Программа кружка по театрализованной деятельности в средней группе детского сада
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Енерекова Любовь Олеговна

 

АннотацияТеатрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vkr_enerekova.docx54.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Филиал детский сад «Берёзка» МОУ Бийкинская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка театрализованной деятельности

«Теремок»


(для детей от 3 до 5 лет)

Срок реализации программы 2020-2022 года




……………………………………………………Программу составил:

                                                                               Воспитатель: Енерекова Л.О.
…………………………………………………...
Воспитатель Похилько Ф.К.

……………………………………………………Заведующая: Киронда Н.Г.

с. Бийка 2020

Пояснительная записка:

Данная программа разработана на основе программы Н.Ф.Губановой.

Направленность данной программы:

- художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Актуальность данной программы:

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Новизна данной программы:

Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.

Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность данной программы:

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Цель данной программы:

Формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.

Задачи данной программы:

Образовательные:

Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (настольный ,пальчиковый ,теневой ,куклы Би–ба–бо, театр масок ,театр на фланелеграфе и др.).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, об известных театрах.

Развивающие:

Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).

Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Воспитательные:

Воспитывать у детей художественный вкус.

Формировать морально-этические нормы поведения.

Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.

Возраст детей, участников данной программы:

от 3 до 5 лет.

Сроки реализации данной программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий данной программы:

3-4 года: 1 раз в неделю по 15 минут.

4-5лет:    2 раза в неделю по 25 минут.

ПЛАН РАБОТЫ:

1 год обучения

ЦЕЛЬ:

- формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев и животных)

ЗАДАЧИ:

- пробуждение у детей интереса к театрализованной деятельности, создание условий для ее проведения.

- развивать умения имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).

- вызывать желания действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.

- поддерживать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок; желания выступать перед сверстниками.

- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

- формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных

- стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений, передающих характер персонажа, под плясовые мелодии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(3 – 4 года)

Март

1 неделя

«У куклы Кати день рождения»

Куклы, сервированный игрушечный стол, подарки для куклы, костюмы для танцев.

Игровое занятие целью которого является дать представление о том, как вести себя на дне рождении, побуждать детей к активности и инициативности, вызвать положительные эмоции, способствовать импровизации, учить вступать в игре в диалог. Включает в себя игру «Хозяйка и гости», танец с куклами.

Подвижная игра, танец с куклами

Март

2 неделя

«Кошка и ее котята»

Фланелеграф, картинки для театра.

Игровое занятие целью которого является познакомить детей со сказкой «Кошка и котята», и театром на фланелеграфе, развивать сопереживание, учить внимательно слушать сказку, учить отвечать на вопросы по её содержанию. Включает в себя разыгрывание сказки на фланелеграфе «Кошка и котята», пение песни «Кошка» (муз.А.Александрова)

Разыгрывание сказки на фланелеграфе, пение песни

Март

3 неделя

«Мамины детки»

Мягкая игрушка кошка, фланелеграф и картинки к сказке «Кошки и котята», шапочки кошек для подвижной игры.

Игровое занятие целью которого является развить сопереживание, чуткое отношение к другому, учить показывать сказку на фланелеграфе, учить пересказывать сюжет знакомой сказки, дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх, побуждать к воплощению в игровых образах. Включает в себя этюды «Котята», хоровод – игру «Как кошки расплясались».

Этюды, хоровод - игра

Март

4 неделя

«Путешествие на автобусе»

Атрибуты для сюжетно – ролевой игры, оборудование для театра игрушек игрушки, игрушечный лес, миски с крупой, зеркальце, кроватка.

Игровое занятие целью которого является учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно – ролевой игре и распределять роли, развивать двигательную активность детей, учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом, дать представление о театре игрушек на ковре. Включает в себя сказку «Лис и мышонок» (театр игрушек)

Театр игрушек

Апрель

1 неделя

«Корзина с подснежниками»

Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок, шапочки зверей для подвижной игры, костюм Лесной Феи.

Игровое занятие целью которого является порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет, побуждать детей к двигательной импровизации, активизировать их слуховое внимание и восприятие, учить самостоятельности в ролевом поведении, прививать эстетический вкус. Включает в себя игру – импровизацию «Снежинки», игру – хоровод «Под сосной».

