Технология STEAM
план-конспект занятия по информатике (подготовительная группа)

Бирюкова Марина Николаевна

Конспект - описание технологии.

Консультация для родителей.

Консультация для педагогов.

Конспекты занятий НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Технология STEAM

Воспитатель Бирюкова М.Н.

го Королёв, Московской области        

2020г

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/STEM_obrazovanie.pdf

STEM-технология

STEM-образование — новый в наших широтах термин, расшифровывая каждую букву которого получаем:

— Science (наука),

— Technology (технологии),

— Engineering (инженерия),

— Math (математика).

Итого приходим к комплексному междисциплинарному подходу с проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.

Термин STEM родом из США, введеный в школьную программу для того, чтобы усиленно развивать и усиливать компетенции своих собственных учеников в научно-техническом направлении, поскольку о том, что все уже сегодня связано с технологиям знают все.

Вариации направления STEM, расширенные и углубленные — STREM (добавили в комплекс «R» — robotics/робототехника) или STEAM (добавили «А»- art/искусство).

В национальном масштабе STEM введен в школьную программу в Штатах для подготовки с самого раннего возраста будущих гуру в области высоких технологий. Поэтому и стартуют со STEM/STEAM-образованием с первых классов. Там.

Во многих странах STEM-образование в приоритете по следующим причинам:

В ближайшем будущем в мире и, естественно, в России, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств и др.

В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий.

Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии.

Образование в области STEM является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-образования. В России тоже понимают эту проблему – открывают Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решатся задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при вузах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научном исследовании. И, возможно, что кто-то из этих ребят пойдет не в модные юристы-экономисты, а выберет путь ученого или изобретателя или увлечется программированием.

Преимущества STEM технологии

1.STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов.

2.Между тем STEM — это широчайший выбор возможностей профессионального развития (эффективность использования). Еще и поэтому в стране набирает обороты общенациональная кампания за внедрение технологий обучения дисциплинам STEM.

3. Предоставление студентам доступа к технологиям. Сегодня, когда мир пронизан вездесущими компьютерными сетями, дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах. Они запускают веб-сайты, снимают фильмы на телефоны и сами разрабатывают игры.

3.STEM технологии означают создание такой среды обучения, которая позволяет студентам быть более активными. Чтобы ни произошло, студенты вовлечены в свое собственное обучение. Итогом является то, что студентам лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а, не будучи пассивными наблюдателями.

4. STEM технологии требуют от студентов больших способностей мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно.

Недостатки STEM технологии

1. Слабость коммуникативных навыков, особенно вокальных навыков. В STEMинженеры больше всего внимания обращают на формулы, уравнения, структуры материалов, в которых, скорее всего, будет использован сухой книжный язык.

2. Так как инженеры в основном сосредоточены на STEM, они могут потерять свое творческие навыки. Большинство изобретений и новшеств возникли в начале мышления несуществующих и “достаточно сумасшедшие” вещи.

3. Инженеры, которые, хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем».

4. Ярко выраженная узкая специализация учителей, и как результат знания школьников будут фрагментарны. Реализовывать такое направление способны только учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественно-научных учебных дисциплин и технологий.

Условия для внедрения STEM технологии

1.Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

2. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.

3.Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. 4.Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

5. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

Хотя в России современные образовательные системы не называются STEM, научно-инженерному образованию уделяется сейчас приоритетное внимание. Это значит, с учетом опыта США, глобальных тенденций развития образования решение креативных вопросов нерационально откладывать на потом. В 2014 году в России открылись 155 STEM-центров в Москве, Московской области и Поволжском федеральном округе. В соответствии с планами организаторов проекта, в 2015 году к программе присоединятся до 7 новых регионов.

Оценка STEM технологии по характеристикам А.И.Пригожина:

1) инновационный потенциал

•комбинаторные

2) источником инициативы

• - выступает государство, с точки зрения идеологической направленности официальной политики государства это - прямой социальный заказ,

3) объем применения

• - системные (технологические, организационные, солидные материально-технические ресурсы, кадровый потенциал и т.д. )

4) особенности инновационного процесса

• - межорганизационные, доклад президенту США «Готовить и вдохновлять: обучение в области науки, технологий, инженерии и математики в США», подготовленного Советом по науке и технологиям при президенте США в сентябре 20105) особенности механизма осуществления

6) принцип отношения к своему предшественнику

• - диффузные;

7) социальные последствия

• - вызывающие социальные издержки: огромные материальные затраты (обучение кадров, организация самого процесса, техническое оснащение),

8) тип новшества

• - материально-техническое

• - социальное

• - организационно-управленческое (обучение преподавателей),

• - педагогическое (обучение педагогов технологиям, затраты - физические, временные, умственные – педагогов на подготовку студентов

9) эффективность производства, управления, улучшение условий труда



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Консультация для педагогов

технология STEAM

Воспитатель Бирюкова М.Н.

