Главные вкладки

    Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»
    проект на тему

    Очирова Елена Мункуевна

    Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, работа будет иметь интерес музыкальных руководителей детских садов и преподавателей учреждений дополнительного образования в областях музыкальной деятельности ДДТ, ДШИ, ДМШ, эстетические центры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskiy_proekt_ochirovoy_h.m.docx46.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Ручеёк ГО «Посёлок Агинское»

    Авторский проект

    По теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

    Выполнила: Очирова Х.М.,

    Музыкальный руководитель

    МДОУ детский сад «Ручеёк»

    ГО «Посёлок Агинское»

    пгт. Агинское, 2018

    Сроки реализации: долгосрочный проект (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)

    Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, педагоги, родители.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – постановка проблемы,  обсуждение проблемы – принятие задач.

    II  этап – работа над проектом.

     III этап – рефлексия и   презентация проектной деятельности.

    Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Актуальность

    Актуальность темы обусловлена с усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с новыми инновационными технологиями с применением национально-регионального компонента, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности. Я использую в своей практике новые технология развития эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребёнка становится его миром радостных переживаний.

    Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, достигает решение главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

    Главной целью инновационных технологий образования с применением национально-регионального компонента является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать новизну нововведений инновационной деятельности, находить творческие подходы для решения жизненно важных проблем, с помощью которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихами совершенствуя систему образования. Так родилась идея образовательного проекта на тему «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

    Цель проекта: повысить качество развития музыкально-творческих способностей детей методами и средствами инновационных технологий.

    Объект: процесс использования инновационных технологий с применением национально-регионального компонента.

    Предмет: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в образовательной области «Музыка».

    Задачи проекта:

    • дать характеристику процессу развития музыкальных способностей дошкольников, как необходимый национально-региональный компонент музыкально-педагогической деятельности музыкального руководителя;
    • определить условия необходимые для использования инновационных технологий по развитию музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкально-педагогической деятельности, в основе которого лежит культура бурятского народа;
    • проверить целесообразность и успешность применения инновационных технологий на музыкальных занятиях с приложением в национально-региональный компонент.

    Гипотеза: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа музыкального руководителя с детьми на основе национально-регионального компонента,  приведет к положительной динамике показателей развития музыкальных способностей  дошкольников.

    Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей дошкольников.

     Теоретическая значимость заключается в разработке:

    • системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей дошкольников;
    • разработка картотеки по различным инновационным технологиям.

    Практическая значимость:

    • внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
    • в обогащении предметно – развивающей среды по развитию музыкальных способностей  дошкольников;
    • в обобщении и распространении опыта работы.

    Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, работа будет иметь интерес музыкальных руководителей детских садов и преподавателей учреждений дополнительного образования в областях музыкальной деятельности ДДТ, ДШИ, ДМШ, эстетические центры.

    Ожидаемый результат:

    • развитие музыкальных способностей дошкольников, в использованных инновационных технологиях;
    • методические разработки для педагогов ДОУ;
    • трансляция опыта работы на муниципально-региональном уровне.

    Этапы деятельности.

    Первый этап, подготовительный (прогностический)

    Цель: Создание организационных этапов, обеспечивающих                     реализацию проекта.

    Задачи:

    • определение возможностей ДОУ  как партнеров социального взаимодействия;
    • определение линий взаимодействия ДОУ, обеспечивающих индивидуальное   сопровождение ребенка;
    • создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональной компетентности  педагогов ДОУ;
    • изучение психолого-педагогической методической литературы;
    • проведение педагогической диагностики;
    • разработка цикла мероприятий, направленных на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников.

    Срок реализации 1 год (сентябрь 2018 – май 2019 год)

    № п./п.

    Содержание деятельности

    Сроки исполнения

    Исполнители

    Предполагаемый результат

    1.

    Изучение инновационных технологий и методик таких авторов как: О.Радыновой,  А.Бурениной, Т.Тютюнниковой.

