Главные вкладки

    Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
    компьютерная программа (информатика, средняя группа) по теме

    Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kompyuternaya_gramota_piven_g.a.docx35.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образовательного кружка

     «Компьютерная грамота»

    (познавательное развитие детей 4-5 лет)

    Пояснительная записка

    Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить   ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

    Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

    Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.

    Использовались компьютерные обучающие программы:

    1. Серия дисков “Маленький гений”,  “Новый диск”.

    2. Серия дисков “Развиваем память”, “Новый диск”.

    3. Програмно – методический комплекс «Фантазёры», Туййчиева И.Л., Горницкая О.Н., Воробьёва Т.В.

    4. Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Арсенина Е.Н.

    5. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Габдуллина З.М.

    Актуальность программы:

    Цели и задачи

    Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста путем применения компьютера.

    Задачи

    Образовательные задачи:

    Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе  

    Развивающие задачи:

    Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

    Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

    Воспитательные задачи:

    Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.

    Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

    Форма В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры( имитационные, игры-упражнения, для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр), проблемные ситуации и развлечения

    Методы и приемы

    • практические (игровые);
    • экспериментирование;
    • моделирование;
    • воссоздание;
    • преобразование;
    • конструирование.

    Развивающая среда:

    • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
    • Обучающие настольно-печатные игры
    • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
    • Геометрические мозаики и головоломки;
    • Логические блоки Дьенеша;
    • Цветные счетные палочки Кюизенера;
    • Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
    • Простой карандаш; набор цветных карандашей;
    • Компьютерные развивающие игры

    Ожидаемые результаты

    В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

    знать:

    • названия и функции основных частей компьютера;
    • технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
    • понятие истинного и ложного высказывания;
    • понятие симметрии;

    уметь:

    • использовать в работе клавиатуру и мышь;
    • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
    • называть части компьютера;
    • определять истинные и ложные высказывания;
    • сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
    • находить закономерности в изображении предметов;
    • соотносить элементы двух множеств по признаку;
    • составлять целое из частей;
    • составлять симметричный узор;
    • расставлять предметы в определенной последовательности;

    ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

    (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

    Упражнение со зрительными метками № 1

    В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

    Методика проведения упражнения:

    1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.

    2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.

    3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

    4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

    5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.

    6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

    7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

    Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2

    Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.

    Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

    Методика выполнения упражнения:

    1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.

    2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".

    3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".

    4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

    5. Продолжительность - 1 минута.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    Средняя группа

    № п/п

    Месяц

    Программное содержание

    Название темы

    Кол-во

    занятия

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    Сентябрь

    Адаптация к компьютерному классу. Правила поведения в кабинете информатике. Применение компьютеров. Знакомство с многообразием компьютерной техники; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней.

    Здравствуй, класс компьютерный!

    1

    2

    1.Что входит в состав компьютера? (Иллюстрированный рассказ);

    2.Развивающие игры: «Поезд»;

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие1; задание 1-2)

    1

    3

    Цветные счетные палочки Кюизенера. Игра-конструктор «Пирамидка и лесенка».

    Развивающая игра: «Разыщи котят»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие1; задание 3-4)

    1

    4

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Второй ряд».

    Развивающая игра: «Собери игрушку»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие2; задание 1-2)

    1

    Итого:

    4

    5

    Октябрь

    Познакомить детей с мышкой,

    показать, что она умеет делать. Учить детей щелкать на каждый предмет, а также производить двойные щелчки на каждом предмете, «перетаскивать»  предмет

    Инструмент «мышь».

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Мосты через реку».

    Развивающая игра: «Парочки»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие2; задание 3-4)

    1

    6

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Поезд». Развивающая игра: «Я тебя найду»

     Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие3)

    1

    7

    Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки».

    Развивающая игра: «Кто срятался?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие 4)

    1

    8

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Домино».

    Развивающая игра: «Формочки»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 5)

    Итого:

    4

    9

    Ноябрь

    Знакомство детей с графикой.

    Учить детей из составляющих элементов головоломки собирать различные картинки. Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность и сенсорные способности

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Лесенка широкая и узкая».

    Развивающая игра: «Что откуда видно?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 6)

    1

    10

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по толщине).

    Развивающая игра: «Заплатки»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 7)

    1

    11

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по размеру)

    Развивающая игра: «Разноцветье»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 8)

    1

    12

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат».