го Королёв, Московской области        

2020г

Консультация «STEAM образование в ДОУ»

СТЕМ образование в ДОУ

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д.Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

• Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания программирования.

• Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.

• Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ. Например, модуль «Дидактическая система» позволит детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые распространенные предметы окружающего мира.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

• Развивают любознательность.

• Помогают выработать инженерные навыки.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ

• Ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой;

• При помощи сенсорных установок в дошкольных образовательных учреждениях и детских садах развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивность ребят.

• Сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей.

• Современное интерактивное оборудование для детского сада улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.

Все производимые развивающие комплексы для детей соответствуют программе ФГОС в ДОУ и в начальной школе (федеральные государственные образовательные стандарты, а также стимулируют развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательных учреждениях.

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА «АНРО МУЛЬТИЛАБОРАТОРИЯ»

Педагогические исследования показывают, что одной из основных проблем образовательной системы в детских дошкольных учреждениях является потеря интереса к процессу познания. Детям нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью.

В связи с этим в дошкольную систему образования необходимо включать мероприятия по осмысленной деятельности, где дети смогут принимать участие в различных экспериментах. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса. Игровые творческие комплексы для ДОУ открывают большие возможности для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

«LEGO - конструирование»

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-умение группировать предметы;

-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

-развитие логики и алгоритмического мышления;

-формирование основ программирования;

-развитие способностей к планированию, моделированию;

-обработка информации;

-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

- умение быстро решать практические задачи;

-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с применением STEM-образования «Спасем Волшебную страну!» (подготовительная группа)

Цель: Развивать познавательскую деятельность в процессе экспериментирования. Развивать исследовательские навыки; любознательность, наблюдательность, моторику рук, воображение, логическое мышление, речь.

Задачи:

1. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности;

- формировать у детей элементарные представления об электричестве;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды и песка;

- активизировать словарь детей

2. Создавать условия для развития мышления, сообразительности; развивать смекалку, воображение;

3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Ход занятия.

Дети и воспитатель встают в круг и здороваются

В. Ребята, сегодня, когда я шла на работу я нашла странный предмет (показывает красивую палочку). Как вы думаете, что это? (ответы детей). Вы думаете, что это волшебная палочка? Но откуда здесь взяться волшебной палочке? Может что-то случилось в Волшебной стране? Ребята, а как мы можем это узнать? Откуда мы узнаем последние новости? (ответы детей). Правильно из выпуска новостей, давайте включим телевизор.

На экране появляются персонаж сказки, который представляется ведущим новостей и сообщает, что в Волшебной стране случился страшный ураган, который перевернул все вверх дном. И самое ужасное, что он унес волшебную палочку, а без нее королева Фея не может навести порядок.

В.: Ребята, что же нам делать? Надо срочно отправляться в Волшебную страну и помочь королеве Фее. С Собой мы обязательно возьмем наш чудо-чемоданчик настоящего исследователя, ведь в Волшебной стране нас ждёт много нового и интересного! А отправимся мы туда на воздушном шаре.

Воспитатель и дети берутся за воздушный шарик, надутый гелием, и, сказав волшебные слова, попадают в Волшебную страну. На экране появляется декорации волшебной страны. Дети идут по залу и видят белые бумажные кувшинки.

В.: посмотрите, что это?

Д.: Цветы, кувшинки

В.: А где растут кувшинки?

Д.: В воде

В.: Но сейчас они на земле, наверное, ураган их выбросил из воды на берег. Давайте поможем им.

Каждый ребенок берет по бумажному цветку и опускает его в емкость с водой-«озеро». Оказавшись в воде, кувшинки начинают распускаться.

В.: Ребята, посмотрите, что случилось с нашими кувшинками?

Д.: Они распустились

В.: Как вы думаете, почему это произошло?

