Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС
статья по информатике (старшая, подготовительная группа)

Иванова Надежда Валентиновна

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iktv_obrazovatelnom_protsesse_po_fgos.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Надежда Валентиновна

педагог дополнительного образования,

ГБДОУ д/с №50 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС»

        С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Дошкольное обучение согласно новому закону об образовании теперь тоже является составной частью образования и, соответственно, также подверглось стандартизации. Новые стандарты утверждены Приказом Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155. Хотя сказать об этих стандартах дошкольного обучения детей, как о чем-то совершенно новом в этой области, достаточно сложно. Родители, любящие своих детей, и педагоги, которые видят свое призвание в воспитании и обучении детей, использовали данные стандарты в семье и в своей работе, и до их утверждения приказом Минобрнауки.

        Одна из актуальных задач современного российского общества заключается в формировании и развитии гармоничной, социально зрелой, экономически активной личности. Эта задача обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, Федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 30.12.2015) «Об образовании», федеральных государственных образовательных стандартах. Для того, чтобы поставленная задача была решена, образовательным учреждениям необходимо активно внедрять современные технологии, способствующие полноценному и всестороннему развитию, раскрытию творческих способностей и самореализации личности. Такими возможностями в полной мере обладают интерактивные технологии.

        Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

        Интерактивные технологии не являются чем-то принципиально новым в системе образования. Уже в середине XX века педагоги Европы приходят к выводу о необходимости заменить репродуктивное обучение на активное. При репродуктивном типе обучения большую часть времени учитель излагал информацию, которую в дальнейшем воспроизводили ученики. Активный тип обучения предполагает взаимодействие между учителем и учеником, ученик становиться более самостоятельным и вовлеченным в образовательный процесс.

В 60-е годы прошлого столетия начинают развиваться не только новые подходы в педагогике, но и информационные технологии. Появляются технические средства (первые компьютеры), способные выполнять функции «электронного учителя»: информировать, давать задания, проверять их исполнение. Аналогичные интеракции (взаимодействия) стали внедряться и в обычный, не компьютеризированный процесс обучения. Расширяется использование диалоговых форм, таких, например, как групповое обсуждение, игры-упражнения, ролевые игры.

        Интерактивные технологии можно определить в широком плане, как способ взаимодействия и вовлечения ученика в познавательный и образовательный процесс. Более узкое толкование интерактивных технологий сводится к тому, что данные технологии предполагают использование технических средств и программных продуктов, которые исключают пассивное участие ученика. В рамках данного понятия интерактивные технологии включают такие обязательные составляющие, как специальные программные продукты, технические средства, информационные технологии, позволяющие участнику образовательного процесса самостоятельно или при незначительном сопровождении педагога, получать новые знания и формировать навыки. Также интерактивные технологии предполагают нестандартный, творческий подход к решению поставленных задач, ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно принимать решения.

Интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.

Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.

        Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое значение в этом процессе имеет дополнительные занятия с детьми. Такие занятия способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной ступени.

        В интерактивном образовании значительное место отводится информационно-коммуникационным технологиям. Такими технологиями являются информационно-обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподнести информацию в увлекательной игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию помощи героям задания. Мультимедийные презентации в работе педагога эффективно используются для того, чтобы сопроводить информацию визуальными образами, обеспечить запоминаемость и эмоциональную вовлеченность детей.

        Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется следующими положениями:

Во-первых, интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей. Благодаря использованию интерактивных технологий каждый ребенок вовлекается в процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка участия и определенной доли самостоятельности.

Во-вторых, интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками, взрослыми. С каждым субъектом взаимодействия ребенок должен выстроить такие отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.

В-третьих, интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной совместной деятельности.

В-четвертых, интерактивные технологии позволяют одновременно предоставить всем воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.

        Еще одно значение интерактивных технологий в дошкольном образовании заключается в расширении форм и методов работы с детьми. Большое поле для деятельности открывают интерактивные технологии с использованием современных информационных технологий. Они позволяют решить такие сложные задачи, как активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и восприятия, умение гибко мыслить.

Таким образом, интерактивные технологии в дошкольном образовании – это способы и средства взаимодействия, используемые для активизации поведения воспитанников и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. Интерактивные технологии создают условия для развития познавательной деятельности детей, способствуют проявлению самостоятельности и творческих способностей.

