Детский мини-технопарк "Прометейчик"
рабочая программа по информатике

Егорова Альбина Ивановна

Программа «Детский мини-технопарк «Прометейчик» (далее по тексту «Программа») является программой дополнительного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_tehnopark.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКОГО МИНИ-ТЕХНОПАРКА «ПРОМЕТЕЙЧИК»

Пояснительная записка

Программа «Детский мини-технопарк «Прометейчик» (далее по тексту «Программа») является программой дополнительного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество.

Если коснуться истории вопроса, то детские технопарки создаются Минобрнауки РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках нового проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей» с 2015 года. Цель проекта — вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.

Детский технопарк – это новая модель дополнительного образования, позволяющая детям на высоком уровне получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам, доступ к современным программам дополнительного образования в области технологий, дающая возможность развиваться молодым талантам и показывать своё мастерство на различных выставках и конкурсах.

        Целью детского мини-технопарка является популяризация научно- технического творчества и развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников.  Миссию детского сада мы видим в создании современной научно-образовательной площадки интеллектуального досуга для наших воспитанников; детско-взрослых сообществ технической и интеллектуальной направленности; развитии системы инженерного образования в республике; выполнении социального заказа родителей на качественное образование.

В лабораториях детского мини-технопарка реализовываются два федеральных проекта:

- «STEM – образование детей дошкольного возраста» (приказ МО РС(Я) №01-09/147 от 31.01.2018);

- Федеральная площадка «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА» (приказ МО РС(Я) №01-09/2640 от 19.12.2017).

Программа «Детский мини-технопарк «Прометейчик» построена на позициях детоцентризма. В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

Деятельностный подход – ключевой в развитии интеллектуальных способностей. В рамках Программы мы опирались на принципы, сформулированные рядом выдающихся российских и зарубежных психологов и педагогов. Этот подход сохранил свою актуальность, так как для развития интеллекта в современных условиях требуется  активная позиция, которую необходимо воспитывать с дошкольного возраста.

Активная познавательная позиция ребёнка – главное и в нашей Программе, так как «ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта». Нужны именно действия самого ребёнка, который мог бы активно и увлеченно манипулировать, экспериментировать с реальной современной  развивающей предметно-пространственной средой. По мере нарастания и усложнения опыта  практического действования с предметами у ребёнка происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции. По мере формирования операций взаимодействие ребёнка с миром всё в большей мере приобретает интеллектуальный характер. Кроме того, Программа базируется на теории А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, основу которой составляет расширение спектра деятельностей, специфичных для детей дошкольного возраста, что способствует полноценному проживанию ими всего периода детства.

В основе Программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования – непрерывность, которая на этапах дошкольного детства обеспечивается взаимодействие двух социальных институтов: семьи и образовательной организации. Поэтому работа в лабораториях детского мини-технопарка ведется по трем проектным траекториям: образование, развитие, досуг.

Траектория I. ОБРАЗОВАНИЕ. Программа детского мини-технопарка «Прометейчик» реализовывается в двух моделях: в вариативной части ООП в режиме работы детско-взрослых сообществ и как дополнительная образовательная услуга за рамками ООП ДОО. Педагогическим коллективом написаны рабочие программы дополнительного образования по направлениям научно- технического творчества (конструирование, робототехника, занимательная математика и физика, интеллектуальные игры, исследовательская и проектная деятельность, мультипликация, художественный труд и дизайн и др.), где интегрируются образовательные области дошкольного образования, широко используется проектный метод обучения, в комплексе решаются многие образовательные задачи, в этих программах органично сочетаются  все возможные игры и конструирование, которые являются самыми характерными видами деятельности дошкольников.

Траектория II. РАЗВИТИЕ – это работа над проектами, игровая, экспериментальная и исследовательская деятельность, участие в конференциях и различных конкурсах.

