Программа кружка Конструирование и Робототехника в старшей группе детского сада
рабочая программа по информатике (старшая, подготовительная группа)

Комиссарова Ольга Сергеевна

Представляю Вам программу кружка по дополнительному образованию "Конструирование и робототехника" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

        

Направленность программы – техническая.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, НОВИЗНА

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

        Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся, не отставая, идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей. 

 Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития.

В последние годы получает развитие использование роботехники и в детском саду.  Робототехника – это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, любознательных, увлеченных своим делом людей нового поколения.

Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники и конструирования определяет возможности решения задач образовательной области «Познание» с помощью организации игрового обучения различными образовательными конструкторами и робототехническим оборудованием. Работа с таким оборудованием, дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать различными способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать – что являются основными главными критериями развития логического мышления. У детей развивается техническое мышление и техническая изобретательность.

 Кроме того:

- дети обучаются умению находить выход из конкретной сложившейся ситуации;

- удовлетворяются потребности ребенка построить свой мир из подручных средств;

- развивается смелость и неординарность мышления;

- дети получают помощь в моделировании пространства для игры, становясь режиссером своей игры, изобретателем;

- расширяется мир безграничной детской фантазии;

- развивается техническая и механическая смекалка;

- весело и с пользой проводится время!

Новизна данной программы состоит в том, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством различных конструкторов, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но, и проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.

Следует также отметить, что применение робототехники в детском саду обеспечивает равный доступ всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа «Конструирование и Робототехника» состоит из отдельных модулей:  

  • «Знакомство с различными конструкторами (пластиковые, деревянные, железные конструкторы)».
  • «Конструирование с использованием электронного конструктора «Знаток»»
  • «Конструирование с использованием набора «Роботолаб-конструирование»».
  • «Первые шаги в робототехнике». Конструирование из наборов, содержащих микросхемы.
  • «Робот-футболист на платформе Arduino».
  • «Конструирование с использованием конструктора «Lego»».
  • «Конструирование с использованием конструктора «Lego WeDo».

Каждый модуль состоит из тем, расположенных по сложности изучаемого материала с увеличением доли практических занятий. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей, а также потребностей обучающихся. Изучение материала программы, направлено в основном на практическое решение поставленных задач, поэтому предваряется небольшим объемом теоретических знаний. Практическая часть занятий состоит из двух видов деятельности:

1.  Работа по теме занятия с конструктором.

2. Творческие задания, занимательные упражнения на развитие пространственного и логического мышления с использованием конструктора.

Содержание Программы включает в себя:

  • сбор не механических моделей с использованием различных наборов конструкторов (пластиковые, деревянные, железные конструкторы);
  • сбор не механических моделей с использованием набора «Роботолаб-конструирование»;
  • знакомство с электронной схемой. Составление простых схем с использованием конструктора «Знаток»;
  • сбор механических моделей с использованием простейших микросхем;
  • сбор механических моделей с использованием набора «Роботолаб-конструирование» и использование конструктора  платформы Arduino;
  • сбор механической модели робота-футболиста на базе платформе Arduino;
  • сбор немеханических моделей с использованием конструктора Lego;
  • сбор механических моделей с использованием конструктора Lego;
  • роботурниры с использованием конструктора робо-футболист.
  • закрепление полученных знаний и умений: презентация индивидуальных творческих работ воспитанников с организацией выставки «Мир роботов глазами детей»;

Занимаясь конструированием и робототехникой,  дети дошкольного возраста изучают основные принципы проектирования, строительства и управления роботом; работают с простыми механизмами, модулями, схемами. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами. Перед детьми ставятся простые, понятные и  привлекательные для них задачи, и они, решая их, сами того не замечая, обучаются. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. 

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и робототехнике играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладываются первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивалась в детском саду, а имела бы продолжение в школе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью программы «Конструирование и Робототехника» является развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника, с использованием возможностей различных видов конструкторов и робототехники, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Образовательные:

  • формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
  • развивать продуктивную (конструкторскую) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств;
  • содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий);

Развивающие:

  • развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ

5 – 6 лет

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6 месяцев (декабрь – май)

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

В группе от 8 до 12 человек.

