Самообразование по теме: «Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему
перспективное планирование на 2015 - 2016 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 6»
Самообразование по теме:
«Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
(Перспективное планирование на 2015 – 2016 уч.год)
Выполнила: воспитатель Сурова Е. А.
Рязань 2015
Тема: ««Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
Актуальность темы
Многие ли взрослые могут сегодня спеть своему ребенку настоящую колыбельную или рассказать забавную потешку, да и поиграть в подвижную игру? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.
Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей нами, взрослыми, а значит и детьми.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Страдает речевое развитие детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Взрослые мало и редко используют в воспитании и развитии ребенка малые фольклорные жанры.
Я считаю, что использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна.
Ведь богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Организовать режимные моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить воспитанника, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогут потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Цель
Развивать речь детей посредством малых фольклорных жанров.
Задачи
В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Перспективное планирование
Раздел плана | Форма работы | Цель/ результат | Практический выход /отчет о выполнении |
Февраль – март 2015 | |||
Самореализация | Изучение литературы по выбранной теме. | Сделать подборку малых фольклорных жанров (пестушки, потешки, колыбельные, загадки и другое) | Список литературы: 1.Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г. 2.Составители: Т. И. Бахметьева, Г. П. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г. 3.Составитель М. Ю. Новицкая «Детская народная поэзия» Москва «АРТИ» 1999 г. 4.И. Панкеев «От крестин и до поминок». Обычаи, образ, предания русского народа». Москва 1997 г. 5.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 6.Фольклорист В. И. Калугин «Гуси-Лебеди» 7.Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г 8.Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г. 9.В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 1957 г. 10. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. « - Москва - 1988 г. |
Работа с детьми | Знакомство детей с потешками, прибаутками, колыбельными | Заучивание потешек, колыбельных песен, прибауток. | Дети подхватывают знакомый текст потешки, песенки, прибаутки в игровой деятельности |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | |||
Апрель – май 2015 | |||
Самореализация | Создание картотеки потешек, прибауток, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Применение потешек, прибауток, колыбельных в режимных моментах | Воспитание положительного отношения к режимным моментам | Дети спокойно засыпают под колыбельные песенки, проговаривают знакомые строки потешки в режимных моментах |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Консультация на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров | Обмен опытом | Конспект |
Июнь – август 2015 | |||
Самореализация | Подборка и оформление в книжном уголке иллюстраций к потешкам, прибауткам, песенкам | Использование наглядного материала | Картотека иллюстраций |
Работа с детьми | Показ сказок для детей (настольный театр) | Повторение ранее изученных потешек, прибауток, песенок. | Настольный театр, сценарий |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Показ сказок для детей (кукольный театр) | Повторение ранее изученных потешек, прибауток, песенок. | Кукольный театр, сценарий |
Сентябрь – ноябрь 2015 | |||
Самореализация | Создание картотеки песенок, пестушек, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Знакомство детей с пестушками, песенками, колыбельными | Развить слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарь. | Дети звукоподражают воспитателю, внимательно слушают, пытаются повторять слова потешек, песенок |
Работа с родителями | Консультация на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров | Конспект в печатной форме | |
Работа с педагогами | |||
Декабрь 2015 – февраль 2016 | |||
Самореализация | Создание картотеки песенок, пестушек, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Применение песенок, пестушек, колыбельных в режимных моментах | Воспитание положительного отношения к режимным моментам | Дети проговаривают знакомые слова потешек в играх с куклами |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Показ сказок для детей (кукольный театр) | Продолжать развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарь. | Кукольный театр, сценарий |
Март – май 2016 | |||
Самореализация | Подборка и оформление в книжном уголке иллюстраций к песенкам, пестушкам, колыбельным | Картотека иллюстраций | |
Работа с детьми | Чтение и заучивание песенок, пестушек, колыбельных | Развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки песенок, пестушек, передавать жестами и действиями содержание пестушки, песенки, колыбельной | Дети свободно подхватывают знакомые слова в режимных моментах и в игровой деятельности с куклами |
Работа с родителями | Консультация на тему «Мама, почитай мне сказку…» | Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству | Конспект |
Работа с педагогами | Презентация картотеки | Обмен опытом | Электронная форма картотеки и картотека в печатном варианте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-712180-1447941331.jpg)
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687036-1444731145.jpg)
Презентация " Развитие речи детей раннего возраста. Использование малых фольклорных жанров"
Презентация для семинара-практикума учителя-логопеда, проведенной для родителей младших и средних групп десткого сада....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1031571-1706117424.jpg)
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г.
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1165918-1569176297.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1286129-1604528843.jpg)
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1286129-1604528843.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1230753-1585125938.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...