Д.: Потому что кувшинки сделаны из бумаги. Намокнув, их волокна пропитались водой и стали тяжелее.

В.: Давайте посмотрим, так ли это.

В.: Что нам понадобится из нашего чудо-чемоданчика, чтобы посмотреть волокна бумаги?

Д.: Лупы!

Дети достают цветы из воды, берут лупы из чемоданчика и рассматривают кувшинки.

В.: Когда бумага намокает, волокна бумаги становятся толще или тоньше?

Д.: Толще.

В.: какие волокна сейчас у наших мокрых кувшинок

Д.: Толстые.

В.: Правильно, поэтому под их тяжестью наши кувшинки и раскрыли свои лепестки в воде.

Дети опускают кувшинки в воду и складывают лупы обратно в чемоданчик.

В.: Ну а нам пора отправляться дальше.

Воспитатель и дети подходят к декорациям, на которых нарисованы горы.

В.: Ребята мы пришли к горам, в которых гномы добывают драгоценные камни. Давайте посмотрим, что там внутри

Разворачивается декорация. Дети подходят к декоративной песочнице, в которой лежат красивые камни и песок. Рядом лежат лопатки и ведро.

В.: И здесь ураган наделал бед! Засыпал все драгоценные камни песком. Как же нам отделить камни от песка? (версии детей. Дети могут сначала предложить руками или лопатками брать камни из песка). Ребята есть быстрый способ отделить камни от песка с помощью предметов, которые лежат в нашем чудо-чемодане.

Дети находят в чудо-чемоданчике сито для просеивания песка и отделяют камни от песка и собирают их в ведро.

В.: Молодцы! И здесь мы навели порядок и помогли жителям Волшебной страны. Но где же королева Фея? Пойдемте ее искать

Проводится физкультминутка.

В.: Ребята, пока мы с вами шли наступил вечер и совсем потемнело. Но почему же в Волшебной стране не загорелись уличные фонари?

Д.: наверное, ураган повредил электрические провода.

В.: Давайте спросим у светлячков, может быть они знают, как вернуть электричество в волшебную страну.

Дети делятся на две группы, каждая группа подходит к столу, на котором находится bee-bot и специальный коврик с цифрами. Каждой группе выдают карточку с маршрутом для bee-bota, дети программируют робота и он приезжает на клетку с нужной цифрой.

В.: Ну вот мы с вами и нашли номера нужных деталей. Теперь нужно их найти и поставить на место.

Дети подходят к столу, где лежат детали от физического конструктора и находят нужные детали. Далее они подходят к собранной цепи с лампочкой, в которой не хватает двух частей. Ставят найденные детали на нужные места-загорается лампочка.

В.: Ура! Дорога освещена, и мы видим, что дошли до сигнальной башни! Волшебные шары помогут нам позвать Фею из любого уголка Волшебной страны!

Дети подходят к башне, которая состоит из 1,5 бутылок, на которые надеты воздушные шары

В.: Смотрите, наши шары сдуты. Наверное, и тут ураган постарался. Давайте попробуем поднять их.

Дети поднимают шарики, и они начинают сами надуваться (в бутылках уксус, а в шариках сода).

В.: Вот это да! Наши шары надулись сами собой! Волшебство?

Д.: Да!

В.: Но такое же волшебство не простое, а научное и мы можем сделать его сами в нашей лаборатории, когда вернемся в сад.

В это время на экране появляется Фея и благодарит детей, что помогли жителям волшебной страны. Дети и воспитатель отдают Фее волшебную палочку, а она в награду за спасение Волшебной страны дарит детям медали.

В.: Молодцы ребята! Но пришло время возвращаться в наш детский сад. Давайте возьмемся за наш волшебный шар и полетим домой (Дети берут шарик и говорят слова).

В.: вот мы снова дома. Расскажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

(Дети делятся впечатлениями)

В.: Давайте включим новости и посмотрим, как дела в Волшебной стране?

На экране появляется сказочный персонаж, который сообщает, что в Волшебной стране снова восстановлен порядок благодаря воспитанникам подготовительной группы. Благодарные жители страны в подарок отправили целый сундук вкусных конфет и ждут детей снова в гости.

В.: (показывая шкатулку) а вот и сундук с конфетами. Предлагаю всем отправится в группу и попить чай.

