ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по информатике на тему

Шорина Ольга Сергеевна

Информационно- образовательная среда осуществления профессиональной деятельности(лабораторная работа №1,2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratorka_1_2015god.docx154.04 КБ
Файл laboratornaya_rabota_2_2015.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Направление обучения 44.04.01 Педагогическое образование, магистратура, 2 курс,

ОП Методическое обеспечение в ДО

Лабораторная работа №1: Информационно - образовательная среда осуществления профессиональной деятельности

Выполнила Шорина О.С.

Лабораторная работа №1

«Конструирование ИОС начального образования в образовательном учреждении в рамках требований к ИОС ФГОС начального общего образования» (4 часа)

Задание №1

Изучение особенностей федерального  проекта «Информатизация системы образования»

  1.  Ознакомьтесь с материалами сборника информационно - методических материалов «О проекте «Информатизация системы образования» (http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf).
  2. Каковы цели и основные задачи данного проекта?

Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей:

1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.

3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

В ходе реализации проекта предполагается решение следующих основных задач:

• Рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникационные технологии, в том числе — цифровыми образовательными ресурсами.

• Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.

Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования.

• Реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования.

• Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

• Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

  1. Опишите круг проблем, на решение которых ориентирован проект ИСО, используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».

Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем:

  1. Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам.
  2. Неравенство региональных возможностей в сфере образования.
  3. Снижение качества преподавания.
  4. Недостаточная готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.
  5. Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе.
  6. Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда.
  7. Несоответствие нормативно правовой базы задачам информатизации образования.

  1. Представьте структуру проекта «Информатизация системы образования», используя материалы сборника «О проекте «Информатизация системы образования».

  1. Вы – заместитель директора образовательного учреждения.  Подготовьте сообщение для педагогического совета по теме «Проблемы информатизации образования».

Ключевая роль основополагающей цели обучения информатике в общеобразовательной школе переходит именно к компьютерной компетентности, которую в целях наиболее точного и полного отождествления с се сутью следует развернуто называть информационно-коммуникационной компетентностью, или сокращенно ИКТ-компетентностью.

Так как профессиональная компетентность все чаще рассматривается как «интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей», конкретизируя это понятие, М.П Лапчик рассматривает ИКТ-компетентность как деятельностную составляющую, как компоненту профессиональной компетентности.

Для развития адаптивной школы и понимания подходов к ее информатизации важно учитывать, что информационно-коммуникационная компетентность ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий и не сводится только к овладению компонентами компьютерной грамотности ИКТ-компетентность — это в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика человека, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей деятельности.

Информационно-коммуникационная компетентность включает в себя следующие основные компоненты:

  • компьютерная грамотность;
  • опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием современных информационных технологий для достижения значимых целей;
  • готовность к самообразованию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации, реализации себя в деятельности.

Средствами формирования информационно-коммуникационной компетентности в системе адаптивного образования могут стать: программно-технические средства, средства организации процесса учения, средства организации процесса преподавания.

Профессиональная компетентность объединяет в себе три составные части: ключевую, базовую и специальную компетентности. Исходя из этого, можно заключить, что в процессе формирования профессиональной компетентности испытывать влияние И КТ-компетенций должны все три ее составные части, ключевая, базовая и специальная компетентности.

Формирование ключевых компетенций происходит во время обучения в общеобразовательной школе. Очевидно, что зарождение в школе адаптивной модели образования, опирающейся на личность школьника, в еще большей степени способствует формированию обсуждаемых компетенций. При реализации компетентностного подхода в адаптивном образовании актуальными становятся модели обучения в действии, которые имеют истоки в прагматической и деятельностной дидактике

Цель подобного обучения в случае его базирования на использовании средств информатизации — преодолеть разрыв между тем, «по человек знает, и тем, что он делает. Необходимо преодолеть разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой (деятельностью). «Обучение действием» является «обучением через опыт». «Обучение действием» — это структурированный процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи, проблемы, осуществляемой в том числе и с применением информационных технологий.

