Главные вкладки

    Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Клюшина Наталья Константиновна

    Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc207.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46

    «КОТ В САПОГАХ»

    Принят:                                                                                  Утверждаю:

    на заседании педагогического Совета №1                         Заведующий МАДОУ ДС №46

     от 27.08.2015г. протокол №1                                              «Кот в сапогах»

                                                                                                      _______________ Г.Н. Федотова

                                                                                                      приказ от 27.08.2015г.  №139

                                                                                                      приказ  с изменениями

                                                                                                     от 14.10.2015г. № 234

    ПРОГРАММА

    дополнительной образовательной деятельности

    проведения занятий по развитию мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста

    Составитель:

    Воспитатель Клюшина Н.К

    Нижневартовск, 2015-2016

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Паспорт программы                                                                        

    1. Пояснительная записка                                                                
    1. Цели и задачи Программы    
    2. Планируемые результаты
    3. Объем образовательной нагрузки
    1. Содержание Программы
    2. Организационно-педагогические условия
    1. Учебный план                                                            
    2. Расписание занятий
    3. Календарный учебный график
    4. Программно-методическое обеспечение
    5. Материально-техническое обеспечение
    1. Мониторинг                                                        

    Список литературы                                                                

    Приложения                                                                        

    ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

    Наименование дополнительной платной  услуги

    Программа дополнительной образовательной деятельности художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста

    Основание для разработки Программы

    - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

    - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

    ФГОС ДО «учрежден приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

    - Программа  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой;

    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

    Заказчик Программы

    МАДОУ г.Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах», родители (законные представители) воспитанников

    Разработчик Программы

    Клюшина Н.К., воспитатель высшей квалификационной категории

    Целевая группа

    Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет)

    Цель Программы

    Развитие мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста  посредством тестопластики.

    Задачи программы

    формировать правильное восприятие формы, величины, цвета предметов окружающего мира используя нетрадиционную технику изображения (тестопластика)

     - развивать зрительно- моторную координацию, воображение, фантазию

    -   воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.

    Координация и контроль реализации Программы

    Осуществляется администрацией МБДОУ ДСКВ №46 и родительской общественностью.

    Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:

    • вставок детских работ;
    • участие в творческих конкурсах различного уровня;
    • отчет о работе кружка.

    Механизм реализации Программы

    Администрация ДОУ:

    - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы,

    - вносит предложения по ее корректировке,

    - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

    Краткая характеристика Программы

    Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Обучение проводится один раз в неделю, во второй половине дня. На занятиях осуществляется дифференцированный подход, построенный с учетом качества восприятия, с уровнем развития технических умений и навыков детей. Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а также способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса.

    1. Пояснительная записка

     Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей  с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словестно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

    Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

    Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. Для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.

    Поэтому создан кружок по тестопластике «Мукасолька». Тестопластика имеет массу возможностей для развития детей: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии.

    1.1. Цели и задачи

    Целью Программы является развитие мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста  посредством тестопластики.

    Задачи Программы:

    1. Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета   предметов окружающего мира используя нетрадиционную технику изображения (тестопластика).
    2. Развивать зрительно- моторную координацию, воображение, фантазию.
    3. Воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.

    1.2. Планируемые результаты

    Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

    - у детей повысится уровень навыков и практических  умений в лепке предметов из соленого  теста

    - разовьется зрительно- моторная координация, творческие способности.

    Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме вставок детских работ, участия в творческих конкурсах различного уровня. Сроки реализации Программы – 1 год.

    1.3. Объем образовательной нагрузки

    Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.

    Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

    Количество детей в группе – 19 человек.

    1. Содержание Программы

    п/п

    Тема

    Задачи

    Метод приемы

    Сентябрь

    1 неделя

    Вводная диагностика

    Выявить уровень развития мелкой моторики на начало года

    Задания и упражненияпо методике Н.О Озерецкого, Н.НГуревич

    2неделя

    Бусы.

    Упражнять детей  в лепке округлых форм круговыми движениями ладоней. Закреплять навыки окрашивания теста способом неполного смешивания разных по цвету кусков теста в одном комке; развивать стремление к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. Предвидеть результат и достигать его.