Программа состоит из  52 занятий (включая 5 праздничных дней).

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Соревнования проводятся один раз в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:

  • основные приемы и опыт конструирования с использованием различных наборов конструкторов;
  • конструктивные особенности различных моделей и механизмов;
  • основные приемы конструирования роботов и конструктивные особенности различных роботов;
  • правила безопасной работы с оборудованием;

Личностные результаты:

  • умение творчески подходить к решению задачи; 
  • умение довести решение задачи до работающей модели; 
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Метапредметные результаты:

  • развитие логико-математического мышления, формирование элементов учебной деятельности, развитие интереса к моделированию и конструированию

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Вводное занятие. Входная диагностика. Техника безопасности на занятиях.

1

0,5

0,5

Входной контроль (беседа, наблюдение, модели, созданные детьми)

2.

«Знакомство с различными конструкторами (пластиковые, деревянные, железные конструкторы)».

7

1

6

2.1.

Тема №2. «Чудеса конструирования и робототехники»

1

0,5

0,5

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

2.2.

Тема №3. «Первые модели. Деревянный конструктор».

1

0,5

0,5

2.3.

Тема №4. «Мебель».

1

1

2.4.

Тема №5. «Модель самоката».

1

1

2.5.

Тема №6. «Тачка».

1

1

2.6.

Тема №7. «Самолёт»

1

1

2.7.

Тема №8. «Конструирование по замыслу»

1

1

Промежуточный контроль (выставка)

3.

«Конструирование с использованием набора «Роботолаб-конструирование»».

10

1

9

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

3.1.

Тема №9. «Знакомство с конструктором «Роботолаб-конструирование»»

1

0,5

0,5

3.2.

Тема №10. «Основные принципы работы с конструктором «Роботолаб-конструирование»»

1

0,5

0,5

3.3.

Тема №11. «Простые фигуры. Плоскостные фигуры».

1

1

3.4.

Тема №12. «Простые фигуры. Объемные фигуры»

1

1

3.5.

Тема №13. «Сложные фигуры».

1

1

3.6.

Тема №14. «Добавляем колёса»

1

1

3.7.

Тема №15. «Модели машин»

1

1

3.8.

Тема №16. «Конструирование сложных моделей машин».

1

1

3.9.

Тема №17. «Конструирование сложных моделей машин»

1

1

3.10.

Тема №18. Конструирование по замыслу.

1

1

Промежуточный контроль (выставка)

4.

«Конструирование с использованием электронного конструктора «Знаток»».

8

0,5

7,5

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

4.1.

Тема №19. Знакомство с электронным конструктором «Знаток».  Электрическая схема «Лампа».

1

0,5

0,5

4.2.

Тема №20. Электрическая схема «Лампа, управляемая магнитом».

1

1

4.3.

Тема №21. Электрические схемы «Электрический вентилятор».

1

1

4.4.

Тема №22. Электрическая схема «Светодиод».

1

1

4.5.

Тема №23. Электрическая схема «Тестер электропроводности».

1

1

4.6.

Тема №24. Электрическая схема «Летающий пропеллер».

1

1

4.7.

Тема №25. Практика. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей.

1

1

Промежуточный контроль (защита проекта)

4.8.

Тема №26. Практика. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей.

1

1

5.

«Первые шаги в робототехнике. Конструирование из наборов, содержащих микросхемы».

3

0,5

2,5

Текущий

контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

5.1.

Тема №27. «Конструирование моделей, содержащих микросхемы». «Светофор»

1

0,5

0,5

5.2.

Тема №28. «Машинка на пульте управления»

1

1

5.3.

Тема №29. «Робот-рептилия».

1

1

6.

«Робот-футболист на платформе Arduino».

7

0,5

6,5

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

6.1.

Тема №30. «Электрический раздел по сборке робота.

1

0,5

0,5

6.2.

Тема №31. «Электрический раздел по сборке робота.

1

1

6.3.

Тема №32. «Электрический раздел по сборке робота.

1

1

6.4.