    сентябрь

    20 18

    Руководитель проекта

    • тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности
    • разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки
    • идеи элементарного музицирования К. Орфа
    • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания
    • предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

    2.

    Создание рабочей группы по реализации инновационного проекта о сборе материала по деятельности бурятских композиторов: Б.Б.Ямпилова, Г.Баттулга, Б.Наранбаатар, Д.Р.Ринчинова, Б.Б.Бальжинимаева.

    октябрь

    2018

    Руководитель проекта

     

    Пополнение музыкально-развивающей среды.

    3.

    Проведение  рекламной кампании  в посёлке по ознакомлению с проектом  и его предназначением

    ноябрь

    2018

     Руководитель проекта

    Информационные рекламные листовки  

    4.

    Подобрать и разработать анкеты  по выявлению интересов родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников

    сентябрь

    2018

     Рабочая группа

        Диагностика музыкальных способностей детей, автора К.В.Тарасовой.

    5.

    Сотрудничество  и взаимодействие учреждений дополнительного образования в областях музыкальной деятельности ДДТ, ДШИ, ДМШ, эстетические центры.

    сентябрь 2018 – май 2019

    Рабочая группа

    Договоры о сотрудничестве с  другими структурами социума  и общественными организациями для создания благоприятных условий взаимодействия и развития детей.

    6.

      Разработка модели  сетевого взаимодействия  между детскими садами, учреждениями социума, общественными организациями.

    (сентябрь 2018 – май 2019)

    Рабочая группа

    Модель  сетевого взаимодействия  между учреждениями посёлка  и социумом.

    Второй этап –  основной (практический)

    Цель: активное сотрудничество при решении поставленных задач совместными усилиями.

    Задачи:

    • изменение принципов и подходов к организации деятельности взрослых (педагогов,   родителей).
    • внедрение новых форм педагогической учебы (совместные педсоветы, семинары  в рамках сетевого взаимодействия).
    • разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса.
    • проведение серии мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. 
    • разработка системы организации образовательной деятельности детей 4-7 лет по развитию музыкальных способностей.

    Срок реализации: 1 год   (сентябрь 2018 - май 2019 год)

    № п/п

    Содержание деятельности

    Сроки исполнения

    Исполнители

    Предполагаемый результат

    1.

    Размещение материала об инновационных технологиях с внедрением ФГОС ДО на сайте учреждения

    Декабрь 2018

    Руководитель проекта

    Выявление наиболее активных  участников

    Сетевого взаимодействия  и  повышение  компетенции.

    2.

    Выступления на родительском собрании о применении инновационных технологий музыкального развития детей

    Сентябрь

    2018

    Руководитель проекта, рабочая группа

     

    Консультации

    3.

    Консультация для педагогов ДОУ о «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Октябрь 2018

    Руководитель проекта

    Организовывать, проводить и участвовать в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах  дети, совместно с родителями детских садов города, в тесном взаимодействии с социумом.  

    4

     Создание  условий для  участия  родителей в творческих конкурсах, проектах,   вместе с детьми и педагогами.

    Сентябрь

    2018 –  май 2019

    Рабочая группа

    Участие  родителей в творческих семейных  проектах,   вместе с детьми и педагогами.

    Поддержка и поощрение родителей, участвующих в семейных, социально-значимых проектах.  

    5.

    Музыкально-театральная сказка «Приключения Будамшуу»

    Январь 2018 – Февраль 2018

    Рабочая группа

     

    Совместная работа родителей и детей в театральной деятельности

    6.

    Работа вокального кружка «Домисолька», в репертуаре которой применяется «Антология бурятской детской песни» автор-составитель Хубриков М. Б.

    Сентябрь

    2018 – май 2019

    Руководитель проекта

     

    • уметь чисто интонировать;
    • уметь правильно и бережно относиться к собственному голосу;
    • иметь навыки вокального пения;
    • знать начальные основы музыкальной грамоты.