    -Игровая мотивация

    - Рассматривание, беседа

    -Практические

    действия с тестом по смешиванию, окрашиванию.

    -Итог занятия

    3 неделя

    Браслеты.

    Учить детей работать при помощи шаблона, дополнять изделие различными элементами (бисер). Развивать мелкую моторику и воображение.

     Художественное слово

    -Показ образца, совместное действие педагога и детей.

    -Обсуждение работ

    4 неделя

    Овощи.

    Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; Развивать внимание, работоспособность, мелкую моторику, самостоятельность.

    Чтение загадок об овощах

    -Рассматривание натюрморта из све-жих овощей  или муляжей

    -Показ способа лепки овощей

    -Анализ выполненных работ

    Октябрь

    5 неделя

    «Листья танцуют и превращаются в деревья»

    Вызвать у детей желание делать лепные картинки. Познакомить с техникой рельефной лепки. Продолжить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывания стекой, кистевая

     роспись. Развивать чувство формы и композиции

    -Игровая мотивация

    - Рассматривание гербария

    -Д/и «С какого дерева листок»

    -Показ способа лепки и превращения осеннего листочка в дерево

    - Индивидуальная помощь

    -Оценка детских работ

    6 неделя

    Фрукты. Ягоды

    Продолжать учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного сопровождения Упражнять  детей в умении лепить по представлению конструктивным способом. Развивать чувство композиции. Формировать умение планировать работу по реализации замысла.  

    Чтение загадок об овощах

    -Рассматривание натюрморта из свежих фруктов и ягод   или муляжей

    -Показ способа лепки фруктов и ягод

    -Анализ выполненных работ

    7неделя

    Фрукты. Ягоды

    Упражнять детей в умении создавать коллективную композицию. Закреплять умение раскрашивать готовые поделки, рисовать концом кисти. Развивать мелкую моторику рук.

    - Худ. слово

    - Показ способа раскрашивания

    -Индивидуальная помощь

    -Обыгрывание детских поделок

    8 неделя

    Осенний натюрморт

    Учить детей создавать объемные композиции( натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику(самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    -Игровая мотивация

    -Рассматривание разнообразных натюрмортов.

    - Показ способ лепки.

    -Индивидуальна помощь детям.

    - Итог занятия

     

    9 неделя

    Божья коровка, пчёлка и жук.

    Учить лепить детей комбинированным способом, который позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Развивать познавательный интерес.

    Игровая мотивация

    -Рассматривание насекомых.

    - Показ способ лепки.

    -Индивидуальна помощь детям.

    - Итог занятия

    Ноябрь

    10 неделя

    Булочная.    

    (хлебобулочные изделия)

    Продолжать учить детей создавать образы по представлению, совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять, художественно оформлять дополнительным материалом. Развивать любознательность. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца,

    - Художественное слово

    -Рассматривании  хлеб. бул. изделий.

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Итог.

    11 неделя

    Булочная.

    ( кондитерские изделия

    Продолжать учить детей создавать образы по представлению, совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять, художественно оформлять дополнительным материалом. Развивать любознательность. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца,

    Художественное слово

    -Рассматривании  хлеб. бул. изделий.

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Итог.

    12 неделя

    Зимние забавы

    Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушке – из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжить учить передавать несложные движения. Закрепить умение анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах).  Развивать фантазию и творчество.

     

    -Показ и рассматривание иллюстраций

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Итог

    13 неделя

    Создаём картину (узор на стекле)

    Продолжать закреплять умение детей раскатывать тесто продольными движениями, видоизменять его, декорировать. Развивать творческие способности..

    -Художественное слово.

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    -Индивидуальная помощь детям.

    -Итог

    Декабрь

    14 неделя

    Новогодняя игрушка «Колокольчики»

    Продолжать работу  развитию умения создавать объемные полые поделки из соленого теста. Развивать умение предвидеть результат и достигать его.

    Художественное слово.

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    -Индивидуальная помощь детям.