Тема №33. «Сборка корпуса робота-футболиста».

1

1

6.5.

Тема №34. «Сборка корпуса робота.

1

1

6.6.

Тема №35.  «Сборка корпуса робота-футболиста»

1

1

6.7.

Тема№36. Практика. Роботурнир.

1

1

Промежуточный контроль (участие в соревновании)

7.

«Конструирование с использованием конструктора «Lego»».

1

0,5

0,5

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

7.1.

Тема №37. «Путешествие по Lego-стране»

1

0,5

0,5

8.

«Конструирование роботов с использованием конструктора «Lego WeDo»».

6

0,5

5,5

Текущий контроль (творческие задания, самостоятельное выполнение задания)

8.1.

Тема №38.  «ПервоРобот LEGO WeDo».

1

0,25

0,75

8.2.

Тема №39. «Способы крепления деталей».

1

0,25

0,75

8.3.

Тема №40. «Забавные механизмы».

1

1

8.4.

Тема №41. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».

1

1

8.5.

Тема №42. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».

1

1

8.6.

Тема №43. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».

1

1

9.

Выставка «Мир роботов глазами детей»

3

3

Итоговый контроль

(наблюдение, модели, созданные детьми, защита проекта)

9.1.

Тема №44. Подготовка к выставке «Мир роботов глазами детей».

2

2

9.2.

Тема №45. Презентация роботов сделанных руками воспитанников

1

1

10.

Диагностика

1

1

Итого:

47

5

42

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

1 раздел. Водное занятие. Входная диагностика. Техника безопасности на занятиях.

Тема №1. Что такое робот?

Теория: Беседа «Что такое робот? Зачем нужны роботы?». Цель: вызвать у детей интерес к работе кружка. Рассматривание готовых работ и моделей роботов. Познакомить детей с правилами работы кружка и техникой безопасности.

Практика: конструирование по замыслу из предложенных конструкторов.

2 раздел: Знакомство с различными конструкторами (деревянные, железные, пластиковые конструкторы).

Тема №2. «Чудеса конструирования и робототехники». Цель: познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности.

Теория: просмотр презентация «Роботы вокруг нас», вызвать у детей интерес к работе кружка показом готовых работ. Рассмотреть модели готовых роботов. Найти, чем они похожи, а чем отличаются. Зачем нужно конструировать различных роботов? Как они могут помочь человеку?

Тема №3. «Первые модели. Деревянный конструктор».

Цель: формировать у детей представления об объемном конструировании и моделировании. Сборка деревянной модели самолетика из нескольких элементов, предварительно выдавленных из фанерных рам.

Практика: раскрасить самолетик в любимые цвета.

Тема №4. «Мебель». Конструирование с помощью металлического конструктора для уроков труда. Набор №1.

Цель: формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и её назначения. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе работы.

Практика: создание и обыгрывание построек мебели.

Тема №5. «Модель самоката». Конструирование с помощью металлического конструктора для уроков труда. Набор №1.

Цель: развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отверткой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе.

Практика: учить собирать самокат с использованием деталей из металлического конструктора, закрепляя названия элементов и умение выбирать необходимые из множества. Создание и обыгрывание постройки.

Тема №6. «Тачка». Конструирование с помощью металлического конструктора для уроков труда. Набор №1.  

Цель: развивать логическое мышление, любознательность, речь, мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к работе с конструктором.

Практика: учить детей выполнять поделки из конструктора, создание и обыгрывание постройки.

Тема №7. «Самолёт». Конструирование с помощью металлического конструктора для уроков труда. Набор №1.  

Цель: формировать умение и навыки по изготовлению поделок из металлического конструктора. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой, отвёрткой. Воспитывать интерес к деятельности, проявлять самостоятельность в работе.

Практика: создание и обыгрывание постройки.

Тема №8. «Конструирование по замыслу» с использованием металлического конструктора для уроков труда. Набор №1.

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. 

Практика: создание моделей, построек и выставка работ.

3 раздел: Конструирование с использованием набора «Роботолаб-конструирование»

Тема №9. «Знакомство с конструктором «Роботолаб-конструирование»».

