, поела, ……………………..

Опять пошла. ……………………

Баба встала на носок, …………..

А потом на пятку, ………………

Стала русского плясать, ………

А потом вприсядку!

Используем потешку как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывает у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов давления, устойчивы как к низким, так и высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет. Используем фольклорные подвижные игры: «Солнышко и дождик»

Основные способы закаливания: водные процедуры, воздушные, солнечные ванны, босохождение, закаливание при помощи влажного и сухого пара (бани). Любой метод либо их сочетание способствует укреплению защитно-приспособленных сил ребенка. Абсолютных противопоказаний к проведению закаливания нет.

Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание узнавать что-то новое. Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Консультация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагоги...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...