План по самообразованию «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с. Мамонтово
План по самообразованию
«Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
Разработчик: Камбалова Л. А
с. Мамонтово
2022 - 2023 г.
Пояснительная записка
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- Умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- Применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;
- Умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность темы:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители − первые главные учителя. Но сейчас время «трудное» и многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины, басни) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2.Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного, радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Методы ознакомления с художественной литературой
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3. Инсценирование.
4. Заучивание наизусть.
5. Игры − драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:
- Установление единства в воспитании детей;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Изучение передового опыта семейного воспитания;
- Ознакомление родителей с жизнью и работой группы.
Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, различные мероприятия совместно с детьми, индивидуальные беседы, рекомендации,
демонстрация наглядного материала.
1. Теоретический этап:
- Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
- Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
- Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
- Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
- Составление перспективного планирования.
2. Практический этап:
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы
№ «2» на 2022 - 2023 учебный год.
Этапы реализации программы самообразования
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход | |
Изучение методической литературы. | Сентябрь – май 2022-2023 у.г. | 1. В. Гербова «Развитие речи» 2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. 3.Т.А. Шорыгина «Общительные сказки», «Добрые сказки» | Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. | |
2022- 2023 учебный год | ||||
Сентябрь | 1. Беседа о А. С. Пушкине. 2. Чтение сказки «Как осёл петь перестал» 3. Рассказ Т. А. Шорыгина
| Чтение и обсуждение стихотворений об осени.
| ||
Октябрь | 1. А. Фет «Ласточки пропали…»
2. А. Ремизов «Хлебный голос». 3. И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица». 4. «Вежливая просьба». | Заучивание стихотворения.
| ||
Ноябрь | 1. Н. Саконская «Разговор о маме».
2. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
3. «Маму очень я люблю».
| Чтение и обсуждение стихотворения. | ||
Декабрь | 1. Л. Н. Толстой «Прыжок».
2. «Здравствуй, гостья - зима»
3. К. Ушинский «Слепая лошадь»
4. «Новый год, у ворот». | Чтение и обсуждение рассказа. | ||
Январь | 1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
2. «Зимние сказки».
4. «Полслова за вами». | Чтение и обсуждение сказки.
| ||
Февраль | 1. Сказка «Никита Кожемяка»
| Чтение и обсуждение сказки. | ||
Март | 1. «Василиса Прекрасная»,
| Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах. | ||
Апрель | 1. «Весна идёт, весне дорогу!»
| Рассказы о природе по картинкам.
| ||
Май | 1. С. Михалков «Кремлевские звезды»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «С добрым утром!»; В. Степанов «Что мы Родиной зовем»; К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..».
| Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях. | ||
Работа с родителями | Сентябрь | «Книга в жизни ребенка» | Консультация для родителей |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?» | Совместное создание памятки для родителей. | |
Январь | Конкурс рисунков | Совместная работа детей с родителями. | |
Март | «11 советов как превратить чтение в удовольствие». | Консультации для родителей. | |
Май | «Наши любимые сказки» | Конкурс рисунков, совместная работа детей и родителей. | |
Самореализация | В течении всего периода | Сбор информации по теме самообразования. | |
Консультация для педагогов ДОУ «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | Выступление на педагогическом совете. | ||
Отчёт о проделанной работе. | Показ НОД по теме самообразования |
Предполагаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; -желание улучшить образовательный процесс; -разработка презентаций.
-разработка и внедрение дидактических материалов.
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Вывод: В результате, проделанной работы я повысила свою компетентность в теоретическом вопросе духовно-нравственного развития детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы, и применяю в своей работе подобранный комплекс рассказов и сказок для детей 6-7 лет. Дети к концу года научились сравнивать и анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению, вызвала интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Все запланированные результаты выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы"
План самообразования...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» Через литературу ребенок позн...
План по самообразованию на тему «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» (старшая группа)
Духовно – нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

План работы воспитателя по самообразованию. Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».
План работы воспитателя по самообразованию.Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».Через литературу ребенок познает ...

План работы воспитателя по самообразованию. Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».
Пояснительная запискаЧерез литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных про...