    -Анализ. обыгрывание детских работ

    15 неделя

    Новогодняя игрушка Дед Мороз

    Учить создавать сказочный образ, проявляя самостоятельность и творчество упражнять в умении  использовать декоративные  элементы. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца. Развивать воображение.

    -Игровая мотивация

    -Беседа о скульпторах и их работах

    - Рассматривание статуэток

    -Уточнение способа лепки и устойчивости вылепленных фигурок

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ и обыгрывание детских работ

    16 неделя

    Семейство ёжиков

    Учить создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами, преобразовать и дополнять. Развивать воображение и чувство композиции.

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

     

    17неделя

                Мышки на сыре.

    Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменить для создания выразительности образа. Развивать творчество и умение использовать разные материалы- нить или проволоку.

     

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    Январь

    18неделя

    Птичка.

    Совершенствовать умения создавать знакомые образы комбинированным способом. Побуждать  к поиску средств выразительности для более причудливого раскрытия знакомого образа.

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    19 неделя

    Птичка

    Продолжать учить детей раскрашивать готовые поделки. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику рук.

    характеру. Формировать обобщенные способы создания образов.

    Игровая мотивация

    - Рассматривание статуэток

    -Уточнение способа раскрашивания

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ и обыгрывание детских работ

    20 неделя

    Лошадка

    Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора. Уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как кем сделана; как украшена.

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    Февраль

    21 неделя

    Ф

    Февраль

    Обезьянка

    Совершенствовать технику лепки овальных форм круговыми движениями ладоней; инициировать поиск способов изменения шара для более точной передачи образа. Развивать творческие способности.

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    22неделя

    3 неделя

    Бегемот.

    Продолжать учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить животных, передавая форму и пропорции, добиваться выразительности образа.

    Художественное слово

    -Рассматривание иллюстраций  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    детских работ  

    24 неделя

    Кружка для папы

     Совершенствовать технику лепки конструктивным способом. Создавать выразительный образ. Развивать творчество.

    Художественное слово

    -Рассматривание кружек  .

    -Показ способов лепки.

    -Самостоятельная работа детей.

    - Анализ работ

    23 неделя

    Головоломки из квадрата и треугольника.

    Упражнять в умении  работать с шаблонами. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики.

    -Игровая ситуация

    -Загадывание загадок

    -Показ выполнения работы

    -Самостоятельная работа детей

    - Анализ и обыгрывание детских работ

    Март

    25 неделя

    Головоломки из круга и сердечка.

    (Подарок для мамы)

    Продолжать работу с шаблонами. Поддерживать интерес к поиску способов оформления поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником подарить работу, сделанную своими руками

    -Игровая ситуация

    -Загадывание загадок

    -Показ выполнения работы

    -Самостоятельная работа детей

    - Анализ и обыгрывание детских работ

    26 неделя

    Барельеф «Рыбки в аквариуме».

    Осваивать рельефную лепку: создавать уплощённые фигуры, прикреплять к основе, украшать налепами. Побуждать к поиску выразительности для более причудливого раскрытия знакомых образов. Развивать воображение.

    -Игровая мотивация

    -Рассматривание рыбок в аквариуме, открыток, картинок

    -Показ способов лепки

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ детских работ

    27неделя

    Барельеф «Овцы на лугу».

    Совершенствовать навыки рельефной лепки, умение создавать рисунок на пластине из теста, использовать разные инструменты.

    -Игровая мотивация

    - Загадывание загадок

    -Рассматривание открыток, картинок

    -Показ способов лепки

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ детских работ

    28 неделя

    Создаём картину с использованием сухоцвета.

    Закреплять навыки создания несложной композиции, умение располагать предметы в пространстве, красиво подбирать по цвету. Воспитывать аккуратность.

    -Игровая мотивация

    -Рассматривание открыток, картинок

    -Показ способов лепки

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ детских работ

    29 неделя

    Панно «Репка».

    Формировать умение передавать строение и характерные особенности персонажей сказки. Развивать внимание и творчество. Применять в работе свои знания и умения.