Запуск образовательных проектов детского мини-технопарка начинается в начале учебного года. Образовательные проекты запускаются по интересам детей или по запросу на республиканские, городские и внутрисадовские конкурсы, тогда тематика заранее объявляется по детскому саду. Например, по программе детского мини-технопарка за время его существования запущены и успешно реализованы такие образовательные проекты как «Моя столица – мой Якутск», «Шедевры ЮНЕСКО. Ленские столбы», «Экопарк «Природный мир Якутии». Работа над каждым проектом длится неделю, иногда больше.  Во время работы над проектами дети не только узнают новое: проекты служат мощным средством индивидуального интеллектуального и творческого развития детей, коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально и в группах созданных моделей и конструктов, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры, и экспериментирования материалом. Обязательно – игра, разворачивание самостоятельной свободной игры, сюжетно-ролевой игры с созданным конструктом в каждой группе детского сада. Педагоги в данный момент в роли фасилитаторов, игромастеров – включаются в игру, иногда просто наблюдают за игрой.

Экспериментальная и исследовательская деятельность детей разворачивается в центрах Науки, созданных в каждой группе и детско-взрослых сообществах «Я - исследователь», «Экологическое окно», «Мульти -пульти».  На этих площадках мини-технопарка дети могут провести и исследовательскую, и экспериментальную работу по теме запущенных проектов. Снять мультфильм по теме исследования

Траектория III. ДОСУГ. Участие в конференциях и различных конкурсах. С 2016 года участвуем в республиканском конкурсе для дошкольников и младших школьников «Я - инженер», «Парад Роботов», «Я - интеллектуал», дистанционной олимпиаде по решению шахматных задач И.Г. Сухина, фестивале для дошкольников и младших школьников «Приключения в Шахматном Королевстве», Региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ дошкольников и младших школьников, проводимых Малой академией наук Республики Саха (Якутия). Главный приоритет в участии подобных мероприятиях – поучаствовать, попробовать свои силы, посмотреть, пообщаться с другими детьми, которых тоже интересуют точные и инженерные науки, исследования, работа над проектами.

Сессия «Я - исследователь». В нашем детском саду сессия – как форма работы взрослых с детьми для каждой возрастной группы задумывалась как помощь в организации детской исследовательской деятельности. Как наверно знают все практики, организовать детскую исследовательскую и экспериментальную деятельность не так-то просто. А еще ее сделать системной, чтоб был охвачен каждый ребенок – задача трудная, но возможная. Как мы поступаем? Сессия в группе и сессия со своими ровесниками из параллельных групп проводятся один раз месяц. В течение месяца дети готовятся к дате проведения сессии. Взрослые им помогают, их выслушивают и дома и в саду. Самая интересная из этих работ идет на общую сессию своих ровесников. Собираются в музыкальном зале и детвора по желанию, и выступающие.   При подготовке придерживаемся методического пособия А.И. Савенкова «Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».
         Целевые прогулки. Это традиционные как во всех детских садах мероприятия. Но в рамках программы нашего детского технопарка, целевые прогулки задумываются, например, в Кванториум, в Малую компьютерную академию, музей Истории России, Краеведческий музей.

         Мастер-классы.  Мы их проводим как для наших педагогов, так и для детей и родителей. Для родителей мастер-классы по постановке работы с детьми по исследовательской, проектной деятельности, робототехнике, интеллектуальным играм, легоконструированию, художественному труду и дизайну проводят наши педагоги. Для наших воспитателей в формате наставничества, взаимопосещения, обучения, деловой игры проводятся семинары, консультации, курсы ПК, мастер-классы по всем направлениям научно- технического творчества. Мастер-классы для детей – это интересная игра, возможно сюжетно-ролевая в Мастера-Игромастера. Дети и все желающие взрослые: родители, младшие воспитатели собираются в детском саду (заранее назначается день, выбираются подходящие помещения) и учатся и одновременно играют в интеллектуальные игры, строят разнообразными конструкторами, собирают роботов, конструируют из бумаги и картона здания и сооружения, природные объекты, создают авторский мультфильм. Проводят эти мастер-классы воспитатели и педагоги дополнительного образования.

Создание детского мини-технопарка помогло нашему детскому саду решить многие образовательные задачи по построению комплексной и системной работы всего коллектива. Мы, можем сказать с большой долей уверенности, создав наш детский мини-технопарк, вышли на то устойчивое сочетание ФГОС и дополнительного образования в детском саду: наука раскрыла нам идеи и механизм организации того или иного процесса, методическое обеспечение выполнило организационную, координационную функции реализации образовательного процесса, материально-техническое обеспечение стало инструментом деятельности всего коллектива детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...