        При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

1.этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2.этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3.этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

 Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

• расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

• использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС

• высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

        Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

        В нашем дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивный стол, ноутбуки, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

- мультимедийные презентации;

- информационно-обучающие компьютерные программы;

Использование информационно-коммуникативных технологийне предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития детей, использование новой наглядности.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии позволяют:

-  показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;

 -  поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.

        В нашем учреждении реализуется программа раннего обучения Kidsmart, которая предназначена для детей старшего возраста (5-8 лет) путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Программа IBM Kidsmart в течении 7 лет успешно реализуется в более чем 60 странах мира; благодаря программе миллионы детей дошкольного возраста получили доступ к информационным технологиями в игровой форме осваивают основы естественных наук.

Образовательная программа IBM Kidsmart знакомит детей 5-8 лет с понятиями пространства и времени, помогает узнать названия континентов, океанов и других географических объектов и их местоположение, учит составлять карты и различать направления, соотносить карту с тем, что видит водитель автомобиля, помогает узнать о масштабе, понять соотношение между картой и реальным ландшафтом, развить творческие способности, помогая детям сформировать прочную основу дальнейшего освоения естественных наук.

Компьютерный блок Kidsmart оборудован местами для двух детей с целью стимулирования взаимодействия между учащимися. Нашими педагогами разработана программа, адаптированная для детей, начиная со старшей группы.

        Также наше учреждение оснащено двумя интерактивными досками и интерактивным столом.

Использование интерактивного оборудования на занятиях уже давно не только привычная презентация с некоторыми дополнительными возможностями. Грамотное использование правильно подобранного комплекта интерактивных устройств позволяет обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ребенка во всем, что происходит на занятии.

Педагоги и воспитатели получают широкие возможности для индивидуальной и групповой работы Используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее.

В нашей работе мы используем оборудование Mimio.

Mimio – это многофункциональный инструмент.

Главное в устройстве Mimio –это возможность управлять экранным изображением таким же образом, как мы привыкли управлять компьютером с помощью мыши.

Mimio – является устройством очень мобильным. Его легко переносить из помещения в помещение, крепить на любую ровную поверхность: на стену или обычную классную доску.

Mimio может работать даже на горизонтальных поверхностях, например, на рабочем столе, вокруг которого строится учебная деятельность.

Все это позволяет организовать интерактивную учебную среду там и тогда, где и когда это необходимо.

Интерактивная доска - это устройство, позволяющее объединить три различных инструмента:

- экран для отображения информации

- обычную маркерную доску

-  интерактивный монитор

Интерактивный стол

предназначен для групповой работы.

Устойчивая и безопасная конструкция стола позволяет использовать его в дошкольных образовательных учреждениях.

Яркие и незабываемые занятия способствуют формированию навыков работы в группе, решения проблем.

Интерактивное оборудование Mimio дает возможность демонстрировать:

- слайды

- видео

- делать пометки

- рисовать

- чертить различные схемы, как на обычной доске

- в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки

- вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

        Интерактивное оборудования может изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентация и демонстрация материала

 Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской или столом может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение воспитанников

 Мотивация и вовлеченность воспитанников на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия

 Использование интерактивной доски может улучшить планирование и темп занятия.

Мощная программная среда Mimio Studio позволяет создавать и редактировать интересные мультимедийные проекты, а также открывать проекты, созданные в других популярных средах.

Преимущества интерактивного оборудования

- Делает занятия интересными и развивает мотивацию

- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

- Дети начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

- Программное обеспечение включает в себя богатую галерею готовых картинок, шаблонов и мультимедийных роликов с возможностью добавления пользовательских объектов.

- По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили значительно улучшить качество занятий.

        В нашем ДОУ обеспечено «организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря, (в здание и на участке) то предполагает обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили значительно улучшить качество занятий.

        Таким образом, при анализе введения в образовательный процессинформационно-коммуникативных технологий, мы подтвердили правомерность утверждения, что современные образовательные технологии являются ресурсом повышения качества дошкольного образования.

Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку единого педагогического кредо.

        Мы не имеем право еще и забывать о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только дошкольному учреждению, но и семье, которая формирует социальный заказ детскому саду. При взаимодействии с семьями детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного образования. Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и управлении

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важный социальный заказ общества...

Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое   ведет к росту их достижений, ключевых компетентн...

«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС»

Информационно-коммуникационные технологии  в образовательном процессе по ФГОС»          С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образован...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...