Но для начала давайте встанем в круг и скажем:» всем-всем спасибо»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «По следам Фиксиков» (Внедрение современного интегрированного подхода STEAM – образования в дошкольное воспитание)

Цель. Внедрение учебно – методического пособия «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в образовательный процесс дошкольников.

Задачи.

  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
  • Знакомство детей с ключевыми понятиями криптографии - умение пользоваться алгоритмом шифрования с зеркалом, «Пляшущие человечки», «Азбука Морзе».
  • Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.
  • Формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок на основе STEAM-технологий.
  • Развивать связную речь дошкольников, активизировать словарный запас детей, мелкую моторику рук; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.
  • Формировать у детей представление о профессии детектива.
  • Развивать у детей творческое воображение и мыслительные процессы: внимание, восприятие, логическое мышление;
  • Воспитывать интерес к экспериментированию.

Предварительная работа: беседа о детективах, о Шерлоке Холмсе, просмотр м/ф «Шерлок Холмс», знакомство с криптограммами: Азбука Морзе, «Пляшущие человечки». Программирование микибота.

 

Ход НОД.

Организационный момент.

В группу к детям приносят посылку, в которой находятся такие предметы как: шляпа, очки, шарф, лупы. Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое коробки, рассуждают о том, кому могут принадлежать эти вещи и для чего они нужны.

Вопросы:

Кому могут пригодиться эти предметы? Детективу!

А кто такие детективыДетективы - это сыщики, это специалисты по расследованию, которые раскрывают разные запутанные дела. Детективы помогают найти пропажу.

Дети вместе с воспитателем достают предметы из коробки рассуждают о том, для чего нужны эти вещи детективу. Останавливаются на таком предмете как лупа.

Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу в группе и предлагает с помощью луп посмотреть, куда они ведут.

Дети достают из коробки лупы и идут по следам, которые приводят их в зал. Там где заканчиваются следы, стоит коробка, а на ней записка.

Воспитатель: Ну вот, ребята, здесь следы кажется, заканчиваются. Посмотрите, они нас привели к какой-то коробке. Наверное, она для нас. Здесь и записка есть: Ребятам подготовительной группы.

Посмотрим что в ней написано?

Воспитатель читает записку:

«Ребята, вы скоро пойдете в школу, но школы бывают разные (школа танцев, там учат танцевать; школа рисования, там учат рисовать, лепить; музыкальная школы, в ней учат детей петь, играть на музыкальных инструментах; спортивная школашкола милицииавтошкола). Но есть еще одна школа - это школа детективов. И я хочу предложить вам вступить в такую школу. Это школа не простая, и чтобы стать ее учениками, а в последствии и детективами нужно пройти испытания. Я думаю, если вы будете внимательными, сообразительными, смекалистыми, то вы легко с ними справитесь. Удачи.

С уважением мистер Шерлок Холмс

Воспитатель: Ребята, а кто это такой мистер Шерлок Холмс? (ответы детей). А хотели бы вы учиться в его школе «Детективов» и стать настоящими детективами? (ответы детей).

Раздается звонок.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется у нас видеозвонок.

На экране появляется Профессор Чудаков из мультфильма «Фиксики».

Профессор. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуйте, профессор! Слушаем вас!

Профессор. Я слышал, что вас пригласили в школу детективов. ПОМОГИТЕ мне!!!! Пропали мои друзья Фиксики!!! К нам с другой планеты прилетел робот Микибот. А Фиксиков нигде нет. Только вы можете их найти…

Воспитатель. Но как?

ПрофессорНаш друг Микибот вам поможет.

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем профессору Чудакову? Найдем Фиксиков? Но предупреждаю, это будет не просто.

Воспитатель. Так, а где же Микибот? Ребята, мы совсем забыли про коробку. Давайте все-таки посмотрим, что в ней (воспитатель открывает коробку, в которой находится Микибот, зеркало, картинки с пляшущими человечками, Азбука Морзе и план - подсказка).

Воспитатель. А вот и сам Микибот. А вот это что такое? (показывает на содержимое коробки). Кому и где это может пригодится? Ответы детей.

А как называется наука, которая изучает шифры?

Ребята, а кто самый мудрый у фиксиков? Правильно, Дедус! Вот он то нам и расскажет как называется эта наука.

Показ мультфильма «Фиксики», серия «Шифр»

(отрывок про шифровки и криптограмму)

Воспитатель. Ну, что с чего начнем? Ребята, профессор сказал, что Микибот нам поможет, а где он может нам помочь? На определенных полях. Вот они перед нами. С какого поля начнем? Выбирайте….

