Рабочая программа научно-технического направления «Основы робототехники» на 2016-2017 уч.год
рабочая программа по информатике (старшая, подготовительная группа) на тему

Фоминых Ирина Леонидовна

Программа «Основы робототехники» выражена в научно-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, модульная, ориентирована на реализацию интересов обучающихся в сфере конструирования, мо­делирования, развитие их информационной и технологической культуры. В программе представлены этапы работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего»,  «HUNAROBO» и конструктора нового поколения «ЛегоВеДо» и полностью раскрыта система работы с воспитанниками в этом направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_robototehniki_2016-2017_uch_god.docx361.45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..3

1.1. Цель, задачи программы……………………………………………….................................................................................6

1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………...7

1.3. Нормативно-правовая база……………………………………………................................................................................10

1.4. Характеристики особенностей развития технического детского творчества…………………………………………. 14

1.5.Предполагаемые результаты реализации программы………………………………………………………………….....17

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание деятельности по образовательным областям……………………………………………………………….23

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы…………………………………………………………...27

2.3. Перспективное планирование образовательной деятельности детей 5-6лет…………………………………………....30

2.4. Перспективное планирование образовательной деятельности детей 6-7лет……………………………………………34

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО………………...38

2.6. Формы взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………………………………………….40

III. Организационный раздел

3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности……………………………………………...42

3.2. Материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………………………………………………………………………………………..42

3.3. Методическое обеспечение …………………………………………..……………………………………………………43

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

В условиях интенсивно развивающегося научно - технического прогресса на производстве истремительного внедрения информационно-коммуникационных технологий в жизнь общества,на первый план выходит задача воспитания личности, имеющей широкий кругозор в области основных видов современных технических систем и тенденций их развития.

Поэтому современные изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед дошкольными организациями ряд новых педагогических задач, продиктованных социальным заказом на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в   избранной области интеллектуально-творческой деятельности.

Поиск новых средств образования в современных условиях, особенно, с введением Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС) -  явление актуальное, закономерное и необходимое, так как реформы системы образования направлены на максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольника.

Данное положение обусловлено заказом общества на развитие личности, способной к адаптации в сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в социуме, требует создания новой образовательной модели, в основу которой входят развивающие, игровые и информационно–коммуникативные технологии.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей дошкольного возраста к техническому творчеству и зарождения творческой личности в технической сфере, является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.      

         Это - непростая задача, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.

Обучение и развитие в дошкольной общеобразовательной организации (ДОО) можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.    

Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения   ФГОС, так как они:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна программы «Основы робототехники» выражена в научно-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, модульная, ориентирована на реализацию интересов обучающихся в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. В программе представлены этапы работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего»,  «HUNAROBO» и конструктора нового поколения «ЛегоВеДо» и полностью раскрыта система работы с воспитанниками в этом направлении.

Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих заключаются в ее ориентированности на раннюю пропедевтику (начиная с дошкольного возраста) технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий города Сургута:

  • внедрение наукоёмких технологий,
  • автоматизация производства,
  • недостаток квалифицированных специалистов.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Сроки реализации программы – 2 года.

Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», продолжительность занятий составляет:

  • для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) - 25 минут,  
  • для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 30 минут.

Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

Режим занятий в период с сентября по август учебного года:

  • для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) -1 раз в неделю,  
  • для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 2 раза в неделю.

Программа «Основы робототехники» может быть реализована в ходе подгрупповых (10-12 человек) и индивидуальныхзанятий с обучающимися.

1.1. Цель, задачи программы

Цель программы:

развитие технического творчества и формирование первоначальной научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.  

Задачи:

        Образовательные:

  • формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
  • знакомить детей с основными принципами механики;
  • содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий);
  • формировать умение видеть конструкцию, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
  • стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас научными понятиями и законами;
  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.

Развивающие:

  • развивать интерес к моделированию и конструированию; стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения;
  • развивать логическое мышление;
  • активизировать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре), умение подчинять личные интересы общей цели.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы и подходы к формированию и реализации программы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.

