ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по информатике по теме

Кудрякова Екатерина Александровна

 

При обучении детей используются специальные учебные программы, которые носят коррекционно-развивающий характер. Так, для овладения коммуникативной культурой, социально- эмоционального и познавательного развития учащихся в обучении используются такие программные средства как «Мир за твоим окном», «Видимая речь», «Лента времени», «Городской двор», «Моя жизнь», «Игры для Тигры», «Планета математика», «Учимся правильно говорить», «Дельфа-142», «БОС+ Здоровье» и многие другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др.

В образовании стали использовать компьютер и появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом использовались средства телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

Формирование информационной культуры в дошкольном образовании происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего.

Использование ИКТ на занятиях помогает детям:

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

овладеть практическими способами работы с информацией,

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на занятиях усиливает:

положительную мотивацию обучения;

активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Мышление глухого дошкольника развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается  в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.

При подходе к обучению слабослышащих и глухих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Нужно учесть, что глухие дети с трудом воспринимают речь и, соответственно, связанные с ней абстрактные понятия. Кроме того, при восприятии нового материала такие дети при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными.

Дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога.

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии, особенно для обучения детей с нарушениями слуха и речи. Кто-то скажет, что в дошкольном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на занятиях и в воспитательной работе компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показала, что интерес детей к занятиям значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если на занятиях в дошкольных группах для слабослышащих детей использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность этих занятий, безусловно, возрастет. В учебном процессе слабослышащему ребёнку иногда бывает трудно объяснить на словах следующие явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой детям становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться  интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации неслышащего ребенка.

Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей, особенно глухих и слабослышащих. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Кроме того, у слабослышащих детей один и тот же программный материал повторяется многократно, из года в год расширяться и углубляться (имеет концентрический характер), и здесь большое значение имеет многообразие форм подачи материала.

При обучении детей используются специальные учебные программы, которые носят коррекционно-развивающий характер. Так, для овладения коммуникативной культурой, социально- эмоционального и познавательного развития учащихся в обучении используются такие программные средства как «Мир за твоим окном», «Видимая речь», «Лента времени», «Городской двор», «Моя жизнь», «Игры для Тигры», «Планета математика», «Учимся правильно говорить», «Дельфа-142», «БОС+ Здоровье» и многие другие.

В своей работе мы активно используем:

компьютерные презентации для ознакомления детей с окружающей средой, с основами ИЗОдеятельности, с элементарными математическими представлениями. На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по ознакомлению с окружающей средой: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях;

программу «Мир за твоим окном», которая состоит из пяти частей – пяти программ: «Четыре времени года»; «Погода», «Одежда»; «Рассказы о временах года»; «Календарь». Она адресована старшим дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, детям с задержкой психического развития, различными нарушениями слуха, речи. Программа рекомендуется тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, обобщении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений;

тренажер "Дэльфа-142", который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные коррекционные задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

При использовании средств ИКТ рекомендуется соблюдать гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером и проводить зрительную гимнастику как во время работы, так и после работы на компьютере (Приложение 1).

Обучение с применением интерактивных комплексов в нашей работе становится более качественным, интересным и продуктивным, оно никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Существует множество нарушений и способов их коррекции, но в работе дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Приложение 1

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

для детей 6 лет I-II групп - 15минут в день;

для детей 6 лет III группы - 10 минут вдень;

для детей 5 лет I-II групп - 10 минут в день;

для детей 5 лет III группы - 7 минут в день;

для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;

для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня - оптимальна;

вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Литература:

Абросимова, Г.А. Использование ресурсов интернет для совершенствования коммуникативных навыков на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo.

Аграновский А.В., Арутюнян Р.Э.. Учебный класс для обучения глухих и слабослышащих детей. // Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании», XIII Международная конф. «Информ.техн. в образован.» Сб. трудов участников конференции. Часть 5: М: Просвещение, 2003. С. 264-265.

Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по слуху [электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru.

Информационные технологии в образовании: материалы научно-практической конференции / сост. Т. П. Лунина, Л. Н. Горбунова. Саранск: МРИО, 2004. 177 с.

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. Пермь 2007.

Куревлева, Н.В. Применение специализированных компьютерных технологий в специальном образовании [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru

Миронова, А.А. Специализированные информационные технологии в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья . [электронный ресурс]. Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru

Тюрк, Х. Веселая школа рисования / Х. Тюрк, Р. Праделла. М.: Ниола-Пресс, 2008. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доступность к информационным технологиям приобретает особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей в связи со свойственными им коммуникативн...

Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

Использование символов в обучение старших дошкольников

В презентации показано, как можно использовать символы в логопедической работе с дошкольниками....

Использование проблемно-ситуативного обучения для дошкольников с ОВЗ. Кейс-метод.

Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и  на формирование у слушателей новых качеств...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ)

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ) ...

Создание педагогических условий для осуществления интегрированного (инклюзивного) обучения слабослышащих дошкольников в детском саду

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных  потребностей и индивидуальных возможностей. Инклю...


 

Комментарии

Николаева Ирина Владимировна

Интересная и полезная статья.