План по самообразованию «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Камбалова Людмила Алексеевна

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад «Радуга» с. Мамонтово

План по самообразованию

«Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

Разработчик: Камбалова Л. А

с. Мамонтово
2022 - 2023 г.

Пояснительная записка

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

  • Умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
  • Применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;
  • Умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность темы:

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители − первые главные учителя. Но сейчас время «трудное» и многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

   Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

    Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины, басни) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

 Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

   Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2.Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного, радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя.

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие:

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Методы ознакомления с художественной литературой

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

5. Игры − драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

 Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

   Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

   Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:

  • Установление единства в воспитании детей;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Изучение передового опыта семейного воспитания;
  • Ознакомление родителей с жизнью и работой группы.

Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, различные мероприятия совместно с детьми, индивидуальные беседы, рекомендации,

демонстрация наглядного материала.

1. Теоретический этап:

  • Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
  • Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений.
  • Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
  • Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы.
  • Составление перспективного планирования.

2. Практический этап:

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы  
№ «2» на 2022 - 2023 учебный год.

Этапы реализации программы самообразования

Раздел  

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы.

Сентябрь – май 2022-2023 у.г.

1. В. Гербова «Развитие речи»

2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.

3.Т.А. Шорыгина «Общительные сказки», «Добрые сказки»
4.О.А.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
5.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2022- 2023 учебный год

Сентябрь

1. Беседа о А. С. Пушкине.

2. Чтение сказки «Как осёл петь перестал»

3. Рассказ Т. А. Шорыгина
«Вредная ворона»




4.
  «Угадай, из какого рассказа, сказки прочитан отрывок?»

Чтение и обсуждение стихотворений об осени.  

  

 

Пересказ итальянской сказки.




Чтение и обсуждение рассказа.





Дидактическая игра.

Октябрь

1. А. Фет «Ласточки пропали…»

 

 

2.  А. Ремизов «Хлебный голос».

3. И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

4. «Вежливая просьба».

Заучивание стихотворения.



Чтение сказки.



Чтение и обсуждение басен.





Нравственная беседа.

Ноябрь

1. Н. Саконская «Разговор о маме».

 

2. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

 

 

 

3. «Маму очень я люблю».

 

 
4.  «Угадай сказку».

Чтение и обсуждение стихотворения.


Чтение и обсуждение русских народных сказок.



Выставка рисунков ко дню матери.

Дидактическая игра.

Декабрь

1.  Л. Н. Толстой «Прыжок».

 

2. «Здравствуй, гостья - зима»

 

 

3. К. Ушинский «Слепая лошадь»

 

 

4. «Новый год, у ворот».

Чтение и обсуждение рассказа.

Отгадывание загадок.


Чтение и обсуждение сказки.

Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику.

Январь

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

           

2. «Зимние сказки».

 


3. «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»

 

 

4. «Полслова за вами».

Чтение и обсуждение сказки.



Конкурс рисунков (совместная работа с родителями).
Нравственная беседа.



Лексическая игра (с мячом).

Февраль

1. Сказка «Никита Кожемяка»

 

 
2. «Волк и семеро козлят».

 

 
3. «Вот и сказочке конец».


4. Е. Воробьёв «Обрывок провода».

Чтение и обсуждение сказки.

Рассказывание сказки с новой концовкой.

Конкурс рисунков (придумывают свою концовку сказки).
Чтение и обсуждение рассказа.

Март

1. «Василиса Прекрасная»,
«Баба – Яга и Лутонюшка»

 


2. «Портрет моей мамочки».

 

 
3. «Самая любимая»

 


4. Т.А. Шорыгина
«Если бабушка болеет».

Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах.

Выставка рисунков.


Конкурс стихотворений о маме.

Чтение и обсуждение рассказа.

Апрель

1. «Весна идёт, весне дорогу!»

 

 
2. Сказка «Лиса и козёл».

 

 
3. «Путешествие по русским народным сказкам».

 


4. «Путешествие по сказкам».

 

Рассказы о природе по картинкам.

Пересказ сказки.



Викторина.



Открыток занятие.

Май

1. С. Михалков «Кремлевские звезды»;

П. Воронько «Лучше нет родного края»;

Г. Ладонщиков «С добрым утром!»;

В. Степанов «Что мы Родиной зовем»;

К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..».

 

 
2. Юрий Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков».

 

 
3. «Я люблю тебя, Россия».

Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях.








Чтение и обсуждение рассказов.



Беседа о Родине.

Работа с родителями

Сентябрь

«Книга в жизни ребенка»

Консультация для родителей

Ноябрь

Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»

Совместное создание памятки для родителей.

Январь

Конкурс рисунков
«Зимние сказки»

Совместная работа детей с родителями.

Март

«11 советов как превратить чтение в удовольствие».

Консультации для родителей.

Май

«Наши любимые сказки»

Конкурс рисунков, совместная работа детей и родителей.

Самореализация

В течении всего периода

Сбор информации по теме самообразования.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Выступление на педагогическом совете.

Отчёт о проделанной работе.

Показ НОД по теме самообразования

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; -желание улучшить образовательный процесс; -разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

 Форма самообразования: индивидуальная.

 Вывод: В результате, проделанной работы я повысила свою компетентность в теоретическом вопросе духовно-нравственного развития детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы, и применяю в своей работе подобранный комплекс рассказов и сказок для детей 6-7 лет. Дети к концу года научились сравнивать и анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению, вызвала интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Все запланированные результаты выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»       Через литературу ребенок позн...

План по самообразованию на тему «Духовно – нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» (старшая группа)

Духовно – нравственное воспитание  -  это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

План работы воспитателя по самообразованию. Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».

План работы воспитателя по самообразованию.Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».Через литературу ребенок познает ...

План работы воспитателя по самообразованию. Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».

Пояснительная запискаЧерез литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных про...