Дидактические принципы построения программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Методологические подходы к формированию программы:

1. Личностно-ориентированный подход:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
  • развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельностный подход:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
  • креативность – «выращивание» у обучающихся способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • овладение культурой – приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника.

Определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.

1.3. Нормативно-правовая база.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы робототехники» составлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях:

Федеральный уровень:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);  
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • распоряжение   Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;  
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155)
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями);
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»;

Региональный уровень:

  • Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;
  • распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями);
  • постановление правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
  • приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

Муниципальный уровень:

  • постановление Администрации города от 16.05.2013 № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
  • постановление Администрации города от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2020 годы» (с изменениями);
  • постановление Администрации города Сургута от 16.08.2011 № 5315«Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях» (с изменениями);
  • постановление Администрации города от 20.12.2012 № 9787 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Общее и дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
  • постановление Администрации города от 24.02.2011 № 844 «Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа г. Сургут» (с изменениями);
  • распоряжение Администрации города от 07.06.2013 № 1967 «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Сургуте» (с изменениями);
  • регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
  • приказ департамента образования Администрации города от 17.12.2014       № 02-11-832/14«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на 2014-2017 годы»;
  • образовательная программа дошкольного отделения МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов на 2015-2016 учебные годы, утверждённая приказом №97от 28.05.2015.

Вид реализуемой программы – образовательная программа дополнительного образования детей.

1.4. Характеристики особенностей развития технического детского творчества

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  • Постановка задачи.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск решения задачи.
  • Реализация решения.

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.

Детское творчество и личность ребёнка

Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Механизм творческого воображения

Процесс детского творчества делится на следующие этапы:

  • накопление и сбор информации (включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира);
  • обработка накопленных данных (в процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает);
  • систематизирование (ребенок систематизирует обработанные информационные данные);
  • конечный результат (на основе умозаключений ребенок создаёт нечто новое).

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы.

Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых.

Согласно работе французского психолога Т.Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

  • Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
  • Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
  • Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.

Этапы детского творчества

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

  • Формирование замысла.

На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

  • Реализация замысла.

Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

  • Анализ творческой работы.

Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.

Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

1.5.Предполагаемые результаты реализации программы:

  • ребенок овладевает робото - конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
  • ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к робото - конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
  • ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO EducationWeDo;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
  • ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
  • ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO EducationWeDo по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
  • ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO EducationWeDo.

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

С целью определения уровня конструкторских, логико-математических, речевых компетентностей старших дошкольников, определение продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май).  

Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для конструирования дальнейшего воспитательно-образовательного процесса.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • наблюдение за деятельностью,
  • дидактические и речевые игры,
  • просмотр видеофильмов этапа «Установление взаимосвязей».

В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используются игровые персонажи, а также создаются игровые ситуации.

Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).

Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций. Результаты контроля фиксируются в протоколах.

Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.

Диагностические задания включены в образовательную деятельность, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняются подгруппами 3-5 человек.

Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.

Механизм оценки получаемых результатов:

Выделяются следующие критерии диагностики компетентностей старших дошкольников:

1. Конструкторская компетентность

  • Сборка модели по схеме.
  • Программирование и испытание модели.
  • Модификация модели путем изменения конструкции или создание обратной связи при помощи датчиков.
  • Обсуждение результатов исследования и их объяснение.
  • Способы передачи движения.
  • Создание новых моделей.

2. Логико-математическая компетентность

  • Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора.
  • Влияние количества зубьев шестерни и диаметра шкива на скорость движения.
  • Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
  • Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона.
  • Влияние параметров кулачкового механизма на параметры барабанной дроби.
  • Упорядочивание информации в списке или таблице.
  • Анализ изменений с разных точек зрения.

3. Речевая компетентность

  • Устное общение с использованием специальных терминов.
  • Использование интервью для получения информации.
  • Описание логической последовательности событий.
  • Свободное общение с взрослыми и детьми.
  • Составление творческих рассказов.

