Проект "Использование технологии STEAM в ДОУ" с презентацией.
проект по математике (старшая группа)

Ольга Александровна Николаева

Проект "Использование технологии STEAM в ДОУ" с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №3

Проект

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно – техническое творчество старших дошкольников в рамках STEAM-технологии»

Подготовила:

Воспитатель: Николаева О.А.

                                                                                                                       

 пгт. Тымовское

2022 г.

Содержание

Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта.

2. Основная проблема.

3. Актуальность проекта.

4. Практическая значимость.

5. Основные ориентиры проекта.

6. Цели и задачи проекта.

7. Новизна проекта.

8. Практическая значимость проекта.

9. Ресурсное обеспечение проекта.

10.Этапы реализации проекта.

11. План реализации проекта.

12. Ожидаемые результаты.

13. Перспективы распространения проекта.

14. Возможности дальнейшего развития.

15.Промежуточные результаты проекта (февраль 2022г.).

16. Список литературы.

17. Приложение.

Содержательная часть проекта.

Аннотация проекта:

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Что такое STEАM?

Если расшифровать, то получится следующее: S – science, Ttechnology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).

Сегодня STEAM-образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями.

Именно поэтому, два модуля для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников, такие как: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» – входят в основу нашего проекта.

STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Основная проблема:

Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Актуальность проекта:

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM-технологии.

Внедрение STEАM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.

Благодаря STEАM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 1 год (с октября 2021 года по май 2022 года)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ.

Типовые особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

- По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: долгосрочный.

Особенности проекта: на уровне образовательного учреждения межгрупповое сотрудничество.

Цель: Внедрение образовательных модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение их в научно-техническое творчество.

 Задачи проекта:

1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

2. Организовать работу образовательных модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование» и «Математическое развитие».

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.

5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

 Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были использованы следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» - развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; - свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); - умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.

Проект реализуется в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

- Игре

- Конструировании

- Познавательно-исследовательской деятельности

- Проектной деятельности

- Различных видах художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость проекта 

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Ресурсное обеспечение проекта: 

Кадровое: заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое: развивающие центры: центр занимательной математики, центр конструирования.

Этапы реализации проекта: (2021-2022 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный (октябрь 2021 г.)

2 этап - практический, основной (ноябрь 2021 г. – май 2022 г.)

3 этап – итоговый (май 2022 г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

Направление работы

I этап

подготовительный: октябрь 2021 года.

Постановка цели и задач проекта.

Изучение модулей и пособий по STEАM-образованию.

Подготовка к внедрению STEАM-технологии в работу группы.

Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEАM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEАM-технологии.

II этап

практический, основной:

ноябрь -май 2021 - 2022 гг.

1.Создание и презентация буклетов для родителей по ознакомлению со STEAM – технологиями.

2. Разработка конспектов ООД с использованием STEAM – технологии.

3.Внедрение модуля «Математическое развитие» в ООД по ФЭМП и в совместную деятельность.

4. Внедрение модуля «LEGO - конструирование» в ООД и в совместную деятельность на протяжении всего проекта.

5. Дидактические игры и упражнения с пособиями «LEGO - конструирование» и «Математическое развитие» на протяжении всего практического этапа проекта.

6. Организация и проведения мастер – класса для родителей «Использование STEAМ – технологии в ДОУ».

7. Выставка поделок из лего: «Военная техника» ко Дню защитника Отечества.

8. Выставка творческих поделок из палочек «Геотикс» и набора «Соединяющиеся звенья» - «Калейдоскоп фантазий».

9. Осуществление преемственности и внедрение модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» в образовательное пространство детей младшего и среднего дошкольного возраста.

10. Разработка картотеки «Игры и упражнения по задачам математического развития».

11.Разработка картотеки «Подвижные математические игры».

12. Консультация для педагогов «Использование STEАM образования в ДОУ».

Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении Информационное сопровождение педагогов по данной теме.

Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками. Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками и детьми младшего и среднего дошкольного возраста, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

III этап

 аналитический:

 май 2022 г.