    -Беседа о героях сказки

    -Рассматривание статуэток

    -Уточнение способа лепки и устойчивости вылепленных фигурок

    -Индивидуальная помощь

    - Анализ и обыгрывание детских работ

    Апрель

    30 неделя

    Улитка, покажи свои рожки!

    Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка теста продольными движениями для получения удлинённого цилиндра, показать возможность изменения полученной формы закручиванием. Поддерживать полученный интерес к поиску способов дополнения и оформления.

    -Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    31 неделя

    Кто под дождиком промок

     Учить детей самостоятельно выбирать сюжет лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжить освоение скульптурного способа( лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образца (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой)

    Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    32 неделя

     

    Водоноски у колодца

    Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом декоративно- прикладного искусства . Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщенный способ лепки женской фигуры на основе юбки-колокола. Закрепить представление о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаниях.

    -Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    33 неделя

    Создание изящных цветов.

    Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, продолговатых форм продольными движениями туда-обратно. Показать как можно усилить выразительность образа.

    -Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    Май

    34 неделя

    Крокодил.

    Продолжать совершенствовать навыки создавать изделия конструктивным способом. Развивать наблюдательность, творчество, воображение. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

    -Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    35 неделя

    Мы на луг ходили, мы лужок лепили

    Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик ит.д) и насекомых передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

    -Игровая мотивация

    -Худ. слово

    Показ способ лепки.

    - Индивидуальная помощь

    - Самостоятельная работа детей

    - Анализ работ

    36 неделя

    Итоговая

    диагностика

    Выявить уровень развития мелкой моторики после реализации программы

    1. Организационно-педагогические условия

    3.1. Учебный план

    п/п

    Наименование  услуги

    Кол-во занятий в неделю/месяц

    Кол-во часов в неделю/ месяц (мин)

    Форма проведения

    1.

    Проведения занятий по развитию мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста

    1/4

    30/120

    фронтальная

    Итого в год

    36

    1080

    1. Расписание занятий

    Неделя месяца

    Дни недели

    Время

    I- II-III-IV

    четверг

    10.20-10.50

    1. . Календарный учебный график

    Тема

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Вводная диагностика.

    1

    Знакомство с тестопластикой  

    1

    Работа с шаблонами. Простейшие изделия из соленого теста.

    3

    1

    1

    Лепка рельефным способом

    1

    2

    Лепка конструктивным способом

    3

    2

    Лепка комбинированным способом

    1

    2

    Лепка в стилистике народной игрушки

    1

    1

    Новогодняя игрушка

    2

    Лепка животных

    2

    1

    1

    1

    1

    Лепка цветов.

    1

    Лепка скульптурным способом

    1

    Композиции и панно.

    1

    2

    1

    Лепка птиц

    2

    Итоговое занятие

    1

    Итого:

    4

    5

    4

    4

    3

    4

    5

    4

    3

    1. Программно-методическое обеспечение

    Наименование услуги

    Название программы

    На основании какой программы разработана

    Проведение занятий по развитию мелкой моторики  рук у детей старшего дошкольного возраста

    «Мукасолька»

    Разработана на основе парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

    1. Материально-техническое обеспечение

    Организация занятий осуществляется в Группе старшего дошкольного возраста № 12, расположенной на втором этаже здания,  воспитателем высшей квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.

    Группа  оснащена современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер и др.), индивидуальными партами, методическим комплектом: И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли» программа художественного воспитания и развития дошкольников», А. А. Анистратова, Н.И.Гришина серия книг «Мир удивительных поделок», М. Б. Халезова-Зацепина, А. А. Грибовская «Лепка в детском саду для детей 5-7 лет», А. Фирсова «Чудеса из соленого теста»

    1. Мониторинг

          Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.

    Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе мая

    Обследование дошкольников проводится с использованием методик Н.О. Озерецкого, Н.Н. Гуревич. 

    Инструментарий для логопедического обследования

    Задание №1

    Цель: выявить уровень умения детей принять правильную позицию пальцев.

    Все упражнения выполняются после показа.

    «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

    «Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);

    «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

    «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Оценка:

    3 балла –  ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев

    2 балла – ребенок  принимает правильную позицию пальцев с помощью взрослого после повторного показа.