    Знакомства с бурятскими композиторами, таких как: Б.Б.Ямпилова, Г.Баттулга, Б.Наранбаатар, Д.Р.Ринчинова, Б.Б.Бальжинимаева.

    Сентябрь 2018 – май 2019

    Руководитель проекта

    Знать и любить музыку бурятских композиторов

    Знакомства с элементами бурятского танца: «Ёхор»

    Февраль 2019

    Руководитель проекта

    Рабочая группа

    Представление бурятского танца «Ёхор» на празднике «Сагаалган»

    Знакомства и показ народных бурятских инструментов: чанза, хур, ятаг, йочин

    Январь 2019

    Иметь представление и уметь  различать звуки бурятских инструментов

     Обогащение предметно – развивающей среды:

    • оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме;
    • оформление памяток для родителей и педагогов.

    Работа с детьми:

    1. Музыкальные занятия с включением инновационных технологий в национально-региональном компоненте по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Работа с родителями:

    1)  Совместные досуги и праздники «Мама, папа, я – творческая семья»  (семейный ансамбль по исполнению песен, при показе танцев  и игр на музыкальных инструментах).

    2) Консультации: «Музыка как средство развития ребенка»; «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка».

    2) Родительские собрания «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».

    Работа с педагогами:

    1)  Беседа: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»

    2) Консультация: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Третий этап –   заключительный.

    Цель – эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и  взаимосодействием  всех сторон в достижении общей цели.

    Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

    • организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
    • презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
    • анализ проведенного проекта.

    Сроки реализации:  1 год (октябрь 2017- май 2018 год)

    № п./п.

    Содержание деятельности

    Сроки исполнения

    Исполнители

    Предполагаемый результат

    1.

    Организовать анкетирование участников проекта (детские сады микрорайона, социум, родители, общественные организации и объекты социума) по изучению степени удовлетворённости  работой по организации сетевого взаимодействия

    Июнь 2018

    Руководитель проекта

    Анализ анкет и  коррекция деятельности   по реализации проекта.

    2.

    Создание пространства для размещения материалов на сайте учреждения с целью распространения опыта успешной деятельности

      Июнь

    2018

    Руководитель проекта

    Трансляция полученных результатов через СМИ.

    (новостные ленты, тематические разделы, индивидуальные страницы)

    3.

    Анализ  результатов о создании дополнительного материала для музыкальных руководителей

    Сентябрь

    2018 – май 2019

    Руководитель проекта

    Использование материалов в практической деятельности музыкального руководителя ГО «Посёлок Агинское»

    4.

    Проведение методического объединения музыкальных руководителей ГО «Посёлок Агинское»

    Март

    2018

    Рабочая группа

     Внедрение и обобщение передового опыта работы по музыкальному воспитанию детей среди музыкальных руководителей ГО «Посёлок Агинское»

     

    5

    Активность родительской общественности, пополнение музыкально-развивающей среды

    Июнь

    2018

     Участие родителей во всех видах деятельности детского сада

     

    Ожидаемые результаты (качественные и количественные):

    Эффект взаимодействия образовательных учреждений  и социальных партнёров в сети позволит на практике:

    -        добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;

    -        углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;

    -        помогать в работе друг другу и делать работу совместно;

    -        избегать ненужного дублирования и бессмысленной траты имеющихся средств и ресурсов;

    -        обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями;

    -        в определённых обстоятельствах — объединить административные, финансовые и кадровые ресурсы.

    Перспективы развития проекта

    Разработка системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей через использования инновационных технологий с внедрением национально-регионального компонента будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

    Описание проекта:

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи музыкального развития детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Работа музыкального руководителя детского сада строится на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разработанной с учётом национально-регионального компонента. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрено законом РФ.

    Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников помогает решать следующие задачи:

    • патриотические – приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, воспитание в детях уважение к своей Родине;

    • психологические – развитие духовных потребностей и творческих способностей;

    • эстетические – стремлению к добру, правде, красоте, где важную роль играют эстетические чувства;

    • экологические – национальная музыка воспевает красоту природы родного края, что способствует воспитанию чувства восхищения.