Игра – импровизация, игра - хоровод


Планируемый результат:


Развитие мыслительных процессов:

- повышение интереса у детей к театральному искусству;

- сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;

- дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи;

Развитие речевых умений:

- проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях;

- умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;

- пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;

- могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.

Развитие двигательных навыков:

- способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

- могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;

- умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

ПЛАН РАБОТЫ:

2 год обучения:

ЦЕЛЬ:

- обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

ЗАДАЧИ:

- продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);

- проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы;

- развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей;

- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;

- способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.);

развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(4 – 5 лет)

Март

1 неделя

«Живой уголок»

Картинки к сказке «Как искали черепашку», фланелеграф.

Сказка «Как искали черепашку», рассказ с использованием фланелеграфа, разыгрывание русских народных потешек.

Рассказ, театр картинок на фланелеграфе, разыгрывание сценки

1 неделя

«Кто стучится в дверь ко мне».

Атрибуты атрибуты беседы о котятах, кафе), зайчик, волк, медведь, козы, хозяйка, капуста), шапочки овощей для инсценировки (репка, для игры «Почта».

Ролевые диалоги с почтальоном, сценка «Почта», игра «Письма из разных стран».

Ролевые диалоги, сценка, сюжетно – ролевая игра

Март

2 неделя

«Морская игра»

Игрушка кораблика.

Потешка «Солнышко», русская народная прибаутка «Ходит Ваня», игра «Кораблик, игра «Смелей, капитан»

Разыгрывание, подвижная игра

Март

3 неделя

«Потешный ларчик»

Игрушка Петрушки, мышки.

Театр Петрушки – пересмешники, разыгрывание трёх русских народных потешек в обработке М.Булатова («Тили – бом!», «Мышку по воду послали», «Косари»

Разыгрывание, театр Петрушки

3 неделя

«Весёлые карусели»

Карусельные игрушки.

Игра – импровизация «Карусельные игрушки»

Игра - импровизация

Март

4 неделя

«За город»

Игрушки жука, журавля, пчелы.

Инсценировка «Жучок», игра «Журавлики», этюд – импровизация «Обитатели полянки», игра «Пчёл – детей учила мать».

Инсценировка, подвижная игра, этюд - импровизация

4 неделя

«Во дворе»

Мягкие игрушки зверей (тигра, льва, медведя), декорации для цирка.

Этюд – игра «Дрессированные звери», игры – истории про цирк, настольная театр – импровизация «Звери и укротители» (театр мягкой игрушки)

Этюд – игра, настольный театр, театр мягкой игрушки

Апрель

1 неделя

«Сколько музыкантов, столько и талантов»

Музыкальные инструменты (детские), мягкие игрушки лесных зверей.

Игра «Солисты», игра – драматизация «Звериный оркестр», хоровод – игра «Лесные музыканты».

Подвижная игра, игра – драматизация, хоровод - игра

Планируемые результаты 2 года обучения:

- РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

- умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;

- эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке;

- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);

- проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;

- разделяют игровые и реальные взаимодействия;

- умеют планировать последовательность действий;

- проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх;

- взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжет;

- адекватно воспринимают в театре художественный образ;

- в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика).

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:

- в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей;

- способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;

- могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки;

- имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;

- понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами;

- могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;

- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки;

- драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:

- выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений;

- выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

- умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения.

2.1. Констатирующий этап исследования

Теоретический анализ проблемы показал, что театрализованная деятельность в детском саду это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого ребенка.

Согласно ФГОС дошкольного образования: при реализации программы«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Исследование проводилось для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что театрализованная деятельность повлияет на успешность художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста при условии:

- создания системы работы на основе перспективного плана по использованию театрализованной деятельности детей в детском саду;

- обогащения развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности;

- привлечения родителей по формированию интереса у детей к театрализованной деятельности.

Исследование состояло из трех этапов:

  1. Констатирующий этап исследования, цель которого выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирующий этап исследования, цель которого разработка и апробация плана работы по использованию театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
  3. Контрольный этап исследования, цель которого сравнение результатов уровня художественно-эстетического развития после проведения формирующего этапа исследования.