 

План:

  1. Поле с цифрами https://files.1urok.ru/images/ab6662de4dc2b86d3731576dd33432bebf0cb354.png
  2. Поле с картинками «Питание» https://files.1urok.ru/images/2724a3ed92dbbbf9387d591646f74ba0eb3be492.png

Дети выбирают любое поле, на каждом поле находится подсказка, но до нее надо дойти.

Поле с цифрами: детям предлагается маршрут в виде стрелочек, они программируют Микибота и запускают его. Микибот останавливается на цифре 8!

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на доску, на которой висит план – подсказка. Ребятам нужно выбрать конверты с красными полосками. На каждом конверте написаны примеры:

2+3 =; 4+1 =; 3+5=;

Ищут подсказку с цифрой 8, т.е. дети должны выбрать конверт, на котором написан пример, сумма которого равна 8! В этом конверте находится изображение с «Плещущими человечками». Это шифр замены.

Цель:

  • Закрепить с детьми понятие шифр замены.
  • Способствовать развитию креативности, творческого подхода.
  • развивать аналитические способности.

Воспитатель: Ребята, здесь нам предстоит разгадать тайну пляшущих человечков, как настоящим детективам. Что нам нужно, прежде всего? Ключ к шифру. И здесь нам поможет сам Шерлок Холмс! Именно он составил из пляшущих человечков алфавит. Этот алфавит и есть ключ к расшифровке!

Дети вместе с воспитателем расшифровывают шифр из пляшущих человечков слово СОДА.

Следующее поле, поле с картинками «Питание». Рядом лежит карточка с изображением обезьяны. Дети вместе с воспитателем смотрят на поле, чем питается обезьяна (бананы), строят с помощью стрелочек путь для Микибота, программируют его, запускают.

Дети выбирают конверты с желтыми полосками, как показано на плане, на этих конвертах написаны слова банан и рыба, но в зеркальном изображении. Воспитатель спрашивает детей с помощью чего можно прочитать эти слова. С помощью зеркала. Дети выбирают конверт, читают слова. Открывают конверт со словом банан.

В конверте находится шифр Азбука Морзе.

Цель:

  • Закрепить знаки Азбуки Морзе.
  • Способствовать развитию навыков инженерного мышления.
  • Развивать навыки коммуникации и позитивно-конструктивного отношения.

Воспитатель. Ребята, каждую букву алфавита можно представить в виде разных сочетаний двух сигналов: длинных и коротких. Такая система называется «Азбука Морзе». Самое важное в этом изобретении – двоичный код, то есть использование для кодирования только двух символов.

С Т О Л

… _ _ _ _ . _ ..

Воспитатель. Ребята, пока ничего не понятно. Что значат эти слова? СТОЛ и СОДА. Давайте подумаем… Так, так, так…. Посмотрите, ребята, вот стол, а вот и сода. А еще, здесь есть лимонная кислота и простая вода. Ребята, я знаю один интересный эксперимент. Давайте его и проведем.

Проводится опыт.

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка).

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту (предложить детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать). Что получается? (кислая вода).

В каждом доме есть такой чудесный порошок – пищевая сода. Возьмите по щепотке соды ( на столе стоят блюдечки с содой, бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении). Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой (Она холодная).

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

 

Во время проведения эксперимента воспитатель находит в банке с содой винтики.

Ребята, посмотрите, что я нашла! Как вы думаете что это?

(Винтики! Фиксики!).

Да, я тоже считаю, что это Фиксики!!! А почему они превратились в винтики, как вы думаете?

Закончилась зарядка. А чтобы их зарядить, что нужно сделать? Положить их на какой-нибудь электроприбор. Воспитатель отправляет Фиксиков на музыкальный центр.

Воспитатель. А пока Фиксики заряжаются, мы с вами отдохнем и потанцуем.

Проводится физминутка под музыку «Винтик» из м/ф «Фиксики»

На экране появляются Фиксики.

отрывок из мультфильма «Фиксики» серия «Подушка безопасности»

Воспитатель. Ой, ребята смотрите, Фиксики ожили!

Профессор (на экране). Ребята, спасибо вам, что помогли найти Фиксиков! Оказывается, они играли и не заметили, как у них закончилась зарядка. Вы настоящие детективы!!!