    Ознакомление с национальной культурой бурятского народа осуществляется через все виды деятельности ребёнка: игровую, изобразительную, учебную, музыкальную.

    Для того, чтобы каждый ребёнок понимал волшебный мир музыки, я использую новые инновационные технологии и методики таких авторов как: О.Радыновой,  А.Бурениной, Т.Тютюнниковой. Работы этих авторов-исследователей представлены в журналах «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание» и др. При построении интегрированных музыкальных занятий применяю технологию Татьяны Анатольевны Боровик – музыковеда, педагога, исследователя. Инновационные технология включает такие виды музыкальной деятельности как:

    • коммуникативные танцы;
    • координационно-подвижные игры;
    • хор рук;
    • ритмодекламация;
    • игры со звуками;
    • элементарное музицирование.

    Для лучшего усвоения музыкального материала, использую произведения бурятских композиторов: Б.Б.Ямпилова, Г.Баттулга, Б.Наранбаатар, Д.Р.Ринчинова, Б.Б.Бальжинимаева.

    1. Коммуникативный танец – это вид деятельности, направленная на развитие взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками, умение ориентироваться в пространстве, на приобретение уверенности в себе и в своих силах. При проведении коммуникативных танцев используется бурятская этническая музыка.

    Компоненты коммуникативного танца из несложных движений: шаг, бег, кружение, и для его исполнения не требуется хореографии.

    1. Координационно-подвижные игры наиболее доступное воздействие на ребёнка. Координационно-подвижные игры дают детям всплеск эмоций, активность движения и речи. Используя координационно-подвижные игры на занятиях, у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческое мышление и воображение. Стимулирует развитие быстроты реакции и движении. Воспитывается чувство детского коллективизма.
    2. Хор рук – это интересный методических приём, который я использую музыкальных занятиях. Дети делятся на две группы, выбирается дирижёр и каждая группа исполняет свою партию. В это время у детей развивается чувство ансамблевой слаженности, внимание, чувства ритма. Хор рук исполняется не только на занятиях, но и для концертного показа на праздниках с использовнием дополнительной атрибутики – цветные перчатки, цветочки на резинках, платочки.
    3. Ритмодекламация под музыку – это совершенно новый вид деятельности в дошкольном учреждении, что вызвал большой интерес. Ритмодекламация подразумевает «ритм с соединением выразительности» и «речевое интонирование». Дети под музыку более чётко выговаривают тот или иной текст, что помогает им улучшить свою речь. Также с помощью ритмодекламации у детей развивается внимание, слух, голос, быстрота рекции и движении.

    При проведении ритмодекламации под музыку, использую  скороговорки, стихи авторов А.Доноева, Д.Жалсараева, Э.Манзарова.

    1. Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

    Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

    1. Элементарное музицирование – форма музыкально-творческой деятельности – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актёра, опыт творчества и фантазирования. Способствует развитию двигательной координации, мышлении, памяти и эмоциональной сферы. В этой программе мне нравится широкий спектр использовании музыкальных и творческих способностей.

    Внедрение в музыкально-образовательную деятельность инновационных технологий  в развитии музыкальных способностей дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО открывает большие возможности для развития у детей, педагогов и родителей – уважения и любви к Родному Краю, к традициям и обычаям народа.

    Музыкальные занятия с применением инновационных технологий становятся более насыщенной, интересной, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, дружеские взаимоотношения со сверстниками, появляется чувство раскрепощённости, а также активизируется стремление исследовать окружающий мир. 

    Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, – что может прекраснее и увлекательнее! 
    Таким образом, работа над образовательным проектом органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность. 

    Список литературы:

    1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
    2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
    3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
    4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
    5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
    6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

    Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

    Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

    Чтобы музыкальные занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия  в них, нормой музыкальной жизни в детском саду становится применение инновационных технологи...

    Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

    В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

    Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

    педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...