Исследование проводилось в период с 10 марта по 10 апреля 2022 года на базе, МОУ «Бийкинская СОШ» филиал «Детский сад «Берёзка».

 В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 10 человек (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика базы исследования

Учреждение

Кол-во детей

Возраст

Средняя группа

Программа ДОУ

«Детский сад «Берёзка» МОУ Бийкинская СОШ»

10 человек

5- 6 лет

Средняя группа

«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой

М.А.Васильевой, 2014 г.

мальчиков

девочек

5

5

На основе целевых ориентиров заложенных ФГОС ДОО в рамках диагностики художественно-эстетических качеств развития ребенка выделили три интегративных качества:

1. Любознательный, активный;

2. Эмоционально-отзывчивый;

3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Характеристики этих качеств представлены в приложении 1.

Первоначально было проведено констатирующее исследование путем диагностики художественно - эстетических качеств детей старшего дошкольного возраста, автор диагностики Т.С. Комарова [26;6].

Цель диагностики: определить развитие художественно-эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучение особенностей проявления детьми любознательности, интереса к новым объектам.

2.Изучение особенностей проявления активности детей в деятельности.

3.Выявление способности действовать самостоятельно в художественно-творческой деятельности.

4.Выявление характера эмоционального реагирования на художественные произведения искусства.

5.Выявление представлений о творчестве и отношений к творчеству.

Для определения развития художественно-эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста были использованы такие методы, как наблюдение и беседы.

  1. Качество- любознательный, активный.

Методы:

Наблюдение за проявлением любознательности. Наблюдение за проявлениями активности в художественно-творческой деятельности. Наблюдение за проявлениями самостоятельности художественно-творческой деятельности.

  1. Качество эмоционально отзывчивый.

Методы:

Наблюдения для выявления характера эмоционального реагирования на произведения различных видов искусства.

  1. Качество способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Методы:

Беседа для выявления представлений о творчестве и отношений к творчеству.

В ходе конституирующего этапа исследования провели ряд мероприятий, в условиях которых дети слушали литературные произведения, музыку, знакомились с произведениями живописи, смотрели театрализованное представление, рисовали, лепили, выполняли аппликацию.

Всем детям предложили поучаствовать в мини - спектаклях «Заюшкина избушка», «Рукавица», «Бычок смоляной бочок».

Детям предоставлялась возможность самостоятельно организовывать театрализованные игры, для этого уголок по театрализованной деятельности был оснащен такими видами театра, как настольный театр, театр би-ба-бо, театр масок. Для организации изобразительной деятельности для детей выложены карандаши, краски, пластилин, клей, цветная бумага.

Итоговое исследование показало, что дети с удовольствием смотрят театрализованные представления, часть детей проявляет интерес к чтению литературных произведений, слушанию музыки. Многие дети любят рисовать, но рисунки однотипные и в основном дети используют карандаши. Редко самостоятельно занимаются лепкой, аппликацией. В ходе организации непосредственной образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации основная часть с удовольствием берётся за дело, но не стремятся проявить творчество, а только подражают воспитателю.

Показатели уровня развития художественно-эстетических качеств личности ребенка:

1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию качества;

2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию качества;

3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию качества;

4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию качества;

5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.

Средние показатели уровня развития художественно-эстетических качеств личности ребенка:

Высокий уровень от 3,8 и более.

Средний уровень - 2,3 до 3,7.

Низкий уровень от 2,2 и менее.

Оценки уровня развития художественно-эстетических качеств личности каждого ребенка отмечали в специальном бланке (Прил. 2)

Общие результаты наблюдений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Педагогическая диагностика художественно-эстетических качеств развития детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития художественно-эстетических качеств

Количество наблюдений

%

Низкий

2

35%

Средний

7

60%

Высокий

1

5%

Таким образом, констатирующий этап исследования показал, что 5%, а это 1 одни ребёнок имеет высокий уровень развития художественно-эстетических качеств.