    Развивающая игра: «Помоги маме собрать малышей»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 9)

    1

    Итого:

    4

    13

    Декабрь

    Дать понятия «звуковая система компьютера».  Учить детей правильно воспроизводить очередность музыкальных партий, запоминать героев и их имена, роли; развивать музыкальный слух, внимание, память

    Звуковая система компьютера;

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Длинные и короткие ленточки для куколки».

    Развивающая игра: «Кто не спрятался?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 10)

    1

    14

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Моделируем квадрат».

    Развивающая игра: «Парочки».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 11)

    1

    15

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Цепочка».

    Развивающая игра: «Кто кому звонил?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 12)

    1

    16

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Моделируем прямоугольник».

    Развивающая игра: «Собери пары».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 13)

    1

    Итого:

    4

    17

    Дать понятие «клавиатура», «назначение клавиш».

    Развивать внимание, пространственное восприятие, память, логическое мышление, навыки владения компьютерной мышкой

    Что такое клавиатура?

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Подбираем к домику крышу».

    Игра «лыжные гонки».

    Развивающая игра: «Снеговик».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 14)

    1

    18

    Январь

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Дом и мебель для матрешки».

    Развивающая игра: «Расставь!».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 15)

    1

    19

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по размеру).

    Развивающая игра: «Чья это тень».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 16)

    1

    20

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Разноцветные заборы».

    Развивающая игра: «Наблюдатель».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 17)

    1

    Итого:

    4

    21

    Февраль

    Учить объединять предметы в группы по признакам; определять истинные и ложные высказывания; находить «лишний» предмет в группе однородных предметов.

    Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и быстроту реакции

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Веселые человечки».

    Развивающая игра: «Где что лежало?».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 18)

    1

    22

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Художники».

    Развивающая игра: «Повтори узор».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 19)

    1

    23

    Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

    Развивающая игра: «Что откуда видно».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 20)

    1

    24

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра  «Коврик для кошки».

    Развивающая игра: «Формочки».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 21)

    1

    Итого:

    4

    25

    Март

    Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера(системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др.).

    Учить выполнять задания по инструкции.

    Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость.

    Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера.

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Строю сам».

    Развивающая игры из программы Фантазёры : «Сказки природы».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 22)

    1

    26

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Магазин».

    Развивающая игры из программы Фантазёры: « Цветочная фантазия».  

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 23)

    1

    27

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра  «Коврик для собачки».

    Развивающая игры из программы Фантазёры : «Строитель».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 24)

    1

    28

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Конструирование плотов».

    Развивающая игры из программы Фантазёры : «Художник».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 25)

    1

    Итого:

    4

    29

    Апрель

    Закрепить известные игры, знания об инструментах «художника», составе компьютера.

    Учить детей пользоваться «выбором», создавать картинки, используя различные инструменты. Развивать творческие способности, фантазию.

    Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

    Развивающая игры из программы Фантазёры : «Архитектор».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 26)

    1

    30

    Игра «Волшебный квадрат».

    Развивающая игры из программы Фантазёры : «Театр из бумаги».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 27)

    1

    31

    Игра «Загадки». Игра «Столько же».

    Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 28)

    1

    32

    Игра «Машинисты». Игра «Четвертый лишний».

    Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?»

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 29)

    1

    Итого:

    4

    33

    Май

    Выявить знания, приобретенные детьми в течение учебного года.

    Совершенствовать навыки необходимых операций при работе в различных программах.

    Закрепить с детьми понятие о том, что входит в состав компьютера

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Домино».

    Развивающая игра: «Измени картинку».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 30)

    1

    34

    Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Мосты через реку».

    Развивающая игра: «Под водой».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 31)

    1

    35

    Игра «Фантазеры». Игра «Волшебные точки».

    Развивающая игра: «Букварик».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 32)

    1

    36

    Логические блоки Дьенеша. Игра «Второй ряд».

    Развивающая игра: «Машина загадок».

    Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 33)

    1

    Итого:

    4

    Всего:

    36


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    сенсорное воспитание-основа познавательного развития детей 4-5 лет.

    Данный материал раскрывает многолетний опыт работы по организации сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду....

    Программа дополнительной образовательной деятельности театрального кружка «Теремок» для дошкольников 4-5 лет

    В программе представленны основные этапы рабты театрального кружка: цель, задачи, виды деятельности, календарно-тематическое планирование...

    Методическая разработка игровой образовательной ситуации по познавательному развитию детей 4-5 лет Тема: «Огонь- добрый, огонь-злой»

    Цель: Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.Задачи: Продолжать учить различать добрый и злой огонь.Учить изображать характерные ...