Профессор прощается.

ВоспитательМолодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Справились со всеми шифровками. И нашли Фиксиков. Сложно было ребята? А что для вас было самое сложное? А что больше всего вам сегодня понравилось? Ответы детей.

Воспитатель. Шерлок Холмс верил, что вы справитесь со всеми препятствиями и не ошибся. И он прислал для вас дипломы, в которых говорится о том, что вы с отличаем прошли обучение в школе «Детективов».

 

Воспитатель награждает детей дипломами.

А теперь нам пора возвращаться в группу.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной игровой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием STEAM технологии на тему «Планеты Солнечной системы»


Цель: Создать условия для расширения представлений детей о строение Солнечной системы, через игровые ситуации.
Задачи:
1. Образовательные
Формировать представления о строение солнечной системы, прокладывание маршрута на карте, познакомить с понятием «Орбита», закреплять навык принятия решения при ограниченном выборе.
2 .Развивающие:
Развивать логическое мышление и внимание при разработке маршрута с использованием робота Микобота. Закрепить навыки культуры диалога. Формировать навык участия в общем обсуждении и выражение своего собственного мнения публично. Совершенствовать умение детей договариваться между собой в парах, компаниях.
3. Воспитательные:
Способствовать повышению мотивации изучения космоса, взаимодействия друг с другом.
Коррекционные:
Закреплять навык сохранения правильной осанки во всех видах деятельности. Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,
Материал к совместной деятельности: Муляж планеты С, верёвочки разной длины 8 штук, карточки стрелочки;12 карточек шаг вперёд, 4 карточки-поворот на право, 4 карточки поворот на лево, складное поле «Солнечная система» (пособия STEAM-лаборатория)
Предварительная работа: Работа по технологии STEAM-лаборатория, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», «Солнечная система», беседы о профессиях «астроном» и «космический биолог», чтение сказки «Приключение Незнайки на Луне».

Структура Содержание образовательной деятельности Планируемый результат
Вводная часть: Деятельность педагога Деятельность детей
Организация детей на предстоящую деятельность
(вход в деятельность)
Игра для рабочего настроя.
Воспитатель называет слово «Планета», дети, передавая шар по кругу (муляж планеты), называют ассоциации, связанные с этим словом.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
здравствуйте мои друзья,
Очень рад вас видеть я!
Называет слово «Планета» используя муляж планеты, предлагает назвать ассоциации, связанные с этим словом.
Дети, в руках у которых окажется шар называют ассоциации, связанные с этим словом. Включаются в общий разговор. Активизация и обобщение словаря. Формируется навык активного слушания, очередности в высказываниях. Настрой на сотрудничество.
Основная часть: Создание условий для достижения результата каждого ребёнка, в разных видах деятельности. Наш друг робот Микобот заинтересовался планетами и отправился в космическое пространство и заблудился.
Как мы можем ему помочь?
-Могут там находится обычные люди? Почему?
-Что бы отправится помогать роботу Микоботу вернуться на планету Земля нам нужно выполнить задания, за которые мы будем получать карточки стрелочки, которые помогут построить маршрут
Поможем роботу Микоботу?
Посмотрите у нас в группе появился чёрный ящик.

Узнаем, что же там находится?
- Мы можем отправиться в космос, найти Микобота построить маршрут.
Дети рассуждают Создание мотивации к образовательной деятельности.
1. Объединение детей в компании с помощью игры «Чёрный ящик» Создаём атмосферу интереса к предстоящей деятельности. Дети засовывают руку в «Чёрный ящик» и вытаскивают бейджик с иллюстрацией «астронома» и «космического биолога» образовывая две микро группы. Возникновение интереса к предстоящей деятельности, активирующие общение. Работа в микро группах, навыки сотрудничества.
2. Образовательная ситуация
«Составление алгоритма мнемотаблицы» Через посыльного передаёт задания для микрогрупп, рассказать с помощью картинок про профессии «астронома» и «космического биолога», название профессии, место работы, их деятельность, инструменты, спецодежда.
Вы всё правильно рассказали и получаете карточку стрелочку.
- Сейчас Вы стали настоящими астрономами и космическими биологами, а это значит, что нам пора отправляться в космос, на поиски нашего друга.
На чём отправимся?
закрывают глаза, держаться все за руки, поднимают руки вверх и произносят, раз, два, три сели и в ракете полетели Компании «астронома» и «космического биолога» разрабатывают алгоритм мнемотаблицы и представляют его в форме рассказа с помощью волшебного микрофона, а затем отправляются в космос. Представить результаты работы публично, об особенностях трудовых действий, совершаемыми «астрономом» и «космическим биологом» об оборудование и инструментах, которые они используют в своей работе.
Формируются навыки представления и обогащение словаря.
3. Образовательная ситуация
«Расшифруй ребусы» Создаёт условия для создания новых компаний и постоянного передвижения детей
- Возьмите разрезную картинку и найдите себе пару.
- От каждой пары один посыльный у кого день рождение зимой, получает задание (ребус), образовывая слова; Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- Солнце и все планеты Вы назвали и за это получаете карточку.