Теория: познакомимся с деталями конструктора. Ответим на вопросы:

- Сколько видов деталей в наборе «Роботолаб-конструирование»?

- Скольких цветов бывают детали?

Практика: соберите свои собственные варианты простых плоских конструкций, используя детали набора.

Тема №10. «Основные принципы работы с конструктором «Роботолаб-конструирование»».

Теория: познакомимся  с элементами для создания плоских конструкций и элементами для создания объёмных конструкций. «Чтение схемы». Развивать воображение детей.

Практика: соберите свои собственные варианты конструкций, используя детали набора.

Тема №11. «Простые фигуры. Плоскостные фигуры».  

Цель: продолжаем знакомиться с элементами конструктора. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.

Практика: попробуйте собрать фигурки из раздела «Плоскостные фигуры». Обыгрывание построек.

Тема №12. «Простые фигуры. Объемные фигуры». 

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.

Практика: придумай свой вариант игры с использованием построенных моделей.

Тема №13. «Сложные фигуры». 

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Развивать воображение, умение описывать свою постройку.

Практика: придумай свою модель. На что она похожа? Постройка разных моделей по предложенным схемам.

Тема №14. «Добавляем колёса».

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки машинки.

Практика: попробуйте создать свою объёмную конструкцию с использованием колес.

Тема №15. «Модели машин».

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки машинки.

Практика: попробуйте собрать свой собственный вариант машинки.

Тема №16. «Конструирование сложных моделей машин». 

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.

Практика: придумайте и попробуйте собрать собственную конструкцию, состоящую из блоков.

Тема №17. «Конструирование сложных моделей машин». 

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.

Практика:  попробуйте собрать основу для будущего робота-машинки.

Тема №18. Конструирование по замыслу.

Цель: продолжать совершенствовать конструктивные способности детей.

Практика:  сборка различных моделей мо замыслу и выставка работ.

4 раздел: Конструирование с использованием электронного конструктора «Знаток».

Тема №19. Знакомство с электронным конструктором «Знаток».  Электрическая схема «Лампа».

Теория: дать детям представления о происхождении конструктора «Знаток», его разработчикеПознакомить детей с деталями конструктора и различными способами их крепления. Собрать вместе с детьми схему «Лампа». Показать, что при замыкании выключателя лампа загорается. Она гаснет, когда выключатель размыкается. Техника безопасности.

Практика: сборка и испытание  схемы «Лампа» в работе.

Тема №20. Электрическая схема «Лампа, управляемая магнитом». 

Теория: беседа «Где живет электричество? Для чего людям нужно электричество?». Рассматривание с детьми электрической схемы «Лампа, управляемая магнитом», ее элементов и обозначающих их символов. Чем она отличается от схемы «Лампа»?

Практика: работа в парах - один читает схему и подбирает элемент цепи, второй ребенок составляет цепь в соответствии со схемой. Затем дети меняются.

Тема №21. Электрические схемы «Электрический вентилятор». Модель работающего вентилятора.

Цель: рассматривание с детьми электрической схемы «Электрический вентилятор», элементов схемы и обозначающих их символов.

Практика: сборка и испытание схемы «Электрический вентилятор» в работе.

Тема №22. Электрическая схема «Светодиод». 

Цель: рассматривание с детьми электрической схемы «Светодиод», ее элементов и обозначающих символов.

Практика:  работа в парах - один читает схему и подбирает элемент цепи, второй ребенок составляет цепь в соответствии со схемой. Затем дети меняются.

Тема №23. Электрическая схема «Тестер электропроводности».

Цель: рассматривание с детьми электрической схемы «Тестер электропроводности», ее элементов и обозначающих их символов. Сборка и испытание цепи.

Практика:  предложить выяснить, какие предметы проводят ток, а какие нет.

Тема №24. Электрическая схема «Летающий пропеллер». 

Цель: рассматривание с детьми электрической схемы «Летающий пропеллер», ее элементов и обозначающих их символов.

Практика:  работа в парах - один читает схему и подбирает элемент цепи, второй ребенок составляет цепь в соответствии со схемой. Затем дети меняются.