Подвести итоги работы по проекту в виде: - диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEАM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье». - родительского собрания «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников».

-презентации на основе материалов по данному проекту.

Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

 1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.

2. Организация работы образовательных модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие».

3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.

4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Родители воспитанников познакомятся с информацией по STEАM образованию.

6. Внедрение модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» в образовательное пространство детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предполагаемые продукты: 

1.Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEM технологии.

2. Разработка проектов по образовательным модулям.

3. Разработка конспектов ООД с использованием STEAM – технологии.

Перспективы распространения проекта: 

В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEАM-технологии. Проект будет опубликован на личном сайте педагога. Трансляция педагогического опыта на муниципальных мероприятиях.

Возможности дальнейшего развития проекта: 

В дальнейшем, проект может быть представлен на педагогических сайтах, конкурсах, форумах.

 

Промежуточные результаты проекта (февраль 2022г.)

    В процессе реализации проекта «Развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно – техническое творчество старших дошкольников в рамках STEAM-технологии» педагоги старшей группы «Бельчата» познакомили ребят с образовательными модулями «LEGO - конструирование», «Математическое развитие». Создали условия как для свободных игр детей, так и внедрения их в организованную образовательную деятельность группы. Ребята принимали участие в сюжетно – ролевых играх (Например, «Магазин» _ (пособие для измерения веса «Весы детские с медвежатами» и счетный материал «Фрукты»); «Поездка с в зоопарк» (пособие «LEGO - конструирование» и набор счетного материала «Дикие животные»; «Наша ферма» (пособие «LEGO - конструирование» и набор счетного материала «Домашние животные») и др.

  Так, как практически все игры направлены на развитие мелкой моторики, ребята стали активно взаимодействовать с окружающей средой.

     Используя материалы модулей, в образовательное пространство внедрялись дидактические игры и упражнения «Гусеница», «Строим дома», «Угадай, что изменилось», «Инопланетные соседи», «Кварталы», «Что общего?», «Отправляемся в плавание», «Цветные города» и множество других. Игры осуществлялись по двум направлениям: 1. Спокойные игры и упражнения по задачам математического развития; 2. Подвижные математические игры. Эти игры помогли поддерживать состояние организма детей в тонусе, обеспечивали благоприятную для деятельности позицию ребенка, и как следствие предлагали возможности для познания и взаимодействия друг с другом.

     Дети проявляли исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам. Пособия для детей представлены в свободном доступе, чтобы при желании они самостоятельно смогли поиграть с тем или иным материалом, что помогло развить их познавательный интерес, инициативность и закрепить изученные математические свойства, операции.

   Используя модули STEAM у детей, выявились интеллектуально – творческие проявления: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.

   Например, выявились группы по интересам, Матвей, Константин, Серей Д, Сергей А. самостоятельно организовали команду по «LEGO - конструированию», где активно экспериментируют и моделируют.

  У девочек образовался круг интересов по использованию палочек «Геотикс», где они активно проявляют свою фантазию и развивают инженерный склад мышления.

  Некоторые ребята в целях преемственности и передачи опыта с удовольствием посещали среднюю группу и внедряли свои игры в совместную деятельность.

  Родителям группы были предложены буклеты по ознакомлению со STEAM – технологией, организован и проведен мастер – класс «Использование STEAМ – технологии в ДОУ», что позволило показать важность использования развивающей среды STEAM для интеллектуального развития детей.

  В дальнейшей реализации проекта, нами будут предложены игры и упражнения для стимуляции самостоятельного поиска ответов на вопросы, а также продолжим работу по развитию творчества и воображения. Будем продолжать делиться своим опытом с детьми младшего возраста. Также продолжается работа по созданию картотек игр и упражнений с использованием STEAM – технологии.

Литература: 1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с

3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.

6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т. в. 4.

9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2017.

11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. / – М.: Просвещение, 1990.

12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.

13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 стр.

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.