Задание №2

Анализ отражения решения проблем, связанных с информатизацией системы образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В данном законе нашли отражение многоаспектные изменения, произошедшие в отечественной системе образования с момента принятия закона «Об образовании», действовавшего с 1992 г. В частности, неотъемлемой частью всех её аспектов стали информационные технологии.

 

  1.  Познакомьтесь с содержанием следующих статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/)

  • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
  • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
  • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
  • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
  1.  Как в новом законе трактуются понятия:
  • электронное обучение;

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

  • дистанционные образовательные технологии?

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

  1.  Что, в соответствии с новым законом, должна включать в себя электронная информационно - образовательная среда, которая должна быть создана в организации, осуществляющей образовательную деятельность?

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

  1.  Перечислите электронные образовательные и информационные ресурсы, которые    должны быть сформированы в организации,  осуществляющей образовательную деятельность в целях  обеспечения реализации образовательных программ.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.  Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

  1.  Выделите сферы информационных видов деятельности, относящихся к   компетенции образовательной организации. Что имеет право делать компетенции, права, обязанности (28 ст.):

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".



Предварительный просмотр:

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Направление обучения 44.04.01 Педагогическое образование, магистратура, 2 курс,

ОП Методическое обеспечение в ДО

Лабораторная работа №1: Информационно - образовательная среда осуществления профессиональной деятельности

Выполнила Шорина О.С.

Задание №5

Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления

        Электронная презентация –  и удобный способ преподнести информацию  самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом  такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.

         

        Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации  «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:

№ слайда

Нарушения правил оформления презентации

1.

  • картинки не несут никакой смысловой нагрузки, мешают читать заголовок слайда;
  • слишком яркая, навязчивая   палитра цветов;
  • черные рамки вносят негативный, мрачный подтекст.

2.

  • стиль оформления отличается от первого слайда;
  • заголовок плохо читается на таком фоне;
  • шрифт текста основной части крупнее, чем шрифт заголовка;
  • картинки  не несут никакой смысловой нагрузки;
  • анимация совершенно не к месту;
  • в списке текст очень близко к маркеру;
  • слово «Распространение» набрано всеми заглавными буквами, часть его оторвалась и уехала на следующую строку;
  • слова «для Марса» вылезают в область маркеров.

3.

  • опять новый стиль оформления слайда;
  • заголовок прижат кверху;
  • выведен полный текст, а не тезисы;
  • нет точки в конце предложения;
  • текст вылезает выше черты в область заголовка;

4.

  • опять новый  стиль оформления;
  • неудачный цвет заголовка;
  • анимация «печатная машинка» утомляет и затрудняет чтение;
  • синие маркеры списка практически не видны;
  • черный текст на синем фоне нечитабелен.

5.

  • опять новый стиль оформления;
  • неудачный цвет заголовка;
  • анимация «печатная машинка» утомляет и затрудняет чтение;
  • синие маркеры списка практически не видны;
  • черный текст на синем фоне нечитабелен.

6.

  • заголовок лезет на рисунок шаблона;
  • первый элемент списка залез в область заголовка и на рисунок;
  • неудачный цвет основного текста;
  • неудачное расположение текста на слайде;
  •  анимация  мешает восприятию слайда.

7.

  • если предполагается, что это стартовый слайд раздела, то слишком мелкий шрифт;
  • неудачный выбор цветов (синий на зеленом).

8.

  • стиль слайда не соответствует серьезному стилю презентации;
  • слайд выбивается из общего оформления презентации;
  • заголовок, слишком смещен вверх;
  • внутри “облаков” отрываются части слов и даже буквы;
  • непонятно, что на слайде делает изображение человека.

9.

  • слишком мелкий шрифт заголовка;
  • заголовок частично перекрывает элементы шаблона;
  • основной текст в выноске, вылезает за ее границы;
  • выравнивание по ширине приводит к большим интервалам между словами;
  • лучше сделать список в основной части слайда.

10.