Тема №25. Практика. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей.

Тема №26. Практика. Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей.

5 раздел: Первые шаги в робототехнике. Конструирование из наборов, содержащих микросхемы.

 

Тема №27. «Конструирование моделей, содержащих микросхемы». «Светофор». Теория: техника безопасности при конструировании моделей, содержащих батарейки. Познакомить детей с набором для конструирования модели светофора. Собрать вместе с детьми модель светофора, обыграть ее.

Практика: попробуйте собрать модель светофора. Как можно ее усовершенствовать?

Тема №28. «Машинка на пульте управления».

Цель: познакомимся  с набором элементов для сборки движущейся машинки.

Практика:  Конструирование движущейся модели машины с пультом управления. Соберем машинку на пульте управления. Обыгрывание получившихся моделей. Как можно усовершенствовать имеющуюся модель?

Тема №29. «Робот-рептилия».

Цель: познакомимся  с набором элементов для сборки движущейся модели робота. Практика: конструирование движущейся модели робота на пульте управления. Обыгрывание получившихся моделей.

6 раздел: Робот-футболист на платформе Arduino.

Тема №30. «Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino».

Теория: техника безопасности при работе с обучающим конструктором на платформе Arduino. Познакомить детей с основными инструментами для работы с конструктором на платформе Arduino. Познакомить с элементами макетной платы.

Практика:   Игра-соревнование «Назови правильно», назовите все элементы макетной платы.

Тема №31. «Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino». 

Практика: Простейшая электрическая цепь. Электрическая цепь с мотором. Сборка с детьми макетной платы робота-футболиста по схеме. Проверка правильности подключения элементов. Проверить правильность подключения с помощью телефона и попробовать заставить колеса крутиться.

Тема №32. «Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino».

Практика:  Продолжить сборку с детьми макетной платы робота-футболиста по схеме. Проверка правильности подключения элементов. Проверить правильность подключения с помощью телефона. Учимся управлять роботом.

Тема №33. «Сборка корпуса робота-футболиста». 

Практика: сборка с детьми робота-футболиста по схеме. Проверка правильности собранных элементов. Учимся управлять роботом.

Тема №34. «Сборка корпуса робота-футболиста».

Практика: сборка с детьми робота-футболиста по схеме. Проверка правильности собранных элементов. Учимся управлять роботом.

Тема №35.  «Сборка корпуса робота-футболиста».

Практика: сборка с детьми робота-футболиста по схеме. Проверка правильности собранных элементов. Роботурнир.

Тема№36. Практика: роботурнир между детьми с использованием робота-футболиста.

7 раздел: Конструирование с использованием конструктора «Lego»

Тема №37. «Путешествие по Lego-стране».

Теория: знакомство с деталями и способами крепления конструктора. Повторение формы и цвета Lego-деталей. Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе. Игра «Запомни расположение».

Практика: конструирование на свободную тему.

8 раздел: Конструирование  роботов с использованием конструктора «Lego WeDo»

Тема №38.  «ПервоРобот LEGO WeDo». 

Теория: познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. Что входит в конструктор? Организация рабочего места. Техника безопасности. 

Практика:  Конструирование по замыслу.

Тема №39. «Способы крепления деталей».

Цель: напомнить правила скрепления деталей конструктора LEGO WeDo. Проверить прочность конструкций.

Практика: Конструирование по замыслу.

Тема №40. «Забавные механизмы».

Практика: мотор конструктора LEGO WeDo. Датчик расстояния и датчик наклона. Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона.

Тема №41. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».  Практика: конструирование робота. Испытание робота.

 

Тема №42. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».  Практика:  конструирование робота. Программирование и испытание робота.

Тема №43. «Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»».  Практика: конструирование робота. Программирование и испытание робота.

9 раздел:  Организация выставки «Мир роботов глазами детей»

Тема №44. Подготовка к выставке «Мир роботов глазами детей».

Практика: сборка различных моделей роботов из разных конструкторов совместно с детьми.

Тема №45. Подготовка к выставке «Мир роботов глазами детей».