        Результаты по критериям заносятся в карты диагностики компетентностей старших дошкольников.

Методы оценки

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний и высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. За единицу измерения взята самостоятельность как интегративное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Выявление результатов проводится по следующим уровням «Программы развития и воспитания детей в детском саду», автор В.И. Логинова.

Высокий уровень:

Ребенок проявляет самостоятельность и творчество при сборке и программировании модели, выполняет с ней действия, поясняет последовательность, экспериментирует и вносит изменения. Обнаруживает логико-математические взаимосвязи между конструкцией модели и показаниями датчиков, упорядочивает информацию в таблице, использует знаковые обозначения, выдвигает идеи и вносит изменения в конструкцию. Ребенок имеет достаточно богатый словарный запас специальных терминов. Свободно участвует в беседе, высказывает собственное мнение. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответы сверстников. Самостоятельно составляет рассказы о конструкциях, сюжетные и творческие рассказы.

Средний уровень:

Ребенок самостоятельно строит и программирует модель, выполняет с ней действия, поясняет последовательность.  Затрудняется в установлении логико-математических взаимосвязей между конструкцией модели и показаниями датчиков. С помощью взрослого упорядочивает информацию в таблице, используя знаковые обозначения. Ребенок имеет достаточный словарный запас специальных терминов, но имеет затруднения при ведении диалога, высказывании собственного мнения. Затрудняется в аргументированном оценивании ответов сверстников. При помощи взрослого составляет рассказы о конструкциях, сюжетные и творческие рассказы.

Низкий уровень:

Собирает модель по схеме и программирует без алгоритма.  Затрудняется даже с помощью взрослого в установлении логико-математических взаимосвязей между конструкцией модели и показаниями датчиков. Не может выразить их в речи. У ребенка бедный словарный запас специальных терминов, он затрудняется вести диалог, не высказывает собственного мнения, не способен оценивать ответы сверстников. Даже при помощи взрослого затрудняется в составлении рассказов о конструкциях, сюжетных и творческих рассказов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Содержание деятельности по образовательным областям

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию обучающихся. Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области в соответствии с ФГОС ДО):  

Познавательное развитие.        

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.  

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Социально – коммуникативное развитие.

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели.

Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.

Речевое развитие.  

Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

Модули программы.  

Название модуля

1

Собираем робота из конструктора HUNA (базовый уровень)

2

Собираем робота из конструктора HUNA (начальный уровень)

3

Собираем робота из конструктора ЛЕГО-WEDO  (программируемые роботы)  

3.1

Подмодуль  «Зоопарк»

3.2

Подмодуль  «Человекоподобные роботы (андроиды)»

Модуль 1. Собираем робота из конструктора HUNA (базовый уровень)

Основной предметной областью являются познания в области естественно – научных представлений  о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. Дети знакомятся с краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области, различными видами робототехнической деятельности: конструирование, программирование, соревнования, подготовка видео обзора.

Модуль 2. Собираем робота из конструктора HUNA (начальный уровень)

Основной предметной областью является естественно - научные представления. На занятиях дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами, исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятия посвящены изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Дети изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия.

Модуль 3. Собираем робота из конструктора ЛЕГО-WEDO (программируемые роботы)

Основной предметной областью являются естественно – научные представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами построения механизмов и программирования. Дынный модуль формирует представления детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения: - что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить значение входных параметров программы.  Какие функции выполняет блоки программы.

Подмодуль 3.1«Зоопарк»

Модуль раскрывает перед детьми понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятиях «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Подмодуль 3.2 «Человекоподобные роботы (андроиды)»

Модуль направлен на  развитие математических способностей. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» воспитанники используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях. Большое внимание в программе уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.

Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO WeDO предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Особенности методики обучения

Содержание образовательной деятельности по программе предполагает 2 ступени обучения:

1 ступень - «Новичок» для детей 5-6 лет. Здесь дети знакомятся с возможностями моделирования и конструирования «Умных» игрушек из конструктора LEGO-WеDо.  Организация образовательной деятельности, на данном этапе, строится как в индивидуальных, так и подгрупповых формах.