    1 балл – Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)

    Задание №2

    Цель: выявить уровень умения детей последовательно выполнять движения руками.

    Педагог  показывает детям, как выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

    «Ладонь, кулак, ребро» -

    Оценка:

    3 балла –  ребенок правильно выполняет динамические движения

    2 балла – ребенок  с помощью взрослого выполняет динамические движения

            1 балл –  ребенок не может плавно переходить от одного движения к    другому; движения разорваны, изолированы:

    Задание №3

    Цель: выявить уровень умения детей правильно держать карандаш, проводить линии.

    Педагог  предлагает дорисовать линии.

    «Дорисуй прямую линию»

    «Дорисуй волнистую линию»

    «Дорисуй ломаную линию» (заборчик)

    Оценка:

    3 балла –  ребенок правильно держит карандаш,  продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь.

    или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая, ломаная

    2 балла – ребенок правильно держит карандаш, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого.

            1 балл –  ребенок держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная.:

    Задание №4

    Цель: выявить у детей уровень сформированности  координации  движений , содружество рук.

    Вырезание ножницами

    Сгибание листа бумаги пополам

    Педагог предлагает ребенку ножницы и бумагу, просит согнуть лист пополам и вырезать по контуру изображение.

    Оценка:

    3 балла – ребенок правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.

     2 балла – ребенок испытывает затруднения,  требуется помощь взрослого;

     1 балл – ребенок не умеет сгибать лист,  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

    Протокол обследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

    Имя Ребенка

    Повторяет фигуры из сложенных пальцев

    Повторяет движения рук

    Проводит линии

    Умеет работать с бумагой и ножницами

    Общее количество баллов

    Уровень

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    1

    Кирилл

    2

    Данил

    3

    Рита

    4

    Костя

    5

    Рома К

    6

    Рома М

    7

    Дима

    8

    Семен

    9

    Даша

    10

    Егор

    11

    Максим

    12

    Лиза

    13

    Ибрагим

    14

    Арсений

    15

    Саша

    16

    Филипп

    17

    Варя

    18

    Ильдар

    19

    Айнур

    Высокий уровень: (9-12 баллов)

    Средний уровень: (от 6 до 10 баллов)

    Низкий уровень: (ниже 5 баллов)

    Качественная характеристика уровней развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

    Высокий уровень: (от 9 до 12 баллов) ребенок самостоятельно принимает правильную позицию пальцев, правильно выполняет динамические движения, уверенно держит карандаш,  продолжает линию карандашом: с нажимом не прерываясь., правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.

    Средний уровень:  (от 6 до 10 баллов) ребенок после повторного показа с помощью взрослого принимает правильную позицию пальцев, испытывает затруднения при выполнении выполняет динамических движений, проводит тонкую линию без нажима, требуется помощь взрослого, при сгибании листа, вырезании по контуру.

    Низкий уровень:  (ниже 5 баллов) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается),не умеет плавно переходить от одного движения к    другому; движения разорваны, изолированы, держит карандаш не правильно, линия тонкая, прерывистая , изолированная,  не умеет сгибать лист,  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

    Список литературы

    1. Анистратова А.А, Поделки из соленого теста. Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2009
    2. Васина Н, Соленое тесто. Айрис-Пресс Москва 2010
    3. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации 2003
    4. ЛыковаИ.А, Мы лепили, мы играли. Занятия с детьми.ООО»Карапуз-дидактика»,2007
    5. Лыкова И, Лепим из пластилина, глины, теста. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009
    6. Рубцова е, Фантазии из соленого теста. ООО»Издательство «Эксмо», 2010
    7. Чаянова Г.И, Соленое тесто для начинающих. Литературно-художественное издание ООО «Дрофа», 2005
    8. Фирсова А, Чудеса из соленого теста. Айрис-Пресс Москва 2010
    9. Халезова- Зацепина М.Б, Лепка в детском саду для детей 5-7 лет, ООО «ТЦ Сфера», 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

    В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

    Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

    Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...

    Программа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

    Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке попасть на бал"...