16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / - М.; Просвещение 1987г.

17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия, 1986.

20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.

Приложение 1.

Буклет для родителей по ознакомлению со STEAM – технологиями.

Приложение 2

Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM»

Тема: "Волшебные фигуры"

Программное содержание:

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Развитие математических знаний и познавательной мотивации посредством игры.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с понятием «геометрия», «геометрическая фигура», «круг», «квадрат», «треугольник», «цвет» (красный, синий, жёлтый, числом 8;

• Упражнять в составлении из простой геометрической фигуры – сложные фигуры.

Развивающие:

• Научить создавать программы поиска по заданным параметрам;

• Развить навыки критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления;

• Развивать целенаправленность и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенность ребёнка в собственных силах.

Воспитательные:

Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению базовых навыков в области математики.

Интеграция образовательных областей:

• Речевое развитие;

• Социально - Коммуникативное развитие.

• Художественно - эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно – исследовательская (моделирование).

Программные задачи:

Речевое развитие:

Связная речь:

• Развивать речь детей, включая его в познавательно – исследовательскую деятельность;

• Способствовать обогащению активного словаря через познавательно – исследовательскую деятельность;

• Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами;

• развивать диалогическую и монологическую формы речи;

• воспитывать речевую культуру.

Социально - коммуникативное развитие:

• Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками;

• Развивать умения работать в команде;

• Развивать умения согласовывать действия с партнёром;

• Формировать навыки искусства общения;

• Развивать стремление к достижению общего результата.

• Формирование позитивных установок к профессиям: программист, учёный, математик, инженер.

Художественно - эстетическое развитие:

• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной);

• Развивать фантазию, творческое воображение детей;

• Воспитать интерес к рисованию с помощью науки геометрия – геометрическими фигурами.

Педагогические методы организации образовательной деятельности:

Наглядные:

• демонстрация знаковых моделей;

• рассматривание плаката с иллюстрациями геометрических фигур.

Словесные:

• Словарная работа: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция.

• мотивация;

• метод интерактивного обучения;

• беседа;

• изучение художественной литературы;

Практические:

• Продуктивная деятельность (рисование);

• Моделирование;

• Программирование.

Методические приемы организации образовательной деятельности:

• объяснение;

• показ;

• поощрение;

• вопросы проблемного характера;

• опора на наглядность.

Используемые образовательные технологии:

• личностно - ориентированная технология;

• игровая технология;

• технология использования проблемных ситуаций;

• технология развития критического мышления.

• интерактивная технология.

Предварительная работа:

• ООД;

• наблюдения на прогулках «Математика вокруг нас»;

• рассматривание иллюстраций;

• отгадывание загадок о геометрических фигурах;

• заучивание стихотворений;

• Дидактические игры: «Нарисуй фигуры», «Нарисуй фигуры, такие как в квадратах», «Сложи фигуры из частей квадрата», «Сколько треугольников».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный компонент:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас в гостях робот Микибот давайте, с ним поздороваемся…»

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, Микибот что – то хочет нам рассказать, и сегодня он мне рассказал, о своей очень интересной находке, а нашёл он различные формы: треугольники, круги, квадраты. Это геометрические фигуры, изучает их наука геометрия, которая является одной из частей математики. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с разными предметами, похожими на фигуры, которые нашел Микибот. Что похоже на круг?

Ответ детей: Тарелка, часы, солнце.

Воспитатель: что похоже на квадрат?

Ответ детей: Стол, кубик, картина.

Воспитатель: что похоже на треугольник?

Ответ детей: Крыша, ёлка, пирамидка.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам внимательно рассмотреть геометрические фигуры, потому что они не простые, а волшебные. Из них можно создать новые фигуры – сложные.

Давайте из простых геометрических фигур создадим новые формы.

Воспитатель демонстрирует детям разноцветные фигуры, а дети из базовых фигур составляют сложные.

2. Содержательный компонент.

