Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)

Павлова Ирина Юрьевна

Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx299.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа

по

самообразованию.

http://www.stockami.com/tz/6404/69272/stock-illustration-computer-with-cartoon-kids-and-dog.jpg

Тема: «Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников».

Павлова И.Ю.

ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА  РАБОТЫ

НАД  ТЕМОЙ  ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

  • Индивидуальная тема самообразования по проблеме воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Начало и предполагаемый срок окончания работы над темой.
  • Цели и задачи самообразования по теме.
  • Основные вопросы намеченные для изучения.
  • Этапы переработки материала (что намечается сделать в текущем году). Изучаемые вопросы по теме можно распределить поквартально.
  • Литература, которую необходимо изучить по теме самообразования.
  • Чей опыт предполагается изучить по теме самообразования.
  • Собственная опытно - экспериментальная новаторская работа.
  • Творческое сотрудничество по теме самообразования (это может быть педагог, работающий над этой же темой, или педагог  другого учреждения)
  • Практические выходы после проработки темы или отдельных вопросов темы (рефераты, тезисы, доклады, статьи, методические разработки).
  • Перечень наиболее интересных работ, с которыми познакомился в процессе самообразования.
  • Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы коллег.
  • Изучение передового опыта (сколько  мероприятий посещено, у кого и по каким вопросам).
  • Знакомство с передовым опытом по теме самообразования  на семинарах, конференциях, педагогических совещаниях.
  • Чей и какой опыт по теме был заимствован и использован в практической работе, какие результаты достигнуты.
  • Экспериментальная работа по теме самообразования (какие идеи и научные рекомендации были апробированы на  мероприятиях и какие результаты дала экспериментальная работа).  
  • Где и когда выступал с собственным опытом работы и по каким вопросам.
  • Самооценка: что дало самообразование по теме:

- для повышения теоретического уровня;

- для совершенствования методического мастерства.

  • Выводы по окончанию работы над темой.

Тема: «Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников».

  1. Предпосылки выбора темы. 

Под Икт мы понимаем – Информационно – коммуникативные технологии. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года. Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Благодаря этому  целью деятельности по самообразованию стало: использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников.

Задачи:

  1. Разработка программы по развитию познавательной активности дошкольников через ИКТ, как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ.
  2. Использование ИКТ, как использование средств, здоровье - сберегающих технологий.
  3. Проведение досуга детей.
  4.  Проведение мониторинга усвоения образовательной программы.

2. Конкретность решения  темы самообразования.

1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».

2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.

4. ИКТ как средство АСУ. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такая НОД побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждой НОД, так как при подготовке и организации такой НОД от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

      Для реализации темы самообразования используется следующие педагогические средства.

  1. Технологии:
  • технология педагогической поддержки особого ребенка в условиях образовательного учреждения;
  • интеграция основного образования и системы дополнительного образования;
  • технология эмоциональной комфортности через предоставление свободы действия и выбора деятельности;
  1. Формы работы:
  • индивидуальные;
  • подгрупповые;
  • фронтальные.
  1. Главные принципы экспериментальной работы:

-  принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает и проявляется в деятельности;

  • принцип единства биологического и социального в человеке;
  • принцип дифференциации и индивидуализации.
  1. Программа. “Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева 
  2. Наглядные материалы.

Использование ИКТ в учебно –образовательном процессе – это и есть использование наглядности, как одной из первоочередных задач.

  1. Сроки: «2015 – 2020 учебный год».
  2. Изучение литературы.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Дата

Тема

Место

проведения

Специалист (руководитель)

Программа деятельности

Сентябрь

1.Ознакомление детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Октябрь

1.Ознакомление детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Ноябрь

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Использование ИКТ для подготовки к юбилею города Нерюнгри.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Декабрь

1.Работа  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Использование ИКТ для подготовки к Новогоднему празднику.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Январь

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Использование ИКТ для подготовки к логопедической проверке.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Февраль

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Использование ИКТ для подготовки к проекту «Профессии моей семьи».

6.  Использование ИКТ для подготовки к логопедической проверке.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Март

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5.  Использование ИКТ для подготовки к логопедической проверке.

6. Использование ИКТ для подготовки к 8 марта.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Апрель

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Использование ИКТ для подготовки к логопедической проверке.

6. Использование ИКТ для проведения выпускного.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева

Май

1.Работа детей  с интерактивной доской. Правила пользования.

2. Еженедельная подготовка презентаций по образовательным областям в зависимости от темы НОД.

3. Использование видеоматериалов для проведения НОД.

4.Интерактивные и видео  физ. Минутки.

5. Итоговое занятие с использованием ИКТ.

ЦРР ДОУ Д/С
«Снежинка»

Павлова И.Ю.

“Программа обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников»

В авторской разработке : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников» предлогается форма для тестирования детей средней, старшей и подготовительной групп. Эта ...

Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...

«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..»  В.А. Сухомлинский....

Рабочая программа группы комбинированной направленности «Колокольчик» «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)»

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...