Практика: сборка различных моделей роботов из разных конструкторов совместно с детьми.

Тема №46. Презентация роботов сделанных руками воспитанников. 

10 раздел:  Диагностика.

Тема №47. Практика. Конструирование по замыслу с использованием различных конструкторов.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль предметных результатов

Для отслеживания результативности усвоения  программы «Конструирование и Робототехника» используются следующие виды контроля:

  • входной контроль (беседы с детьми, дидактические игры и упражнения, собранные детьми модели).
  • текущий контроль (осуществляется по результатам выполнения детьми творческих заданий, самостоятельных работ после каждого занятия).
  • промежуточный контроль (участие детей в выставках, проектах, собранные детьми модели, выставка работ, участие в конкурсах, соревнованиях)
  • итоговый контроль в конце года (диагностика, участие в итоговой выставке работ)

Система оценивания предметных результатов

Способы фиксации учебных результатов программы.

Способы определения эффективности занятий вытекают из того, насколько успешно ребёнок освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

 детей 5-6 лет

Уровень

развития

ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме, инструкции

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, по инструкции, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные  ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не

имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Высокий уровень – «3»

Средний уровень – «2»

Низкий уровень – «1»

Текущим контролем усвоенных детьми умений и навыков является диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия. Оценивается правильность выполнения учебного задания (справился или не справился).

Промежуточный контроль по темам проходит в виде педагогических наблюдений, состязаний роботов, творческого конструирования, участия в выставках.

Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов и моделей.

Система оценивания личностных и метапредметных результатов

В качестве способов учета приобретенных умений и оценки личностных качеств, служат модели,  собираемые детьми на занятиях и активно используемые ими в других видах деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию и робототехнике, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • демонстрационный столик;
  • технические средства обучения (ТСО) -  ноутбук, проектор;
  • презентации  (по темам занятий);
  • различные наборы конструкторов:

- деревянные наборы конструкторов;

- металлические конструкторы для уроков труда. Набор №1.;

- наборы пластиковых конструкторов «Роботолаб-конструирование»;

- электронный конструктор «Знаток»;

- наборы конструкторов, содержащих микросхемы;

- роботы-футболисты на платформе Arduino;

- наборы конструкторов «Лего»;

- конструктор «Лего WeDo»;

  • игрушки для обыгрывания;
  • Наглядно-демонстрационный материал:
  • наглядные пособия;
  • цветные иллюстрации;
  • фотографии;
  • образцы;
  • необходимая литература;
  • схемы;
  • чертежи;
  • рисунки;
  • картотека игр.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название учебного раздела

Название и форма методического материала

Раздел 1. Вводное занятие. Входная диагностика.

Презентация, наборы различных конструкторов (металлические конструкторы для уроков труда. Набор №1,  наборы пластиковых конструкторов «Роботолаб-конструирование», наборы конструкторов «Лего»).

Раздел 2. «Знакомство с различными конструкторами (пластиковые, деревянные, железные конструкторы)».

Модели, презентация, наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации,инструкции), наборы различных конструкторов (пластиковые, деревянные, железные). Образцы моделей.

Раздел 3. «Конструирование с использованием набора «Роботолаб-конструирование»».

Наборы пластиковых конструкторов «Роботолаб-конструирование», наглядно-демонстрационный материал (схемы, фотографии, иллюстрации), пластиковый конструктор. Образцы моделей.

Раздел 4. «Конструирование с использованием электронного конструктора «Знаток»».

Электронный конструктор «Знаток», презентация, наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации, чертежи), образцы действующих схем.

Раздел  5. «Первые шаги в робототехнике. Конструирование из наборов, содержащих микросхемы».

Наборы конструкторов с батарейками, наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации, чертежи). Образцы работающих моделей роботов.

Раздел 6. «Робот-футболист на платформе Arduino».

Наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации, чертежи), модели роботов-футболистов. Поле для роботурнира.

Раздел 7. «Конструирование с использованием конструктора «Lego»».

Наборы конструкторов «Лего», наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации, чертежи), образцы моделей и построек.