Воспитатель: Ребята мы с вами из геометрических фигур составили не только новые сложные формы, но и красивые картины. Мы умеем рисовать картинки, красками, карандашами, фломастерами. Давайте сейчас попробуем нарисовать картину с помощью науки геометрия. Необычно? Да, но возможно. Для этого у нас есть геометрические фигуры: 8 треугольников, 8 квадратов, 8 кругов. Только они у нас чёрно – белые, чтобы получить красочную картину предлагаю раскрасить их в яркие цвета, а затем сделать из них математическую картину. Поскольку, геометрия — это наука, то и раскрашивать фигуры и составлять картину мы будем по – особому, по – научному.

Давайте каждой фигуре присвоим определённый цвет. Ребята, какой цвет мы присвоим - квадрат?

Ответ детей: Красный

Воспитатель: Каким цветом мы раскрасим – круг?

Ответ детей: Жёлтым

Воспитатель: Какой цвет присвоим треугольнику?

Ответ детей: синий.

Воспитатель: Ребята, у нас есть 8 треугольников, 8 кругов, 8 квадратов. Внимание! Появилось новое число- 8. Познакомимся с числом восемь.

Воспитатель показывает карточку с числом -8 и приводит примеры, где можно в жизни встретить число -8. (8 колёс у двух машин, 8 рук у четырёх ребят, 8 ног у двух собак).

У нас по восемь одинаковых фигур.

Воспитатель: Ребята давайте раскрасим ниши геометрические фигуры для математической картины. Но поскольку фигуры должны быть трёх цветов, предлагаю вам разбиться на три команды: команда «жёлтых», команда «синих», команда «красных». «Жёлтые» раскрасят круги, «Синие» раскрасят треугольники, «Красные» раскрасят круги.

Воспитатель разбивает ребят на три команды и прикрепляет на одежду детей геометрические фигуры: команде «Жёлтых» - жёлтые круги, команде «Синих» - синие треугольники, команде «Красных» - красные круги.

Воспитатель раздаёт цветные карандаши командам:

- Команда «Жёлтых» получает жёлтые карандаши и чёрно – белые круги;

- Команда «Синих» получает синие карандаши и чёрно – белые треугольники;

-Команда «Красных» получает красные карандаши и черно – белые квадраты

Дети рассаживаются за столы и приступают к работе.

 

Воспитатель: Ребята, мы познакомились с тремя геометрическими фигурами и тремя цветами: красный, жёлтый, зелёный. Давайте потренируемся, чтобы нам было легко с ними работать. Сейчас я смешаю все раскрашенные фигуры и буду давать задания, какие фигуры необходимо найти. А вы будете быстро их находить.

Правила игра таковы: Воспитатель даёт задание найти определённую фигуру и если дети задание выполнили правильно, воспитатель, говорит «Верно», если задание выполнено неверно, воспитатель говорит «Неверно», и дети заново ищут нужную фигуру, пока не будет сказано «Верно»

Список заданий:

• Найти красную фигуру

• Найти треугольник

• Найти квадрат

• Найти жёлтую фигуру

• Найти круг

• Найти синюю фигуру

 

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, научились распознавать фигуры. Наш Микибот всё это время находился с гостями и внимательно за нами наблюдал, ему понравилось наше занятие, и он тоже хочет научиться узнавать геометрические фигуры, давайте его научим. Научим?

Ответ детей: Да

Воспитатель: для этого у нас есть особое поле, на котором его можно учить. Давайте вместе соберем геометрическое поле с геометрическими фигурами, как указано на рисунке.

 

Воспитатель: геометрическое поле готово, можно начинать обучение Микибота, вы будите давать роботу задания находить нужные фигуры, а он будет их выполнять. Но прежде я вас разделю на две команды:

• первая команда выбирает задание для робота.

