Использование интерактивного учебного пособия «Наглядное дошкольное образование. Игры со словами» для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-6 лет»
материал по информатике на тему

Рамутис Екатерина Вячеславовна

Тема: «Использование интерактивного учебного пособия «Наглядное дошкольное образование. Игры со словами» для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-6 лет»

В дошкольном возрасте у большинства детей отмечаются проблемы с развитием речи, неправильное произношение. В этом возрасте развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его, т.е. формируется фонематический слух – способность различать звуки. Развитие слухового восприятия очень важно для правильного становления речи. В этом незаменимую роль играют аудиоупражнения на развитие слухового восприятия.

Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении. Данное пособие включает как простые так и более сложные упражнения. Это позволяет учитывать индивидуальные потребности детей, использовать программы для занятий с детьми с разным уровнем развития.  Привлекательный дизайн и разнообразие упражнений  помогают создать игровую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность. Так же большинство программ содержат разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать  и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.

«Игры со словами" – интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развития связной речи, слухового восприятия речи, зрительного и пространственного восприятия, внимания, памяти, формирования навыков установления причинно-следственных связей.

Упражнения скомпонованы по темам.

«Название предметов» - упражнения на закрепление, активизацию и расширение словарного запаса детей по темам «Дом», «Части тела и лица», «Семья», «Игры и игрушки», «Посуда и продукты», «Одежда и обувь» и др.

«Эмоции» - упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков – различие  настроения  и эмоции других людей, выражение собственного настроения, понимание причинно-следственной связи между ситуацией (или поступками) и настроением.

«Ориентирование на клетке» - упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и формирование умения ориентироваться на клетке.

«Существительные» - разнообразные упражнения на развитие внимания, памяти, слухового восприятия  речи ( названия предметом, умения различать слова в единственном и множественном числе).

«Глаголы» - упражнения на закрепления, активизацию и расширение словарного запаса по темам «Профессии», «Распорядок дня»,  а также  знакомство с глаголами, описывающими завершенные  и незавершенные действия.

«Прилагательные» - упражнения на закрепление, активизацию и расширение словарного запаса по темам «Цвета», развитие зрительного восприятия, слухового восприятия речи, формирование умения сравнивать предметы ( по цвету, размеру и другим признакам)

«Сложные инструкции». Прежде чем приступать к заданиям из данной темы, необходимо убедиться, что ребенок понимает  обращенную к нему речь,  простые предложения и простые инструкции.

Эти упражнения ориентированы на развитие слухового восприятия речи ( сложные инструкции, распространенные упражнения), зрительно-пространственного восприятия и координации.

«Антонимы» - работа со словарным запасом, формирование умений  сравнивать предметы, распознавать слова с противоположным значением и картинки- противоположности.

«Цветные предметы» - упражнения на развития слухового восприятия речи (словосочетания), слуховой памяти различения цвета.

«Предложения» - упражнения на развитие слухового восприятия речи ( сопоставления  предложения и изображения) и связной речи ( составление простых предложения по картинке)

«Последовательность событий» - упражнения на развитие мышления ( установления причинно-следственных связей и последовательности событий) и связной речи ( рассказ по картинке)

«Мини-диалоги» упражнение на развитие мышления ( внимания, памяти, понимания логической связи между предложениями. Отработка вопросительной интонации.

«Открытки» - упражнения на формирование коммуникативных  и социальных навыков (знакомство со словами, нормами поведения и общения, связанными с различными ситуациями: поздравления, извинение, приглашение, выражение благодарности). Открытки, созданные ребенком, можно распечатать на принтере.

С детьми, не требующими индивидуальных занятий с логопедом, можно проводить групповые занятия. При этом важно разумно чередовать использование компьютера или видеопроектора с традиционными формами работы ( физкультминутка, рисование, раскрашивание, подвижные игры).

Важный момент для организации занятий с использованием мультимедийных технологий – взаимодействие ребенка с компьютером. Для индивидуальных занятий больше подходит ноутбук или компьютерный комплекс с ЖК-монитором. В полных группах лучше использовать интерактивную доску или экран с видеопроектором.  Время для непрерывных занятий на компьютере для 5-6 летнего ребенка – 10-15 минут. Для детей младшего дошкольного возраста время непрерывной работы с использованием компьютера лучше сократить до 5-6 минут. Важно чередовать  упражнения на компьютере с игровыми моментами и другими видами деятельности.

При индивидуальных занятиях, особенно при коррекционной работе с детьми с особенными потребностями, важно отслеживать утомляемость ребенка.

 

Основное назначение программы «Игры со словами» - поддержка и стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста. На протяжении периода с  3 до 7 лет продолжается быстрое увеличение словарного запаса у детей. Активный словарь ребенка к 4-6 годам составляет 3000-4000 слов. Параллельно с развитием словаря идет развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Программа «Игры со словами» включает разнообразнейшие упражнения, нацеленные на расширение и активное употребление словарного запаса, формирование грамматически правильной речи и развитие связной речи.

Программу могут использовать педагоги и специалисты ДОУ, а так же и родители. Сложность упражнений возрастает к концу списка тем. Программа содержит разнообразные задания для читающий детей. Это создает условие для использования материалов программы для занятий с детьми с разным уровнем речевого развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы для проведения индивидуальных и групповых бесед с детьми второй младшей группы.

Вопросы для индивидуальных и групповых бесед с детьми младшего дошкольного возраста....

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.

1. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.2. Бланк с заданием....

Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте

Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте...

Конспект группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на автоматизацию звука С, С\' в слогах, словах.

Конспект группового занятия, направленного на автоматизацию звука С, С' в слогах, словах....