ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Маркова Наталия Николаевна

В статье раскрыто значение эмоционального развития в контексте полноценного развития личности дошкольника; представлены исторические аспекты данной проблемы и ее актуальность; раскрыты основные направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный опыт, взаимодействие педагога с родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н.Н. Маркова

ГБДОУ №27 Невский район, Санкт – Петербург, Россия

Аннотация: В статье раскрыто значение эмоционального развития в контексте полноценного развития личности дошкольника; представлены исторические аспекты данной проблемы и ее актуальность; раскрыты основные направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный опыт, взаимодействие педагога с родителями.

Дошкольное детство – период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. Эмоции помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Они определяют поведение детей – дошкольников. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Дошкольники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые испытывает ребенок, хорошо заметны во всем его поведении и легко прочитываются на лице, в позе, жестах.[1]

История изучения эмоций в российской психологии, хорошо описана в трудах А.Д. Кошелевой. Вопросу эмоционального развития отводится большое место в работах психолога и педагога В.В. Зеньковского, который говорил о том, что изучение эмоциональной сферы ребенка в течение раннего детства имеет центральное значение.

Запорожец А.В.подчеркивал важность роли эмоций в структурировании деятельности ребенка, в образовании новых мотивов и выделении целей. Он рассматривал эмоциональную сферу, как одну из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Изучению роли эмоций не только в педагогическом, но и более широком - в жизненном контексте посвящены работы В.В. Лебединского и его сотрудников. В.В. Лебединский считает, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение. Эта система быстрее всего реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма ребенка. Она также ответственна за тонизирование всех психических процессов, т.е. за поддержание определенного уровня энергетической активности, сигнализирует об удовлетворении самых фундаментальных потребностей ребенка.

Однако на более поздних этапах развития у ребенка складываются более сложные формы эмоционально-смысловой ориентировки и оценивания, осуществляемые уже не только в плане непосредственного восприятия, но и в представлениях, а также в плане воображения (А. В. Запорожец, Я.З.Неверович и др.).

Поэтому личностная функция эмоций заключается не только в оценке реальных действий и событий, но и в предвосхищении результатов их развития: не только ближайшего будущего, но и отдаленных последствий своего поведения, а также поведения других людей, персонажей фильмов, героев художественных произведений.

Конечно, проявления у дошкольников сопереживания и сочувствия имеют специфические особенности по сравнению с аналогичными чувствами у взрослых людей. Эта специфика обнаруживает себя прежде всего в тесной взаимосвязи возникновения этих эмоций с воздействиями взрослого, с особенностями приобретаемого ребенком опыта общения, взаимодействия и деятельности (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович).[2]

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования не раз звучат фразы: «эмоциональное благополучие», «развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится о способностях: учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Это позволяет сделать вывод о необходимости эмоционального развития дошкольников как составляющей части полноценного развития детей.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

В работах Данилиной Т.А. говорится о том, что наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, настаивает, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее.[3]

Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А.В. Запорожец, И.П. Воропаева, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова и др.). На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

Первое направление - развитие опыта эмоционального реагирования. Это базовый механизм эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. Именно с него начинается процесс социализации, интеллектуализации эмоций, становления эмоционально чувственного опыта. Именно в нем заложена динамика сложного процесса эмоционального развития в целом.

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей.

Второе направление - развитие эмоциональной экспрессии. Эмоциональная экспрессия является не только инструментом, обеспечивающим выживание и благополучие малыша. Она служит и своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие к нему внимание взрослых, мобилизующие их проявить заботу о нем и организовать социальное взаимодействие с ним. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоций важную роль играет социальная среда, когнитивный уровень развития ребенка.

Третье направление – развитие у детей представлений об эмоциях. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитием познавательных процессов личности – восприятия, мышления, памяти и направлено на осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи); осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления; обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), что открывает ребенку нравственный смысл представлений об эмоциях и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.

Четвертое направление - овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики. Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств» и решает комплекс задач:

• Освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений, и соотнесенности их с определенным состоянием человека или сказочного персонажа.

• Постижение смысловой стороны речи, что позволяет детям объяснять причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения и раскрывать смысл обобщенных эмоциональных характеристик (Маша растеряша, Царевна Несмеяна, заяц хвастун и т. д.).

• Активизация речевого поведения, что позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, содействовать изменению негативного настроения и т. д. [4]

В процессе эмоционального развития дошкольников особая роль принадлежит семье. Так А. Д. Кошелева отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А. Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А. Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (например, у родителей возможны разные представления о воспитании ребенка).

А. Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.[2]

Все выделенные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей. При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и детьми, от правильно организованной педагогической работы по данному направлению.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Литература

  1. Коршунова С.Ф. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Система занятий по развитию эмоциональной сферы детей 4-7 лет: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. М., 2007. 22 с.
  2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003. 176 с.
  3. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М., 2004. 160 с.
  4. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: часть 1: в 2 ч. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. 127 с.
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Я., 1996. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»

Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание  конкретных методик - вокало...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный материал позволит работникам дошкольного образования, а также родителям, пополнить свои знания об эмоциональном развитии детей....

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Семинар – практикум «Творческие проявления ребенка, художественно-эстетическое развитие как составляющая формирования успешной личности» Мастер- класс «Изготовление карусели для Масленицы»

Ленточная карусель – это неизменный атрибут масленичных гуляний, поэтому в некоторых регионах России такую карусель называют не иначе, как «Масленица». Таким образом, аттракцион &laq...

ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.

данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп....

«Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»

laquo;Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»                          ...