Проект "Сказки народов России"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является  одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_narodov_rossii_noyabr_2025.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

№ п/п

Компоненты

проекта

Содержание

1.

Кем разработан
проект

Воспитатель: Деткова А.А.

2.

Название (тема) проекта

Краткосрочный проект: «Сказки народов России»

3.

Тип, вид проекта

Краткосрочный, групповой

4.

Участники проекта, возрастная группа

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели

5.

Срок реализации проекта

Ноябрь 2025 год

6.

Образовательная
область
(интеграция ОО)

Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое

7.

Актуальность проблемы


В современных условиях проблема патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, начала понимания особенностей культуры своего народа. На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Ничто не воспитывает детей отзывчивыми, любящими, заботливыми членами общества, так, как сказки. В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и огромной ролью в формировании личности ребенка. Развитие же связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

8.

Цель

Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к народной культуре посредством сказок народов России, развитие творческого потенциала, самостоятельности; оптимизация детско-родительских отношений.

9.

Задачи

  • формировать основы гражданственности и патриотизма;
  • обогащать эмоциональный опыт ребёнка, развивать способность ребёнка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
  • воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
  • формировать эмоциональную привязанность к малой родине;
  • развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
  • формировать восприятие целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
  • создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
  • развивать творческое самовыражение (рисование, лепка, сочинение историй).

10.

Предполагаемый
результат

  • сформированы основы гражданственности и патриотизма;
  • сформирована эмоциональная привязанность к малой родине;
  • воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России;
  • обогащен эмоциональный опыт ребёнка, развита способность ребёнка распознавать свои переживания и эмоции окружающих;
  • сформированы патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
  • развит интерес детей к населенному пункту, в котором живет;
  • сформировано восприятие целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи;
  • созданы условия для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретение опыта милосердия и заботы;
  • развито творческое самовыражение (рисование, лепка, конструирование; сочинение историй).

11.

Риски выполнения проекта

  • недостаточное материально-техническое оснащение;
  • низкий уровень информированности или нежелание родителей участвовать в проекте;
  • отсутствие системного подхода;
  • недостаточная координация между ДОУ и родителями воспитанников;

12.

План реализации проекта по этапам:

1 этап –

Подготовительный

Организационно - теоретический

Мероприятия / последовательность их проведения

Методы и приемы, используемые при проведении мероприятий проекта

Активность ребенка с ОВЗ на этапах проекта: неактивен / на стадии включения / вовлечен полностью

#1056;азработка проекта

2. Дидактическое и методическое оснащение проекта

3. Работа с родителями

4. Разработка образовательных ситуаций.

2 этап

Основной

( Практический)

«По щучьему веленью»;

«Снегурочка»

Сюжетно - ролевые игры

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён

активен

«Найди отличия/пару»;

«Сказки-загадки»;

«Сравни национальные костюмы»;

«Как их зовут» (герои сказок), «Выложи орнамент»; «Игра любимые сказки»

Дидактические игры

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

«Сокровища камень-горы» (уральские сказки) (знакомство со свойствами камней и минералов)

Экспериментирование

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

«Народы России»;

«Башкирские сказки»; «Уральские сказки»

«Герои татарских сказок»;

«Герои русских сказок»;

«Герои коми пермяцких сказок»; «Сходства и различия героев сказок разных народов России»

Беседы с детьми

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

«Архангельские сказки», «Сокровища Камень-горы. Уральские сказки», «Хозяин Ольхона. Байкальские сказки»; «Хитрая лиса», «Птичья нога», «Куйгорож», «Ворон-обманщик»;

«Три сестры», «Айога», «Шурале», «Девушка и месяц»; «Лапти-скороходы» (татарская сказка); «Дочка-умница», «Падчерица» (Туркменская сказка)

Чтение художественной литературы (сказок народов России, загадывание загадок по теме)

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён неактивен

«Лапта»,

«Жмурки»,

«Гори, гори ясно!»

«Салки», «Удочка» (татарская игра), «Горелки»,

«Лисички и курочки» (татарская игра),

«Гуси-лебеди».

Подвижные игры

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

«Что нам стоит осенью теремок построить!»

(аппликация)

Продуктивная деятельность

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

Презентации: «Народы России»; «Сказки моей Родины»

Мультфильмы: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди»; «Волшебное кольцо»; «Три сестры»; «Лиса и тетерев»; Серия мультфильмов «Башкирские сказки»

Мультимедиа

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён неактивен

Материалы по теме:

Демонстрационные пособия «Народы России»; «Сказка в русской живописи»; Иллюстрации к сказкам «Герои Русских сказок и былин»

Подбор наглядного пособия, демонстрационного материала.

3 этап

Заключительный

Консультация для родителей.

Работа с родителями

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

2. «Путешествие в сказку»

#1055;одведение итогов проекта.

Викторина

Мониторинг детей ( Анкетирование родителей.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) вовлечён активен

13.

Получение обратной связи от всех участников проекта

Наблюдение за детьми в процессе реализации проекта, беседы с родителями о том, какие сказки они дома читают детям/консультации для родителей (шпаргалка для родителей «Список сказок народов России для домашнего чтения для дошкольников» (по ФОП).

14.

Анализ реализации задач проекта:

- соответствуют ли предполагаемому результату;

- степень выполнения задач

Собран и систематизирован материал по теме проекта «Сказки народов России».

У детей сформированы первичные понятия о многонациональном населении страны. Обогатился опыт воспитанников путем использования разных методов и приемов. Пополнился словарный запас детей.

На протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно- следственные связи (на примере сказок о том, что если делать совершать добрые поступки, добро обязательно вернется и пр.)

Дети стали различать и уверенно назвать народы, населяющие нашу страну; называть героев сказок, используя разнообразные эпитеты.

Ребёнок с ОВЗ (ЗРР) задержкой речевого развития - проявляет интерес к сказкам, интересуется многообразием народов России. В ходе бесед и решений диагностических проблемных ситуаций и игр, ребёнок вовлечён, допускает ошибки, не всегда удовлетворён своими решениями. Решения и ответы на вопросы чаще всего ребёнок не готов объяснить, испытывает затруднения.

Организация развивающей среды в группе строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, своей доступностью, в том числе детей с ОВЗ.

Родители были активными участниками проекта «Сказки народов России» – приняли участие в творческой деятельности. У родителей появился интерес к совместному чтению с детьми. Родители удовлетворены проведённой работой и результатами проекта.

Работа над проектом «Сказки народов России» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Вызвала интерес к многообразию народов нашей страны, воспитывает такие чувства как патриотизм и любовь к родине. Дети приобрели знания и представления о народах, проживающих на территории нашей страны, их сказках, национальных героях этих сказок, а также приобрели навыки и умения публичного выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Народы России. Славянский народ.

Обычаи, культура, традиции славянского народа  России....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.

Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...