Главные вкладки

    Сообщение по теме:" Использование информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
    материал по теме

    Проблемно-ориентированный анализ изученной литературы по теме самообразования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_v_dou.docx23.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемно-ориентированный анализ изученной литературы по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении"

                                                                    Сообщение воспитателя МКДОУ

                                                                   « Золотая  рыбка -3» п. Юмас Новосёловой М.А

       Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

     Что же включает в себя понятие ИКТ?

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

      Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире….

       Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать  подход и внедрять  его в свою деятельность. Однако использование информационно-коммуникативных технологий является  одним из перспективных средств обучения старших дошкольников.

       Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

    1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
    2. Подбор дополнительного познавательного материала.
    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
    4. Оформление групповой документации, отчётов.
    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

    При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. 

    Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

    Это прежде всего:

    1. преобразование предметно-развивающей среды,
    2. создание новых средств  для развития детей,
    3. использование новой наглядности.

    В работе с дошкольниками можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:

    1. создание презентаций;
    2. работа с ресурсами Интернет;
    3. использование готовых обучающих программ;

     А так же разработка и использование собственных авторских программ.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития  дошкольников. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    В результате  работы по внедрению информационных технологий можно отметить  преимущества перед традиционными средствами обучения:

    1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

    1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
    1. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

    4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

    6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

    ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

    1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
    2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
    3. Как информационно-обучающее пособие
    4. Для контроля усвоения материала детьми.

       Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

      При планировании деятельности нужно учитывать  условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и  не  допустить следующие ошибки:

    1. несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
    1. неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
    2. бесплановость, случайность применения ИКТ,
    3. нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
    4. несоответствие возрасту детей.

    Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
    2. компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
    3. рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
    4. необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

    В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

                                                        п. Юмас, 2010-11 уч.год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ

    Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкол...

    Использование информационно- коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

    «Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения»Автор проекта:Минеева Ирина АлександровнаМБУ ООШ № 7Воспитате...

    «Возможности информационно- коммуникационных технологий для организации учебного процесса и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС »

    Что такое ИКТ?Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.«Информационная технология  – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обр...

    "Использование информационно-коммуникационных технологий - современный подход к обучению в дошкольном образовательном учреждении"

        Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Использование информационно-...

    Выступление на педсовете: "Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников"

    Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников...

    Информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательных процессов, в том числе детей с ОВЗ».

    Информационно коммуникативные технологиии,используемые в работе педпгога-психолога ,для развития познавательных процессов,в том числе детей с ОВЗ....