2 ступень- «Робо - техник» для детей 6-7 лет и предполагает совершенствование LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов LEGO WeDo.

Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Это позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На данном этапе работы организуется совместная проектная деятельность, активное привлечение родителей к совместному техническому творчеству.

Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие по программе «Основы робототехники» строится на совместной деятельности педагога и детей и направлено в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала.

При проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.

В процессе обучения используются дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактические игры, используемые на занятиях, способствуют:

  • развитию мышления (умение доказывать свою точку зрения, анализировать конструкции, сравнивать, генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции), речи (увеличение словарного запаса, выработка научного стиля речи), мелкой моторики;
  • воспитанию ответственности, аккуратности, отношения к себе как самореализующейся личности, к другим людям (прежде всего к сверстникам), к труду;
  • обучению основам конструирования, моделирования, автоматического управления с помощью компьютера и формированию соответствующих навыков.

        Основные формы и приёмы работы:

  • беседа;
  • просмотр видео материалов;
  • просмотр презентаций;
  • познавательная игра;
  • развивающие игры;
  • задание по образцу (с использованием инструкции);
  • творческое моделирование;
  • соревнования;
  • выставки;
  • мини-проекты.

Алгоритм организации совместной деятельности состоит из 4 этапов:

  • Установление взаимосвязей.
  • Конструирование.
  • Рефлексия.
  • Развитие.

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей обучающиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций служит для того, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать обучающихся, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

Рефлексия

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» обучающиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.

Развитие

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют обучающихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

2.3. Перспективное планированиеобразовательной деятельности детей 5-6лет

Тема

Программное содержание

Количество занятий

Дата проведения ООД в группах

№ 6

№ 8

Смешанная

(№ 6,8)

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел «Первые шаги»

Знакомство с конструктором.

Введение в мир робототехники. Знакомство с деталями конструктора HUNA.

1

1

06.09

1

02.09

1

02.09

LEGO-игра детей или «Знакомство с HUNAROBO продолжается».

В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора.Познакомить с правилами безопасной работы.

1

2

13.09

2

09.09

2

09.09

Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.

Знакомство детей с конструктором HUNAROBO, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

1

3

20.09

3

16.09

3

16.09

Исследователи кирпичиков.

Продолжение знакомства детей с конструктором HUNAROBO с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.

1

4

27.09

4

23.09

4

23.09

Раздел «Домашние животные»

Робот «Поросенок»

Учить собирать фигурки домашних животных из деталей конструктора. Учить основным приемам сборки по образцу. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать интерес к техническим видам творчества.

1

5

04.10

5

30.09

5

30.09

Робот «Козленок»

1

6

11.10

6

07.10

6

07.10

Робот «Собака»

1

7

18.10

7

14.10

7

14.10

Робот «Кролик»

1

8

25.10

8

21.10

8

21.10

Раздел «Дикие животные. Тайга»

Робот «Заяц»

Учить собирать фигурки диких животных тайги из деталей конструктора. Продолжать учить основным приемам сборки по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

9

01.11

9

28.10

9

28.10

Робот «Олень»

1

10

08.11

10

11.11

10

11.11

Робот «Волк»

1

11

15.11

11

18.11

11

18.11

Робот «Лиса»

1

12

22.11

12

25.11

12

25.11

Раздел «Дикие животные. Африка»

Робот «Лев»

Продолжать учить собирать фигурки диких животных из деталей конструктора по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

13

29.11

13

02.12

13

02.12

Робот «Слон»

1

14

06.12

14

09.12

14

09.12

Робот «Жираф»

1

15

13.12

15

16.12

15

16.12

Робот «Верблюд»

1

16

20.12

16

23.12

16

23.12

Робот «Крокодил»

1

17

27.12

17

30.12

17

30.12

Раздел «Птицы»