• вторая команда будет программировать робота на выполнение задания первой команды, по следующему алгоритму:

• Построить последовательность движения работа на карточках – стрелочках, в соответствии с заданием первой команды

• Запрограммировать робота согласно последовательности карточек – стрелочек

• Запустить выполнение программы

Список заданий для Микибота на поле с геометрическими фигурами:

1. Найти красный треугольник (перейти на клетку с красным треугольником)

2. Найти синий круг

3. Найти жёлтый квадрат, а затем жёлтый треугольник

4. Найти синий квадрат. А затем синий круг

5. Найти красный треугольник, а затем жёлтый треугольник

6. Найти желтый квадрат, а затем синий квадрат.

 После выполнения задания, робота ставят на исходное место – на клетку с красным кругом, носиком в сторону фиолетового прямоугольника, и команды меняются местами.

3. Заключительный компонент. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, теперь мы готовы создать нашу уникальную творческо – математическую, красиво - геометрическую картину. Давайте я буду выбирать наши раскрашенные геометрические фигуры, а вы все по очереди выберете место на картине, где расположить выбранную фигуру, чтобы получилась красивая картина, для которой вы потом придумаете красивое название

 4. Рефлексивно – оценочный компонент

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подведём итог занятия, я буду говорить начало предложения, а вы его продолжение:

• Сегодня на занятии мы познакомились с геометрическими фигурами…. (круг, квадрат, треугольник).

• Сегодня на занятии мы повторили цвета… (красный, жёлтый, синий).

• Сегодня на занятии мы познакомились с числом…(Восемь)

• Сегодня на занятии мы научились рисовать картины … (геометрическими фигурами)

• Сегодня на занятии я поставил себе оценку …).

Молодцы, ребята вы сегодня хорошо поработали на занятии, и мне хочется продолжить игру. Давайте закончим наше занятие ритуалом: каждый по очереди скажет соседу и нашим гостям хорошие слова. Мы будем делать это для того, чтобы у всех осталось радостное чувство.

Приложение 3

Конспект по ФЭМП с применением STEAM - технологии (старшая группа)

Тема: «Семейство мишек у нас в гостях»

Цель: 

         Формировать общие представления детей о процедуре измерения веса.  формировать представления о размере, форме и цвете фигур, 

         продолжать тренировать у детей счет в пределах 10.

Задачи:

Образовательные:

         Продолжать учить считать в пределах 10;

         Закреплять знания детей о форме, размере и цвете фигур.

         совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно решать простейшие математические задачи;

         совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа, формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

 

Развивающие:

         развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество);

         развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие);

         развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;

Воспитательные:

         воспитывать интерес к математике;

         воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов; • воспитывать навыки работы в паре;

         радоваться достигнутым успехам.

         Развивать память, мышление, внимание, усидчивость.

      

Материал раздаточный: (на каждого ребенка)

мишки, квадрат 25*25, весы.

 Ход занятия 

 

Дети стоят на ковре вместе с воспитателем играют в игру. (воспитатель сам придумывает игру с цифрами) во время игры в группу тихо заходят гости и рассаживаются за столы. Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними….

Посмотрите, кто же еще пришел к нам в гости? это не простые гости, кто же это? 

Правильно, мишки, посмотрите, у каждого на столе своя полянка с мишками.   (на столах стоят разноцветные тарелочки, на них стоят мишки, такого же цвета, как и тарелочка. Так же на столе лежит большой квадрат — это полянка. Весы так же стоят на столе, можно одни весы на двоих.                            Для гостей на столах стоит такой же набор)

Проходите к столам.

Ребята давайте поиграем с мишками.

Я вам буду говорить задание, а вы внимательно слушайте и выполняйте. 

(дети выставляют мишек на квадрат) Поставьте:

-     в верхний правый угол маленького медведя,

-     на середину большого медведя,

-     в верхний левый угол среднего медведя

-     в нижний левый угол поставьте 2 маленьких мишек - и в правый нижний угол поставьте 3 маленьких мишки.

 Молодцы. Проверьте друг друга, всё правильно?

(вопросы задаются отдельному ребенку) - Сколько медведей вы поставили? 

-     Сколько у тебя на квадрате маленьких медведей? Где?

-     сколько у тебя на квадрате больших медведей? Где?

