Метод проектов и его значение для развития познавательной деятельности.
проект по информатике по теме

Сидоренко Надежда Витальевна
Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным задачам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.
     Метод проектов делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.
     Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в различных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; приведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_metod_rabota.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Метод проектов и его значение для развития познавательной деятельности.

   

   На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.
     Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

   В современном обществе проектирование применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы. В конце 20 века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярными становится проектирование экологическое, социальное, генетическое. Все перечисленное позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, общие закономерности.

   В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходиться сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения.

    Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательным предоставлением этих результатов.

    Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным задачам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.

     Метод проектов делает образовательную систему открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.

     Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в различных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; приведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п.

Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что, и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

  Смысл проекта ИКТ (информационные компьютерные технологии) заключается в том, что у детей появляется интерес к информатике. Проект ИКТ помогает связать обучение детей с повседневной жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешной социальной адаптации детей и более качественному обучению их в школе.

 Во время работы в проекте ИКТ строятся новые отношения между учениками. Свои работы дети демонстрируют, скорее, своим товарищам, нежели учителю. Они имеют возможность поделиться своими достижениями и навыками и сравнить их.

   Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательской, творческом плане, задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Определенная база знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

- Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов.

   Тематика и содержание проектов ИКТ может быть очень разнообразной и зависит от уровня подготовки ребенка. По продолжительность проекты ИКТ бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год). 

    Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты можно условно разделить по некоторым признакам на темы:

№ п./п.

Признаки

Виды проектов

1.

Уровень творчества

Исполнительский

2.

Содержание

Конструктивный
Творческий
Монопредметным

3.

Назначение

Межпредметные
Надпредметные
Учебные

4.

База выполнения

Личные
Общественные
Производственные
Школьные

5.

Количественный состав исполнения

Внешкольные
Комплексные
Индивидуальные

6.

Возрастной состав исполнителей

Групповые
Коллективные
Мини-проекты

7.

Продолжительность выполнения

Разновозрастной
Мини-проекты
Четвертные
Полугодовые
Годовые
Многолетние

     Для начальной школы нужно выбирать несложные проекты ИКТ, которые обеспечивают успешность выполнения и являются стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных. Краткосрочные - дают возможность сразу увидеть результаты своего труда.

      Младший Школьный возраст – возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в 1-4 классах современной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст).

     В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.

     Ниже представлены работы детей - это продукт сотрудничества педагога, ученика и родителей.  

 Проект «Новогодняя открытка».

Рекомендуется для учащихся 2-х классов.

Планируемый результат: создание учеником открытки в графическом редакторе ЛогоМиры.

Цели: Закрепить навыки учащихся:

  1. при работе с панелью задач:

- редактировать;

- создавать в графическом редакторе текстовое окно;

- работа с текстом;

- сохранение открытки в виде рисунка;

2) при работе с панелью рисования:

      - выбор пера;

      - выбор формы;

      - выбор цвета;

      - использование готовых форм;

      - работа с заливкой;

      - работа с ластиком и др.

Учащиеся самостоятельно выбирают сюжет, подбирают формы.

 

  Минов Данил Сергеевич 2 класс.

Бутько Дарья Алексеевна 2 класс.

Ильиных Никита 2 класс.

Проект «Гобелены и коврики».

Рекомендуется для учащихся 2-х классов.

Планируемый результат: создание учеником рисунка в графическом редакторе ЛогоМиры.

Цели: закрепить навыки учащихся при работе с графическим редактором:

           - копировать;

           - вставить;

           - редактировать рисунок;

           - использование инструмента «выделение»;

           - заливка;

           - ластик и др.

    Участвуя в этом проекте, ребята получили возможность выразить свои собственные идеи, используя, знания, полученные на уроках информатики.

Ильиных Никита Дмитриевич 2 класс.

Бутько Дарья Алексеевна 2 класс.

   Во время работы над проектами дети умело использовали готовые шаблоны. Самостоятельно создавали элементы узоров, выбирали цветовые гаммы и схемы для рисунков. Учились использовать различные  инструменты рисования. В результате, получались уникальные работы по своей форме и содержанию. Учащиеся отрабатывали приемы работы на компьютере, научились исправлять ошибки, приобрели новый опыт.

    Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод проектов», « проект», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

       В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...

Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

Консультация "Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей"

Консультация "Метод  проектов   в  ДОУ  как   способ   развития   познавательных   интересов  детей"...

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...