Робот «Цыпленок»

Продолжать учить собирать фигурки птиц из деталей конструктора по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

18

10.01

18

13.01

18

13.01

Робот «Павлин»

1

19

17.01

19

20.01

19

20.01

Робот «Страус»

1

20

24.01

20

27.01

20

27.01

Робот «Пингвин»

1

21

31.01

21

03.02

21

03.02

Раздел «Мой любимый город Сургут»

Робот «Сургутский мост»

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения архитектурных моделей (кран, дом, гараж и других). Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях. Развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику рук.  Воспитывать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

1

22

07.02

22

10.02

22

10.02

Робот «Колесо обозрения в парке Нефтяников»

1

23

14.02

23

17.02

23

17.02

Робот «Крылатые качели»

1

24

21.02

24

03.03

24

03.03

Робот «Горка на детской площадке»

1

25

28.02

25

10.03

25

10.03

Раздел «Транспорт»

Робот «Велосипед»

Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора и программировать их. Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях. Развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику рук.  Воспитывать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

1

26

07.03

26

17.03

26

17.03

Робот «Парусник»

1

27

14.03

27

24.03

27

24.03

Робот «Машина»

1

28

21.03

28

31.03

28

31.03

Робот «Вертолет»

1

29

28.03

29

07.04

29

07.04

Раздел «Город будущего»

«Юные архитекторы»

Учить детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а также для последующего его описания и планирования способа действий. Закреплять навыки конструирования и программирования.

1

30

04.04

30

14.04

30

14.04

1

31

11.04

31

21.04

31

21.04

«Парк аттракционов»

1

32

18.04

32

28.04

32

28.04

1

33

25.04

33

05.05

33

05.05

Раздел «Звери»

«Прогулка с динозаврами»

Продолжать учить детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а также для последующего его описания и планирования способа действий. Закреплять навыки конструирования и программирования.

1

34

02.05

34

12.05

34

12.05

«Обитатели зоопарка»

1

35

16.05

35

19.05

35

19.05

«Подводный мир»

2

36

37

23.05

25.05

36

37

26.05

29.05

36

37

26.05

29.05

«Мир насекомых»

1

38

30.05

38

31.05

38

31.05

2.4. Перспективное планированиеобразовательной деятельности детей 6-7 лет

Тема

Программное содержание

Количество занятий

№ занятия

Дата проведения ООД

№ 7

план

факт

Раздел «Первые шаги»

Знакомство с конструктором.

Введение в мир робототехники. Знакомство с деталями конструктора HUNA.

1

1

01.09

LEGO-игра детей или «Знакомство с HUNAROBO продолжается».

В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора.Познакомить с правилами безопасной работы.

1

2

06.09

Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.

Знакомство детей с конструктором HUNAROBO, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

1

3

08.09

Исследователи кирпичиков.

Продолжение знакомства детей с конструктором HUNAROBO с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.

1

4

13.09

Раздел «Домашние животные»

Робот «Поросенок»

Учить собирать фигурки домашних животных из деталей конструктора. Учить основным приемам сборки по образцу. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать интерес к техническим видам творчества.

1

5

15.09

Робот «Козленок»

1

6

20.09

Робот «Собака»

1

7

22.09

Робот «Кролик»

1

8

27.09

Раздел «Дикие животные. Тайга»

Робот «Заяц»

Учить собирать фигурки диких животных тайги из деталей конструктора. Продолжать учить основным приемам сборки по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

9

29.09

Робот «Олень»

1

10

04.10

Робот «Волк»

1

11

06.10

Робот «Лиса»

1

12

11.10

Раздел «Дикие животные. Африка»

Робот «Лев»

Продолжать учить собирать фигурки диких животных из деталей конструктора по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

13

13.10

Робот «Слон»

1

14

18.10

Робот «Жираф»

1

15

20.10

Робот «Верблюд»

1

16

25.10

Робот «Крокодил»

1

17

27.10

«Голодный аллигатор»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных.

3

18

19

20

01.11

03.11

08.11

 «Рычащий лев»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных.

3

21

22

23

10.11

15.11

17.11

«Обезьянка-барабанщица»

Учить детей принципу действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движений. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Продолжать развивать речевую компетентность детей.

3

24

25

26

22.11

24.11

29.11

Раздел «Птицы»

Робот «Цыпленок»

Продолжать учить собирать фигурки птиц из деталей конструктора по образцу.Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать устойчивый интерес к техническим видам творчества.

1

27

01.12

Робот «Павлин»

1

28

06.12

Робот «Страус»

1

29

08.12

Робот «Пингвин»

1

30

13.12

«Порхающая птица»

Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о птицах.

3

31

32

33

15.12

20.12

22.12

«Танцующие птицы»

Продолжить знакомить детей с ременными передачами, экспериментирование со шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными передачами. Продолжить составление LEGO-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

2

34

35

27.12

29.12

Раздел «Мой любимый город Сургут»

Робот «Сургутский мост»

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения архитектурных моделей (кран, дом, гараж и других). Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях. Развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику рук.  Воспитывать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

1

36

10.01

Робот «Колесо обозрения в парке Нефтяников»

1

37

12.01

Робот «Крылатые качели»

1

38

17.01

Робот «Горка на детской площадке»

1

39

19.01

«Башенный кран»

Продолжать учить детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а также для последующего его описания и планирования способа действий. Освоение детьми постройки крана LEGO WEDO и его программирование.

2

40

41

24.01

«Гараж с распашными воротами»    

Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Овладение детьми действиями  конструирования распашных дверей LEGO WEDO и их программирования.

2

42

43

26.01

«Дом с раздвижными дверями»

Продолжать учить анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Знакомить детей с конструированием раздвижных дверей LEGO WEDO и их программирования. Продолжать учить делать презентацию своего дома.

2

44

45

31.01

02.02

«Лифт»

Познакомить детей с различными видами подъемных механизмов от простейших блочных до самых сложных.  Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Реализовать эти знания в самостоятельно создаваемой конструкции предмета.  Овладение детьми действиями конструирования  и программирования лифта из LEGOWEDO.

2

46

47

07.02

09.02

Раздел «Стадион»

«Нападающий»

Учить детей измерять расстояние, на которое улетает бумажный мячик. Продолжать учить навыкам программирования, развивать речь детей.

3

48

49

50

14.02

16.02

21.02

«Вратарь»

Учить детей создавать программу автоматического ведения счета. Обогащать знания детей о футболе, развивать речь.

3

51

52

53

28.02

02.03

07.03

«Ликующие болельщики»

Измерения, расчеты, оценка возможностей модели, программирование модели с более сложным поведением.

3

54

55

56

09.03

14.03

16.03

«Мы играем в футбол»

Продолжать учить детей планировать этапы деятельности. Продолжать учить принципам совместной деятельности и обмена идеями, навыкам программирования. Обогащать знания детей о футболе, развивать речь.

3

57

58

59

21.03

23.03

28.03

Раздел «Транспорт»

Робот «Велосипед»

Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора и программировать их. Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях. Развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое), мелкую моторику рук.  Воспитывать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

1

60

30.03

Робот «Парусник»

1

61

04.04

Робот «Машина»

1

62

06.04

Робот «Вертолет»

1

63

11.04

«Над тайгой на  самолете»

Продолжать учить создавать прочные модели самолета из конструктора, программировать их и составлять описательный рассказ по объекту. Обобщать знания о родном крае.

3

64

65

66

13.04

18.04

20.04

Раздел «Город будущего»

«Юные архитекторы»

Учить детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а также для последующего его описания и планирования способа действий. Закреплять навыки конструирования и программирования.

1

67

25.04

1

68

27.04

«Парк аттракционов»

1

69

02.05

1

70

11.05

Раздел «Звери»

«Прогулка с динозаврами»

Продолжать учить детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а также для последующего его описания и планирования способа действий. Закреплять навыки конструирования и программирования.