-     сколько у тебя на квадрате средних медведей? Где?

Молодцы. Все справились с заданием.

А теперь мы с вами вспомним состав числа. Я вам буду говорить число, а вы будете ставить на свою полянку медведей. Например, я говорю число 5. Вы ставите 2 мишки на верх, 3 мишки вниз, или 2 мишки с права и 3 мишки слева, а может кто-то придумает свою комбинация, как расставить мишек.

-     Число 7 

(Воспитатель смотрит как поставили дети мишек и спрашивает каждого ребенка: А как у тебя?)

-     число 5

-     число 8 

 Молодцы справились с заданием.

 Физминутка музыкальная (головами покачаем)

Ну, что отдохнули? А мишки приготовили вам новое задание.

(у воспитателя на столе лежат карточки такого же цвета как мишки) Слушайте задание внимательно у каждого будет свое задание.

Сразу ничего не ставьте, сначала слушаете, запоминаете, только потом можно выполнять задание. Готовы? 

-     зеленые медведи(воспитатель показывает карточку определенного цвета)

3 маленьких медведя, 2 больших, 1 средний.

- желтые

2 средних, 1 маленький, 2 больших

-   сиреневые  

2 маленьких, 2 средних, 1 большой

красные  

1   маленький, 2 больших., 1 средний

-синие

2   больших, 3 маленьких, 1 средний

оранжевые

2 средних, 1 большой, 3 маленьких

А теперь проверим, все ли правильно поставили мишек? Молодцы.

А теперь, я вам предлагаю узнать вес мишек. 

-                      Что нужно сделать, чтобы это узнать, отличаются ли мишки по весу?

-                      Чем можно измерить вес мишек? (весами)

 

Поставьте на одну чашу весов большого медведя, а на другую среднего мишку, 

-                      сколько медведей и каких надо добавить к среднему мишки, чтоб весы сравнялись? 

Молодцы, вес большого мишки равен весу среднего и маленького мишки. а теперь снимайте мишек и слушайте следующее задание

-                      поставьте на одну чашу весов среднего мишку и подумайте сколько и каких мишек надо поставить на другую чашу весов, чтоб весы сравнялись? 

Молодцы, снимайте мишек.

-                      на одну чашу весов поставьте 3 маленьких. Сколько и каких медведей надо поставить на другую чашу весов, чтоб они были равные. 

Молодцы. 

 А теперь отдохнём. ( Дети встают на ковер. Физ минутка музыкальная)

 

Рефлексия. Стоя на ковре

 

-                      Ребята какое открытие вы для себя сделали на нашем занятии?

-                      Что вам понравилось больше?

-                      Какое задание вам было трудно выполнить?

 

А вы хотите ещё поиграть с мишками?

Мишки останутся у нас в гостях, и мы будем с ними играть. 

А нашим гостям скажем спасибо и до свидания. 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Развитие математических способностей старших дошкольников на основе STEAM – технологий» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №3 Проект Тема: «Развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно – техническое творчество старших дошкольников в рамках STEAM – технологии» Подготовила: Воспитатель - Николаева О.А. пгт. Тымовское 2022 г.

Слайд 2

Паспорт проекта Цель: Внедрение образовательных модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение их в научно-техническое творчество . Задачи проекта: 1. Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду. 2. Организовать работу образовательных модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие». 3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству. 4. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей. 5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Слайд 3

Основные ориентиры проекта: Срок реализации проекта: с октября 2021 по май 2022 года. Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители. Адресация проекта: п роект предназначен для педагогов ДОУ. Типовые особенности проекта: По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий По количеству участников: групповой. По продолжительности: долгосрочный. Особенности проекта: на уровне образовательного учреждения межгрупповое сотрудничество. Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Слайд 4

Практическая значимость проекта Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста возраста. Этапы реализации проекта: (2021-2022 учебный год). Данный проект предполагается реализовать в три этапа: 1 этап –организационно - подготовительный ( октябрь 2021г.) 1. Постановка цели и задач проекта. 2. Изучение модулей и пособий по STEАM-образованию. 3. Подготовка к внедрению STEАM-технологии в работу группы.