  • невнятный текст заголовка;
  • заголовок в три строки;
  • заголовок лезет на разделительную линию;
  • в тексте использовано больше 3-х цветов;
  • второй и четвертый абзацы очень плохо читаются;
  • список из одного элемента;
  • точка с запятой в конце первого предложения.

11.

  • таблица, в которой заголовок и одна рабочая строка;
  • непонятна связь и взаимодействие элементов в четырех ячейках;
  • в ячейке (2,2) текст начинается с маленькой буквы, а в остальных – с большой;
  • шаблон мешает воспринимать материал.

12.

  • непонятна форма организации элементов в виде пирамиды;
  • пирамида неровная, рамки перекрывают одна другую;
  • текст вылезает за рамку;
  • использовано больше 3-х цветов, не понятна цель их использования;
  • слишком яркая, навязчивая   палитра цветов;
  • часть текста плохо читается из-за неудачного использования цветов.

13.

  • слишком большой шрифт заголовка

Задание №8

Создание электронного портфолио студента по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

        Сформируйте электронное портфолио  по плану:

  1. Составьте библиографию по предметной области.

Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.

Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994.

Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.

Пантиков В.А. Учимся рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993.

Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996.

Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

  1. Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.

http://shat-dou14.edumsko.ru/activity/educational_program/articles/5/

http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov.html

http://detstvogid.ru/fgos-do-hudozhestvenno-esteticheskoe-r/.html

http://teremok-sad.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_vospitatelej_soderzhanie_obrazovatelnoj_oblasti_khudozhestvenno_ehsteticheskoe_razvitie_v_svete_federalnogo_gosudarstvenno/1-1-0-2

http://mbdou7.com/metodicheskaya-kopilochka/74-razvitie-fgos

http://studme.org/1951061817861/pedagogika/hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_vospitanie

  1. Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.

Эстетическое развитие (от греч. aisthesis — ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

  1. Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по выбранной теме.

 Электронное учебное пособие для дошкольников из серии "Обучающая игра. Волшебные превращения. Основы дизайна для детей от 5 лет".

Обучающая электронная программа "Веселая каллиграфия".Раработчик: Alisastydio.

  1. Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).

Вербенец Анна Михайловна

Комарова Т.С.

  1. Сформируйте «Электронную цикаду цитат» -  высказывания ученых,  писателей, философов об  изучаемом предмете.

Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни. Абай

Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства. Адам Мицкевич

Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник. Г. Аполлинер

Лицо художника проявляется в его противоречивости. Л. Арагон

Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее. О. Бальзак

Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. О. Бальзак

Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом. О. Бальзак

Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение. С. Батлер

История искусств есть история их многократного возрождения. С. Батлер

Искусство без мысли, что человек без души, — труп. В. Г. Белинский

Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома. В. Г. Белинский

Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей. В. Г. Белинский

Верное изображение нравственного безобразия. могущественнее всех выходок против него. В. Г. Белинский

С произведениями искусств, как и с людьми: они могут быть милы даже при наличии самых больших недостатков. Л. Бёрне

Художник может быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были ученые люди. А. А. Бестужев-Марлинский

Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам. Л. Бетховен

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо. Л. Бетховен

Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают. М. Блондель

Форма без содержания — это звонок, который не звонит. О. Блюменталь

Вдохновение приходит всегда, когда человек того хочет, но исчезает оно не всегда, когда он этого желает. Ш. Бодлер

Искусство — всегда метафора действительности. Ю. Бондарев

Прогресс в искусстве заключается не в расширении его границ, но в лучшем их понимании. Ж. Брак

  1. Создайте интерактивную презентацию в рамках выбранной темы (Приложение 2).
  2. Создайте видеоролик в рамках выбранной темы (Приложение 3).
  3. Интегрируйте все  материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное ...

Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»

Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

«Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов».

Актуальность и практическая значимость вопроса определили проблему: какой должна быть информационно-образовательная среда в дошкольном учреждении, и каково влияние этой среды на качество повышения про...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...