1

71

16.05

«Обитатели зоопарка»

1

72

18.05

«Подводный мир»

2

73

74

23.05

25.05

«Мир насекомых»

2

75

76

30.05

31.05

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

Чтобы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, необходимо подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие- либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки обучающихся;  
  • поощрять желание создавать что - либо по собственному замыслу; обращать внимание обучающихся на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую они доставят кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех обучающегося и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать обучающимся о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к обучающимся с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

2.6. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.

Формы и виды взаимодействия с родителями:

Приглашение на презентации технических изделий.

  • Подготовка фото-видео отчетов создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома.
  • Оформление буклетов, памяток.
  • Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
  • Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами».
  • Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
  • Дни открытых дверей.
  • Семинар-практикум.
  • Фотовыставки.
  • Выставки детских работ.
  • Сетевое взаимодействие.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации совместной и самостоятельной деятельности

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что организованная образовательная деятельность остается одной из основных форм работы с детьми, при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Программа предполагает проведение организованной образовательной деятельности,совместной и самостоятельной деятельности обучающихся:

  • старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю,
  • в подготовительных к школе группах-2 раза в неделю.

Продолжительность составляет:

  • в старших группах – 25 минут,
  • в подготовительных к школе группах – 30 мин.

Предусмотренная программой деятельность можеторганизовываться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из воспитанников старшей и подготовительной группы.

Количество детей в группе – мобильное по 10-12 человек.

3.2. Материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

        Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

        Созданию предметно-развивающей среды активно способствуют занятия по конструированию. Для эффективной организации занятий на дошкольном отделении обустроена среда, где проводятся занятия с детьми.

Кабинет разделен на три части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол. Во второй части размещены стеллажи для контейнеров с конструктором, а в третьей – место для занятий с детьми.

Кабинет соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам, имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, создана предметно-развивающая среда:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • интерактивная доска;
  • стационарный компьютер с выходом в Интернет;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • демонстрационный столик;
  • технические средства обучения (ИКТ) -  компьютер;
  • презентации и учебные фильмы по темам занятий);
  • наборы LEGOWeDo,HUNAROBO.
  • игрушки и декорации для обыгрывания;
  • технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи;
  • картотека игр.

3.3. Методическое обеспечение

1. КонструкторHUNAROBO.

Линейка конструкторов HUNA-MRT

FUN&BOT и KICKY: знакомство с конструированием

HUNA-MRT для начинающих – это наборы серии FUN&BOT и KICKY (MRT2). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 6-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.

Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники.

Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.

2. КонструкторLEGOEducationWeDo

Набор включает в себя следующее программное обеспечение:

  • комплект занятий, посвященных разным темам (интересные механизмы, дикие животные, играем в футбол и приключенческие истории), 
  • книгу для педагога,
  • лицензию на одно рабочее место.

Если программа устанавливается на несколько компьютеров, то понадобится лицензия на первороботаWeDo (одна лицензия на одно учебное учреждение).

Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления программы движения робота. Программа работает на основе LabVIEW.

В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.

Комплект заданий LegoWeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий.

Используемая литература

1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

3. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001

4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

5.ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003

6. Программное обеспечение LEGO Education.

7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе  компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана  на основе адаптированной...

Рабочая программа учителя-логопеда Семеновой Е.Б. на 2016-2017 уч.год

Документ содержит актуальную рабочую программу учителя-логопеда старшей группы с детьми с ОНР...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5 - 6 лет) на 2016 - 2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАстаршей  группы (5 - 6 лет)на 2016 - 2017   учебный год...

Рабочая программа педагога Мамлеевой Ирины Владимировны старшая группа 2016-2017 уч.год.

Содержание Наименование разделаСтр. 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка31.2.Цели и задачи реализации рабочей программы.31.3.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок по начальным основам робототехники «Юные робототехники»

В данном материале содержится рабочая программа по кружку по начальным основам робототехники...