Слайд 5

2 этап - практический, основной ( ноябрь 2021г. – май 2022 г.) 1.Создание и презентация буклетов для родителей по ознакомлению со STEAM – технологиями. 2 . Разработка конспектов ООД с использованием STEAM – технологии. 3.Внедрение модуля «Математическое развитие» в ООД по ФЭМП и в совместную деятельность на протяжении всего проекта. 4. Внедрение модуля « LEGO - конструирование» в ООД и в совместную деятельность на протяжении всего проекта. 5. Дидактические игры и упражнения с пособиями «LEGO - конструирование» и «Математическое развитие» на протяжении всего практического этапа проекта. 6. Организация и проведение мастер – класса для родителей «Использование STEA М – технологии в ДОУ». 7. Выставка поделок из лего: «Военная техника» ко Дню защитника Отечества. 8. Выставка творческих поделок из палочек «Геотикс» и набора «Соединяющиеся звенья» - «Калейдоскоп фантазий». 9. Осуществление преемственности и внедрение модулей STEАM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие» в образовательное пространство детей младшего и среднего дошкольного возраста. 10. Разработка картотеки «Игры и упражнения по задачам математического развития». 11. Разработка картотеки «Подвижные математические игры». 12. Консультация для педагогов «Использование STEАM образования в ДОУ». 3 этап – подведение итогов проекта (май 2022 г.)

Слайд 6

Для достижения цели и решения задач на практическом этапе проекта были использованы следующие модули STEAM : Модуль «LEGO - конструирование » Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» - развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; - свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); - умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию. Вид конструирования «По образцу» Цель: развитие интеллектуальных способностей и аналитического мышления, навыков обследования, наблюдательности .

Слайд 7

Конструирование «По условиям» Цель: развитие творческих способностей, находчивости, инициативности, самостоятельности.

Слайд 8

Совместная деятельность с использованием модуля «LEGO - конструирование

Слайд 9

Выставка поделок из лего: «Военная техника» ко Дню защитника Отечества.

Слайд 10

Образовательный модуль «Математическое развитие» Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности. Творческие поделки из палочек «Геотикс» для выставки.

Слайд 11

Упражнение «Сложи вместе» (пособие «Геометрические фигуры»). Цель: формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, цвет. Развитие зрительного восприятия. Развитие мышления;: операций анализа и синтеза.

Слайд 12

Упражнение «Город мастеров» (пособие «палочки Геотикс »). Цель: формирование целенаправленности и саморегуляции движений,. Развитие воображения и творческой активности. Развитие элементарных математических представлений, логического мышления.

Слайд 14

Игры и упражнения с пособием «Набор соединяющихся звеньев»

Слайд 15

ООД по ФЭМП с использованием модулей STEAM

Слайд 16

Совместная деятельность с детьми группы «Солнышко»

Слайд 17

Работа с родителями П резентация буклетов для родителей по ознакомлению со STEAM – технологиями.

Слайд 18

М астер – класса для родителей «Использование STEA М – технологии в ДОУ».

Слайд 19

«Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в дошкольном образовании. Презентация

В презентации автор рассказывает о существующих в дошкольном образовании технологиях и подробно останавливается на игровых технологиях. Описываются различные виды игр, их значение и использование в об...

Конспект занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину» для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии. (с использованием мультимедийной презентации)

Конспект  занятия по рисованию на тему «Раскрасим радугой картину»для детей старшей группы с использованием современной педагогической здоровьесберегающей технологии.( с  использованием муль...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Технология STEAM

Конспект - описание технологии.Консультация для родителей.Консультация для педагогов.Конспекты занятий НОД....

Математические задачи по технологии STEAM-образования

Математические задачи по технологии STEAM-образования...

технологи steam

По теме:  «Технология STEAM  -квест, как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников»....

Статья Образовательная технология STEAM

Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образо...