Использование ИК технологий в учебно – воспитательной работе педагога в ДОУ.
консультация по информатике (старшая группа)

Москалюк Ольга Иосифовна

Использование компьютера в дошкольном возрасте затрагивает многие аспекты учебного процесса в жизнедеятельности дошкольников. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания креативности принимаемых решений.

Интеграция педагогических и компьютерных технологий в обучении дошкольников позволяет расширить кругозор ребенка, развить его фантазию и художественно – творческие способности, обогатить и разнообразить педагогический процесс.(Из опыта работы учителя – дефектолога МАДОУ «Верботон» Москалюк О.И.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИК технологий в учебно – воспитательной работе педагога в ДОУ.

(Из опыта работы учителя – дефектолога МАДОУ «Верботон» Москалюк О.И.).

Использование компьютера в дошкольном возрасте затрагивает многие аспекты учебного процесса в жизнедеятельности дошкольников. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания креативности принимаемых решений.

Интеграция педагогических и компьютерных технологий в обучении дошкольников позволяет расширить кругозор ребенка, развить его фантазию и художественно – творческие способности, обогатить и разнообразить педагогический процесс.

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в 1971году, в нашей стране – с 1986года.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Изучение экспериментальных данных о применении новых информационных технологий в дошкольных учреждениях свидетельствуют о положительной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии использования компьютерной техники на процесс воспитания и обучения дошкольников, о возможности применения компьютерных средств деятельности для развития познавательных процессов дошкольников, таких, как мышление, внимание, воображение.

На сегодняшний день можно выделить три основных подхода, связанных с применением информационных компьютерных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста:

- применение компьютера как средства интеллектуального развития

- создание и внедрение компьютерных игровых учебных сред в обучении дошкольников

 - применение компьютера с целью развития творческих способностей детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

- Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку портфолио.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации, и для более эффективного ведения методической работы, и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.

На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. 

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4.Занятия по развитию слушания детей с нарушением слуха.

Для этого вида деятельности мы используем компьютерную программу «Аудиолог» (Германия. Глеб Подвойский).

Программа предназначена для развития слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Программа состоит из 5 разделов по уровням сложности.

Аудиолог I используется для развития слухового восприятия неречевых звуков,

Аудиолог II- используется для развития слухового восприятия отдельных слов,

Аудиолог III – используется для развития слухового восприятия звуков разных по силе,

Аудиолог IV – используется для развития слухового восприятия звуков разных по долготе.

Аудиолог V – используется для развития слухового восприятия для дифференциации звуков в словах, близких по звучанию.

Достоинства программы: красочная, ребенок получает оценку сразу диктором, слова подкрепляются картинками.

Имеются поощрительные элементы для детей, что повышает их учебную мотивацию.

Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.

2. Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ.

Коллективу МАДОУ «Верботон» удалось решить вышеназванные проблемы, поэтому ИКТ-технологии стали нашим большим помощником.

Информационная поддержка процесса обучения и воспитания в нашем учреждении.

Для повышения качества образования и воспитания, в соответствии с требованиями ФГОС, а также, с целью повышения компетентности педагогов, нами был оборудован учебно - методический кабинет.

В кабинете созданы условия для проведения занятий с использованием ИКТ: имеется проектор, ноутбук, интерактивная доска, переносной магнитофон, с помощью которого педагоги с детьми могут слушать музыку, аудиосказки на разных носителях: на дисках, аудиокассетах, USB.

Совместными усилиями педагогов в кабинете создана подборка презентаций на различные темы обучающего, воспитывающего, развлекательного характера,картинок по темам по ознакомлению с окружающим миром, мультфильмов по программе ознакомления с художественной литературой по всем возрастам, видеоматериалов, посвященных памятным датам, праздникам (парады, салюты к 9мая), звуков природы для проведения минуток отдыха (на дисках и в электронном виде), викторин по сказкам, стихов, загадок, репродукций художников, любимых детских песен и песен из мульфильмов, физминуток для глаз, в том числе тренажер Базарного.

В классе имеется доступ к интернет – порталам, с помощью которых педагоги имеют возможность принимать участие в вебинарах, интернет – конкурсах, курсах повышения квалификации, различного рода голосований (за лучший город России и т.д.).

 И детям и взрослым нравится проводить время в этом уютном, интересном кабинете.

«ИКТ как средство повышения познавательной активности дошкольников»

У на есть в фильмотеке развивающие мультфильмы «Синий трактор»: азбука в песенках, говорящая азбука. С ежиком Жекой можно учиться считать до 10, 20, узнавать меры веса.

Для обучения чтению можно воспользоваться игрой «Учимся читать с пчелкой». Дети вместе с пчелкой соединяют буквы в слоги. Кроме этого,есть 5 видео, где любимые герои мультфильмов учат детей читать слова, дарят им сюрпризы, поощряют их (Фиксики, Барбоскины, Щенячий патруль, Капитошка, Engry birds), и 3 видео «Как звучат буквы».

Закрепить знания героев сказок можно приняв участие в викторинах по сказкам, детям очень нравится проверить себя, порадоваться успеху товарищей, если в командах поиграть.

Для детей старших и подготовительных групп предлагаем диафильмы по основным художественным произведениям: «Айболит», «Муха – цокотуха», «Морозко», «Красная шапочка» и др.

Если говорить о развитии речи, воображения, памяти, образного мышления, то работа с диафильмом не уступит никакому мультипликационному фильму или компьютерной программе (а иногда и переплюнет). Но зато нет этой дополнительной (чисто технической, совершенно не творческой) нагрузки на мозги.

Есть у нас зарядка для малышей «Прыг – скок» (видео).

Для соблюдения требований Сан Пин, педагоги проводят гимнастику для глаз (6 видов), в том числе по Аветисову и Тренажер Базарного.

Педагоги вместе с ребятами могут караоке спеть детские песенки, песенки из мультфильмов.

Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус, правильную привычку. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР»

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Данная проблема может быть частично  решена с помощью элементов здоровьесберегающих технол...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Здесь представлены перечень здоровьесберегающие технологии . которые использую в работе с детьми....

Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении— это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошк...