Отчет по теме самообразования «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Шутова Ирина Александровна

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умение взаимодействовать со взрослым, поэтому правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Роль педагога в детском конструировании - помочь советом, подсказать, проанализировать, но не навязывать своё решение, свой план и результат, потому как конструкторы «Лего», MAG BUILDING, «Клик» изначально предназначены для реализации и развития собственных детских планов, построек и творческих замыслов. Основная цель в младшем дошкольном возрасте это – создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей. При наличии в группе различных наборов конструкторов,  имеется возможность разнообразить дидактические игры и упражнения по всем направлениям развития ребёнка от 3 до 4 лет.

Из всего выше сказанного следует, что изучение темы конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников, весьма актуально на сегодняшний день.

 

Тема самообразования: «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»

 

Цель: повышение профессиональной компетентности по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к конструированию.

 

Задачи:

  • повысить уровень знаний в изучаемом вопросе путем изучения соответственной литературы.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Создание в группе развивающей предметно- пространственной среды «Центр конструирования».
  • Подготовить консультацию для педагогов на тему ««Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста».
  • Подготовить картотеку игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов.
  • Подготовить и провести мастер-класс для родителей по теме: «Как организовать игры детей дома с использованием конструктора».
  • Пройти курсы по теме самообразования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_konstru.docx845.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №25 «Ромашка»

Отчет по теме самообразования

 «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»

                           Составила: Шутова Ирина Александровна,

                                                          воспитатель второй младшей группы

2020-2021уч.г.

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умение взаимодействовать со взрослым, поэтому правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Роль педагога в детском конструировании - помочь советом, подсказать, проанализировать, но не навязывать своё решение, свой план и результат, потому как конструкторы «Лего», MAG BUILDING, «Клик» изначально предназначены для реализации и развития собственных детских планов, построек и творческих замыслов. Основная цель в младшем дошкольном возрасте это – создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей. При наличии в группе различных наборов конструкторов,  имеется возможность разнообразить дидактические игры и упражнения по всем направлениям развития ребёнка от 3 до 4 лет.

Из всего выше сказанного следует, что изучение темы конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников, весьма актуально на сегодняшний день.

Тема самообразования: «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к конструированию.

Задачи:

  • повысить уровень знаний в изучаемом вопросе путем изучения соответственной литературы.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Создание в группе развивающей предметно- пространственной среды «Центр конструирования».
  • Подготовить консультацию для педагогов на тему ««Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста».
  • Подготовить картотеку игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов.
  • Подготовить и провести мастер-класс для родителей по теме: «Как организовать игры детей дома с использованием конструктора».
  • Пройти курсы по теме самообразования.

План самообразования на 2020 – 2021 учебный год

Раздел

Форма и содержание

Сроки

Форма отчета

Воспитанники

Разработать картотеку схем и образцов из конструктора:

-Лего-конструктор

-магнитный конструктор MAG BUILDING

- магнитный конструктор «Клик»

Фотовыставка: «Что нам стоит дом построить

Декабрь

Январь

февраль

Март

Схемы, образцы

Родители

Консультация для родителей «Конструирование для

младших дошкольников»

Консультация  «Значение конструирования в развитии

детей младшего дошкольного возраста».

Мастер класс для родителей «Как организовать игры детей

дома с использованием конструктора»

Рекомендации родителям: «Конструируем вместе с

детьми»

Привлечение родителей к сбору иллюстраций для изготовления альбома «Конструируем дома»

Стендовая информация для родителей (Знакомство с освоенными детьми схемами построек)

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

апрель

в течении года

январь

Консультация

Консультация

Мастер класс

Буклет,памятка

Создание альбома

стенгазета

Педагоги

- Представить промежуточные результаты по теме самообразования

-Консультация «Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

-буклеты, памятки

 «Игры с помощью конструктора»,

Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов

декабрь

Февраль

В течении года

Март

Отчет

консультация

Буклеты,памятки

картотека

Самореализация

Изучение литературы по данной теме

Подбор материала по теме

Подбор иллюстративного материала, пособий, художественной литературы, д/игр по конструктивной деятельности у детей.