Ребёнок проявляет интерес к новым предметам, объектам различных видов искусств. Самостоятельно занимается изобразительной деятельностью, причем использует разнообразные материалы. Продукты изобразительного творчества отличаются оригинальностью, красочностью. С удовольствием участвует в театрализованной деятельности, привлекает детей к театрализованным играм. Умеет использовать необходимые атрибуты, материалы, предметы, содержащиеся в предметной среде. Воспринимаемое художественное произведение соответствует возрастным особенностям. Отношение ребенка к процессу рассматривания картины, слушанию музыки: удовольствие, увлеченность. В ходе беседы выявляет положительное отношение к творчеству и имеет представления о некоторых произведений живописи, литературы, музыки.

Большая часть детей (60% - 10 человек) имеют средний уровень развития художественно-эстетических качеств.

Дети проявляет интерес к произведениям художественно творчества; иногда задают вопросы о предметах искусства. В основном к художественной деятельности привлекаются по инициативе воспитателя или сверстника. Преобладающие виды художественно-творческой деятельности: рисование. Воспринимаемое произведение соответствует возрастным особенностям детей. Особый интерес проявляют к просмотру театрализованных произведений. Отношение ребенка к процессу рассматривания картины, слушанию музыки: спокойное, без особых эмоциональных проявлений.

35 % детей (2 человек) имеют низкий уровень развития художественно-эстетических качеств.

Дети с удовольствием начинают смотреть театрализованные представления, но быстро утомляются, теряют интерес. Не проявляют никакого интереса к произведениям живописи, с трудом слушают чтение литературных произведений, музыку. Могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией под руководством взрослого, но выполняют всё с трудом, не стремятся к конечному результату. Мальчики (1 человека)из этой группы в основном любят катать машинки, причем бесцельно, из угла в угол. Девочки (1 человека), чаще всего играю в куклы: катают на колясках, кормят, пеленают. Могут заниматься этой деятельностью много времени, причем игра однообразная, повторяющаяся каждый день.

Таким образом, существует необходимость организации целенаправленной и систематической работы по художественно-эстетическому развитию с использованием театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

2.2. Формирующий этап исследования

Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Разработать перспективный план по использованию театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии.
  2. Обогатить развивающую среду за счет внесения разнообразных видов театра для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Привлечь родителей к организации мероприятий по театрализованной деятельности в детском саду и дома.

На первом этапе формирующего исследования для организации систематической работы по художественно-эстетическому развитию с использованием театрализованной деятельности разработали перспективный план (см. приложение 3).

Организуя работу по театрализованной деятельности, мы познакомили детей, родителей и воспитателей с её особенностями. С этой целью провели ряд консультаций для педагогов: «Основные подходы в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста по ФГОС ДОО», «Эффективная организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста», провели практикум по изготовлению перчаточного театра.

С родителями провели родительское собрание на тему «Роль театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка». Познакомили родителей с такими видами театров, как театр петрушки, перчаточный театр, настольный, плоскостной и объемный, пальчиковый, теневой, театр игрушки.

В развивающей среде организовали театральную мастерскую «Петрушка». Она представляет собой уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: «би-ба-бо», настольный, теневой, пальчиковый, перчаточный марионеток, фланелеграф.

Костюмерная предполагает наличие атрибутов для работы над созданием образа ребенком и развития различных игровых позиций дошкольников: «актер», «режиссер»«зритель», «оформитель». Здесь разместили костюмы, аквагрим, игровые атрибуты, маски, куклы, декорации из различных материалов для изготовления театральных атрибутов, книг, музыкальных произведений, афиш.

Все это должно способствовать развитию и поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также, при определенной организации работы, открывает широкие возможности для создания ребенком собственного художественного образа, освоения различных игровых позиций, развития творческих способностей.

На специально запланированных занятиях по театрализованной деятельности обучали детей регулировать силу голоса, использовать интонацию при чтении стихотворения, скороговорок, вести ролевые диалоги.

С детьми работали над развитием речевого дыхания, артикуляции; формировали умение использовать средства выразительности (мимика, жесты) для передачи эмоций «Радость», «Печаль», «Страх», «Удивление и др.; формировали игровой опыт за счет освоения игровых умений в этюдах и упражнениях. Проводили этюды: «Фокус», «Кто съел варенье», «Машина на дороге», «Вкусный торт», «Буря, снегопад, гололёд», «Добрая и злая собака», «Кошка злиться, кошка играет» и др..