Дети берут картинку с изображением частички планеты и солнца. Ищут себе партнёра. От каждой компании посыльный получает ребус. Дети разгадывают ребус и издают звуковой сигнал, называют свою планету. Формируется навык совместной работы, партнёрство, отгадывание ребусов, выражают мнение публично.
4. Образовательная
Ситуация
Игра-эксперимент

Мы живём на планете Земля, а она и ещё семь планет кружатся вокруг звезды по имени Солнце. И сейчас мы вместе построим Солнечную систему
-Почему наши планеты сталкиваются?
-У планет есть настоящие правила движения. Они построены на силе Солнца, которая называется притяжение. Этой своей силой Солнце удерживает планеты на строго определённых местах и расстояниях. Каждая планета движется по определённому кругу, который называется-орбита.
-Просит все планеты медленно начали двигаться в одну сторону.
-Почему сейчас планеты не столкнулись?
Когда планета проходит круг вокруг солнца, проходит один год на планете,
Солнечную систему мы с Вами построили и за это получаем третью карточку стрелочку и посмотрите среди планет наш друг Микобот.
Что бы по скорее ему помочь, разделимся на две компании.
Дети начинают двигаться в хаотичном порядке, сталкиваться друг с другом

Дети берут верёвочки у каждой пары своя верёвочка определённой длины. Один конец верёвки у детей –солнца второй у детей-планеты, дети-планеты движутся вокруг солнца.
- И получают карточку стрелочку. Формирование новых представлений о космосе. Активизация словаря –орбита.
5. Образовательная ситуация
«Солнечная система» Солнце и четыре ближайшие планеты идут на жёлтый коврик, а четыре дальние планеты на зелёный коврик. Образуются новые компании, от каждой компании выбирается самый высокий посыльный, который получает задание и карточки.
Необходимо проложить маршрут согласно задаче, используя карточки стрелочки, а затем запрограммировать робота Микобота.
6 карточек шаг вперёд
2 карточки-поворот на право,
2 карточки поворот на лево (на каждую компанию)
Каждой компании читается задача:
1. На меркурии произошла поломка электростанции. Необходимо с Марса перевезти на Меркурий спасательную команду.
2. На Венере на летающих городах готовится большой праздник-карнавал. Нужно стартуя с базы на Уране забрать оттуда людей и перевезти их на Венеру.
За каждую задачу Вы получаете по одной карточке.
Маршруты проложены, но нам нужно вернуть Микобота домой.
Как поможем?
Нужны наши карточки стрелочки для построения маршрута.
Дети делятся на две компании, каждая занимает свой коврик. С помощью карточек стрелочек составляют маршрут, соответствующий условию задачи, а затем программируют робота Микобота.
- Из полученных карточек строят маршрут и запускают робота Микобота, затем сами возвращаются в группу
Закрывают глаза, держаться все за руки, поднимают руки вверх и произносят, раз, два, три сели и в группу полетели. Формируется навык поиска решения при ограниченном выборе. Повышается уверенность в своих силах, формируются навыки программирования.

6. Заключительная часть
Рефлексивный компонент
Подведение итогов деятельности
«Метод пяти пальцев»
Мизинец -что нового и интересного было на занятии?
Безымянный- чего достиг?
Средний- каким было настроение?
Указательный-кому я сегодня помог?
Большой-что я сделал для своего здоровья?
Предлагает на распечатанной карте Солнечной системы прикрепить значки, о какой планете они хотели бы узнать поподробнее на следующем занятии. Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствие с выбранным пальцем. Дети участвуют в оценки и самооценки результатов деятельности. Формулируют возможности использования результата деятельности в дальнейшем.