ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по информатике (подготовительная группа)

Тяжельникова  Екатерина Эдуардовна

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тяжельникова Екатерина Эдуардовна,

Старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 45»

г. Верхняя Тура

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

«Успех – это произведение

интересных мыслей

 на умение их донести»

Скилеф

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».Об этом нам говорится в «Концепции досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ и Письме Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования».

Так что же такое ИКТ?!

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Применение информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет педагогу средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, а также игровой форме, повысив мотивацию обучения детей, достигнуть нового качества знаний, что в свою очередь и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает образовательную деятельность  образно-понятийной целостностью и эмоциональными красками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания; 
  • развивает логическое мышление детей;
  • усиливает творческую составляющую;
  • психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на занятии;
  • повышается эффективность освоения программного материала воспитанниками.

Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Помимо образовательного процесса в настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникативные технологии в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями, в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами, а также использование ИКТ в процессе саморазвития и повышении квалификации самого педагога.

Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя. Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки текстовой информации.

  В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, DVD плейер, интерактивная доска, компьютерные программы (Adobe Photoshop CC, Adobe Illustrator CC, Goggle Презентации, Microsoft Office).

Я применяю информационно-коммуникативные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.

Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к образовательной деятельности. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал и многое другое.

Прежде всего, хочу сказать, что я не призываю использовать непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее работа по созданию единого творческого пространства, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.

Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.

Но всё же остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Также при всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

  • Материальная база ДОУ. 

Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе иметь такое количество мультимедийной техники, не говоря еще об интерактивных досках, столах и т.д.

  • 2. Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. 

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

  • Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником в повышении мотивации обучения детей.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

 В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. «Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года»
  2. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)
  3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций(Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13) с изменениями)
  4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17» октября 2013 г. № 1155)
  6. Педагогическая библиотека http://pedib.ru
  7. Маам.ру — образовательный портал https://www.maam.ru
  8. Nsportal.ru — образовательная социальная сеть https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"

Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...