Затем с детьми организовывали игры- драматизации, при этом были использованы следующие произведения: К. И. Чуковского «Муха цокотуха», Л. Н. Толстого «Три медведя»; инсценировка стихотворения «Три пингвина», «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси лебеди « и др. При этом важно было, научить детей по своему, передавать образ героя, понимать эстетическую сторону инсценируемого произведения, формировать художественный вкус. Специально дети не учили слова, текст произведения передавался детьми по памяти, поэтому много было импровизаций и привнесения чего-то нового в сказку

Также на первом этапе формирующего исследования проводились театрализованные игры по отрывкам различных произведений. В этом случае дети уже специально учили слова. При разыгрывании мини - спектаклей дети делились на две подгруппы. Одна часть детей участвовала в театрализованной игре, а другие являлись зрителями. Затем они менялись местами. Зрители на этом этапе нужны, для того, чтобы дети смогли увидеть проявление эмоции, сопереживания у детей, подражающих поведению героев произведений, понимать художественную ценность произведения. После театрализации вместе обсуждали услышанное, увиденное и проигранное, делали выводы. Отмечали исполнительскую деятельность и творчество детей.

Дети с большим удовольствием участвовали в приготовлении и организации театрализованных игр, и их воспроизведении. Активно участвовали в обсуждении, делали выводы (с помощью вопросов воспитателя).

На втором этапе формирующего исследования перешли к подготовке большого спектакля Снегурочка.

Независимо от жанра и вида театральной постановки, работа над ней реализовалась в несколько этапов.

1. Выбор спектаклей (произведения). Определение основной идеи спектакля.

2. Определение характера героев. Распределение ролей.

3. Работа с текстом.

4. Репетиция отдельных сцен.

5. Репетиции на сценической площадке.

6. Создание декораций, костюмов.

7. Генеральная репетиция.

8. Подготовка билетов, программ, афиш.

Конечно, такое деление является несколько условным.

Работа над постановкой проходила следующим образом: дети еще раз знакомились с произведением, затем, велось обсуждение прочитанного, выделение главной линии сюжета, воспитательного мотива произведения.

Детям давалось задание, узнать с родителями об особенностях персонажей сказки А.Н. Островского «Снегурочка»: в каких произведениях или в жизни можно встретить похожий образ, чем он характерен, как двигается, общается.

Направление в музыкальной деятельности, в рамках подготовки которой дети неоднократно слушали фрагменты произведений, включенных в спектакль, размышляли о характере музыки и средствах музыкальной выразительности, учились различать смену настроений, передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных.

Далее, следуя содержанию спектакля, дети создавали сказочные образы в различных этюдах. Использовали этюды из сказки «Снегурочка»: «Встреча Снегурочки с дедом и бабкой», «Игры на масленичной неделе», «Лель играет на дудочке», «игры Снегурочки с подружками». Затем объединяли этюды в единое целое - спектакль. Кроме этого, в повседневной жизни использовали видео сказки - спектакли. Ценность этих видеофильмов в том, что дети могут сравнить игру актеров со своим собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.

Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развивались организаторские способности, потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими в действиях.

Дети научились передавать характер изображаемого персонажа и действия этого персонажа в определенных условиях, через средства образной выразительности: интонации, мимики, жеста, позы и т.п.

Во время постановки спектакля дети стремились к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль. С ребятами проводилась работа по изготовлению элементов костюмов, декораций.

В ходе создания театрализованной постановки присутствовала веселая, непринужденная атмосфера.

Таким образом, дети хорошо справились с поставленными задачами.

2.3. Контрольный этап исследования

На контрольном этапе исследования в апреле 2022 была проведена повторная диагностика художественно - эстетических качеств детей старшего дошкольного возраста, автор которой Т.С. Комарова.

Количество детей принимавших участие в контрольном исследовании осталось то же, а именно 20 человек.

Также на основе целевых ориентиров заложенных ФГОС ДОО рамках диагностики художественно-эстетических качеств развития ребенка рассматривали три интегративных качества:

1. Любознательный, активный;

2. Эмоционально-отзывчивый;

3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Цель диагностики: выявить динамику развития художественно-эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности проявления детьми любознательности, интереса к новым объектам.