Раздел 8. «Конструирование роботов с использованием конструктора «Lego WeDo»».

Конструктор «Лего We Do», наглядно-демонстрационный материал (схемы, иллюстрации, чертежи), образцы моделей.

Раздел 9. Выставка «Мир роботов глазами детей»

Наборы различных конструкторов (деревянные наборы конструкторов; металлические конструкторы для уроков труда. Набор №1.; наборы пластиковых конструкторов «Роботолаб-конструирование»; электронный конструктор «Знаток»; наборы конструкторов, содержащих микросхемы; роботы-футболисты на платформе Arduino; наборы конструкторов «Лего»)

Раздел 10. Диагностика

Наборы различных конструкторов(металлические конструкторы для уроков труда. Набор №1.; наборы пластиковых конструкторов «Роботолаб-конструирование»; электронный конструктор «Знаток»; наборы конструкторов, содержащих микросхемы; роботы-футболисты на платформе Arduino; наборы конструкторов «Лего»), презентация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988.
  4. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. 
  5. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
  6. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010.
  7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  8. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  9. Руководство для конструкторов «РоботоЛаб конструирование».
  10. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
  11. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
  12. Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план
на 2018-2019 учебный год

Педагог дополнительного образования – Комиссарова Ольга Сергеевна

№ п/п

Дата

Тема занятия

Оборудование

Форма проведения занятия

Форма контроля

Декабрь

1 неделя

1

04.12.2018

Входная диагностика.

Техника безопасности на занятиях.

Пластиковый конструктор

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

групповая

Входной контроль (беседа, модели, собранные детьми, наблюдение).

2

06.12.2018

«Чудеса конструирования и робототехники»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1.

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

Модели на микросхемах

Электронный конструктор «Знаток»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

групповая

2 неделя

3

11.12.2018

«Первые модели»

Деревянный конструктор

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

4

13.12.2018

«Мебель»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1

подгрупповая

3 неделя

5

18.12.2018

«Модель самоката»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

6

20.12.2018

«Модель тачки»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1

подгрупповая

4 неделя

7

25.12.2018

«Самолёт»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

8

27.12.2018

«Конструирование по замыслу»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1

индивидуальная

Промежуточный контроль (выставка работ)

Январь

5 неделя

9

01.01.2019

Выходной день

10

03.01.2019

Выходной день

6 неделя

11

08.01.2019

Выходной день

12

10.01.2019

Знакомство с конструктором «Роботолаб-конструирование»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

групповая

Текущий контроль (собранные модели)

7 неделя

13

15.01. 2019

Основные принципы работы с конструктором «Роботолаб-конструирование»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

групповая

Текущий контроль (собранные модели)

14

17.01. 2019

«Простые фигуры. Плоскостные фигуры»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

8 неделя

15

22.01. 2019

«Простые фигуры. Объемные фигуры»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

16

24.01. 2019

«Сложные фигуры»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

9 неделя

17

29.01. 2019

«Добавляем колёса»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

18

31.01. 2019

«Модели машин»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

Февраль

10 неделя

19

5.02.2019

«Конструирование сложных моделей машин»

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

20

7.02.2019

«Конструирование сложных моделей машин».

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

подгрупповая

11 неделя

21

12.02.2019

Конструирование по замыслу.

Выставка работ.

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

индивидуальная

Промежуточный контроль (выставка работ)

22

14.02.2019

Знакомство с электронным конструктором «Знаток». Электрическая схема «Лампа»

Электронный конструктор «Знаток»

групповая

Текущий контроль (собранные схемы)

12 неделя

23

19.02.2019

Электрическая схема «Лампа, управляемая магнитом»

Электронный конструктор «Знаток»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные схемы)

24

21.02.2019

Электрическая схема «Электрический вентилятор»

Электронный конструктор «Знаток»

подгрупповая

13 неделя

25

26.02.2019

Электрическая схема «Светодиод»

Электронный конструктор «Знаток»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные схемы)

26

28.02.2019

Электрическая схема «Тестер электропроводности»

Электронный конструктор «Знаток»

групповая

Март

14 неделя

27

5.03.2019

Электрическая схема «Летающий пропеллер»

Электронный конструктор «Знаток»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные схемы)

28

7.03.2019

Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей

Электронный конструктор «Знаток»

индивидуальная

15 неделя

29

12.03.2019

Сборка схем конструктора «Знаток» по запросам детей

Электронный конструктор «Знаток»

индивидуальная

Промежуточный контроль (выполнение творческого задания)

30

14.03.2019

«Первые шаги в робототехнике. Конструирование моделей, работающих от батареек. Светофор»

Конструктор, содержащий микросхемы

групповая

Текущий контроль (собранные модели)

16 неделя

31

19.03.2019

«Машинка на пульте управления»

Конструктор, содержащий микросхемы

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

32

21.03.2019

«Робот-рептилия»

Конструктор, содержащий микросхемы

подгрупповая

Промежуточный контроль (выполнение самостоятельной работы)

17 неделя

33

26.03.2019

«Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

34

28.03.2019

«Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

Апрель

18 неделя

35

02.04.2019

«Электрический раздел по сборке робота-футболиста на платформе Arduino»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

36

04.04.2019

«Сборка корпуса робота-футболиста».

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

19 неделя

37

09.04.2019

«Сборка корпуса робота-футболиста».

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

38

11.04.2019

«Сборка корпуса робота-футболиста». «Роботурнир».

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

20 неделя

39

16.04.2019

«Роботурнир»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

подгрупповая

Промежуточный контроль (участие в соревновании)

40

18.04.2019

«Путешествие по Lego-стране»

Конструктор Lego

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

21 неделя

41

23.04.2019

«ПервоРобот LEGO WeDo»

Конструктор Lego WeDo

групповая

Текущий контроль (собранные модели)

42

25.04.2019

«Способы крепления деталей»

Конструктор Lego WeDo

групповая

22 неделя

43

30.04.2019

«Забавные механизмы»

Конструктор Lego WeDo

групповая

Текущий контроль (собранные модели)

Май

23 неделя

44

02.05.2019

Выходной день

24 неделя

45

07.05.2019

Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»

Конструктор Lego WeDo

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

46

09.05.2019

Выходной день

25 неделя

47

14.05.2019

Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»

Конструктор Lego WeDo

подгрупповая

Текущий контроль (собранные модели)

48

16.05.2019

Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»

Конструктор Lego WeDo

подгрупповая

Промежуточный контроль (выполнение творческого задания)

26 неделя

49

21.05.2019

Подготовка к выставке «Мир роботов глазами детей»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1.

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

Модели на микросхемах

Электронный конструктор «Знаток»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

индивидуальная

Итоговый контроль

(модели, собранные детьми)

50

23.05.2019

Подготовка к выставке «Мир роботов глазами детей»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1.

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

Модели на микросхемах

Электронный конструктор «Знаток»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

индивидуальная

27 неделя

51

28.05.2019

Организация выставки «Мир роботов глазами детей»

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1.

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

Модели на микросхемах

Электронный конструктор «Знаток»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

индивидуальная

Итоговый контроль

(модели, собранные детьми)

52

30.05.2019

Диагностика

Конструирование по замыслу с использованием различных конструкторов.

Конструктор металлический для уроков труда. Набор №1.

Деревянный конструктор

Конструктор Lego

Конструктор «Роботолаб-конструирование»

Модели на микросхемах

Электронный конструктор «Знаток»

«Робот-футболист на платформе Arduino»

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»

Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

Программа кружка "Бумажные сказки" во второй младшей группе детского сада

программа расчитана на учебный год, на каждом занятии дети изучают сказку и выполняют работу по сказке в технике оргимами или аппликации....

Рабочая программа "Робототехника в старшей группе детского сада"

Программа робототехника предполагает формирование у детей логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.Программа составлена в соответствии с ООП ДО ЧОУ СОШ «Ломоносовская».Рабоч...

Конспект НОД по конструированию(ТИКО) с детьми старшей группы детского сада "Машины"

Формирование умений создавать постройку из контруктора ТИКО в соответствии со схемой...

Программа кружка по театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Аннотация: Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературно...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...