2.Выделить особенности проявления активности детей в художественно-эстетической деятельности.

3.Отметить наличие способностей действовать самостоятельно в художественно-творческой деятельности.

4. Выявить характер эмоционального реагирования на художественные произведения искусства.

5.Определить наличие представлений о творчестве и отношений к творчеству.

Для повторного определения развития художественно-эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста были использованы такие методы, как наблюдение и беседы.

1.Качество - любознательный, активный.

Методы:

Наблюдение за проявлением любознательности. Наблюдение за проявлениями активности в художественно-творческой деятельности   Наблюдение за проявлениями самостоятельности художественно-творческой деятельности.

2.Качество-эмоционально-отзывчивый.

Методы:

Наблюдения для выявления характера эмоционального реагирования на произведения различных видов искусства.

3.Качество способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Методы:

Беседа для выявления представлений о творчестве и отношений к творчеству.

На контрольном этапе исследования дети слушали чтение литературных произведений, музыку, при рассматривании произведений живописи выражали через слова свои чувства и эмоции, смотрели театрализованные представления, проявляли свои способности в изобразительной деятельности.

На контрольном этапе исследования дети участвовали в постановке мини-спектаклей «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей», «Путаница» К.И. Чуковского.

Наблюдали, как дети самостоятельно организовывают театрализованные игры, используют разные виды театров: настольный театр, театр би-ба-бо, театр масок, перчаточный театр, фланелеграф и др. Для организации изобразительной деятельности для детей в уголке всегда выложен необходимый материал для творчества, где они с удовольствием занимаются.

Оценки уровня развития художественно-эстетических качеств личности каждого ребенка отмечены в бланке (см.приложение 5).

Общие результаты наблюдений представлены в таблице 3.

Таблица 3

Педагогическая диагностика художественно-эстетических качеств развития детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития художественно-эстетических качеств

Количество наблюдений

%

Низкий

-

-

Средний

2

35%

Высокий

8

65%

Итак, с низким уровнем развития художественно-эстетических качеств детей нет.

Средний уровень показали 2 человек (35%). Эти ребята интересуются произведениями литературного, музыкального, изобразительно искусства, принимают участие в образовательном процессе связанное с художественно-эстетической деятельностью. В тоже время самостоятельно не участвуют в театрализованной деятельности, а только с помощью взрослого. На  художественные произведения реагируют эмоционально, проявляют интерес к творчеству, но затрудняются в реализации собственных замыслов.

8 человек (65%)- показали высокий уровень. Дети проявляют повышенный интерес к художественно-эстетической деятельности, способны самостоятельно организовывать театрализованную деятельность, предложить собственный замысел и воплотить его в работе, любят рисовать, лепить, заниматься аппликацией. Эмоционально реагируют на художественные произведения, знают многих авторов литературных произведениях, способны объяснить, почему им нравиться то или иное произведение, с удовольствием принимают участие в беседе при рассматривании произведений живописи, внимательно слушают классическую музыку.

8 детей с низкого уровня перешли на средний уровень,  среднего уровня все 2 детей перешли на высокий уровень и на высоком уровне стало 13 детей. Следовательно, низкого уровня не стало.

Таким образом, контрольное исследование показало, что динамика уровня развития художественно-эстетических качеств у детей значительно возросла за счет использования театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе детского сада.






Список используемой литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с;

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Москва, «Вако», 2007, 255 с.

4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Москва. Мозаика Синтез. 2010. 119 с.

5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. 2012. 287 с.

6. Коноваленко В.В, С.В.Коноваленко. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Москва. «Гном». 2012. 15 с.

7. Лыкова И.А, В.А.Шипунова. Теневой театр: вчера и сегодня. Москва.2012. 94 с.

8. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. «Каро».2009. 59 с.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект театрализованной деятельности в средней группе детского сада.

Конспект театрализованной деятельности в средней группе детского сада по сказке "Заюшкина избушка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа

Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка  в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.   В...

Перспективное планирование театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занят...

ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»

ПРОГРАММА  дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ   ВСТРЕЧИ»...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...