Создание в группе развивающей предметно- пространственной среды «Центр конструирования».

Прохождение курсов повышения квалификации по конструированию

В течении года

Содержание работы

Ребенок постоянно играет. Ведь игра - это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры по моему мнению является конструктор .

Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Несмотря на растущую популярность компьютерных игр конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат.

Применение конструкторов способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета);

2) развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Я начала использовать различные виды конструкторов с детьми 3 – 4 лет в совместной и самостоятельной деятельности. Предпосылками стало то, что дети, которые у меня в группе, из большого количества игр, чаще всего обращаются именно к конструкторам, и зачастую я использую это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети играя рассказывают, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты, при этом дети, развивают речь.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов, но я расскажу только о тех, которые есть в нашей группе.

Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики .

Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие.

Конструктор для детей «Лего». 

Конструктор «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Сначала с детьми мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе  («Сборка прямой змейки»). В последующем уже вносила образец постройки, дети учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия  («Ворота», «Заборы», «Ферма»). Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используем конструкторы с деталями крупных размеров.

Магнитные конструкторы.  

Магнитные конструкции представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов. При помощи магнитного конструктора можно играть в дидактические игры, например, игра «Цепочка слов». Дети к одной пластинке подставляют другую, при этом называя прилагательные к слову «солнце» и так далее, в данной игре развивается речь детей, дети учатся подбирать определения к данному слову, активизируют усвоенные раннее слова.

        

Конструктор из серии CLICS . 

Идея конструктора — очень оригинальна! Детали одной формы все одинаковые. Соединяются друг с другом со звуком «клик», поэтому и называется конструктор «Кликс». Из конструктора дети  научились строить  не только дорожку, но и дом (большой, маленький), а так же мебель стол стул для своих кукол и др.. Получающиеся конструкции очень устойчивы, у них легко изменить форму или расположение в пространстве.

Конструируем в группе

Наша выставка. Здесь мы с ребятами выставляем наше творчество

C:\Users\норд\Desktop\саммообр\2cm-CQ09QMs.jpg

        «Центр конструирования»

Конструируем дома с родителями

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования, поэтому особо важно взаимодействие с родителями. Педагоги  и родители едины в совместном стремлении помочь  ребёнку в создании из отдельных элементов чего-то целого. Чтобы заинтересовать родителей, я  подготовила для их консультацию о значении конструирования в жизни  ребёнка, опубликовала фото в общей группе «вайбер» наши достижения в мире конструирования. Посоветовала родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложить ему другой, так как конструкторов сейчас великое множество. Родители с удовольствием конструируют дома со своими детьми и принимают участие в создании альбома «Конструируем дома

C:\Users\норд\Desktop\саммообр\G3CkMzGLVQg.jpg

 Семья Третьяковых. С папой и мамой построили робота, машину.

C:\Users\норд\Desktop\саммообр\nZKlhPL4tVM.jpg

Семья  Креховых. Построли дом и оленя из лего-конструктра.C:\Users\норд\Desktop\саммообр\ZUrr6GHqSRQ.jpg

        

Итоги реализации плана самообразования

 Мной разработан перспективный план работы с детьми. В группе создана предметно-развивающая среда, наполненная конструкторами: лего, магнитный конструктор MAG BUILDING, магнитный конструктор «Клик»,кубики, забавными игрушками для обыгрывания построек, а также рисунками и фотографиями различных строений. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. В своей работе использую различные методы и приемы : наглядные (показ педагога, пример, помощь, иллюстрации, схемы), словесные (объяснение, описание, поощрение), практические (самостоятельное и совместное выполнение постройки).Нетрадиционным приемом поддержания интереса к конструктивной деятельности стало появление в группе полочки «Будущей конструкции», на которую каждую неделю выставляется новая постройка по изучаемой теме. Используя схемы дети научились выделять основные части построек и их функциональное назначение .С помощью данных методов дети сами создают постройки, и могут обыграть их самостоятельно. Родителям даны рекомендации и консультации по теме, которые они применили на практике, конструируя много разных построек дома со своими детьми. Разработала для педагогов ДОУ картотеку, которую  они  применяют в своей работе. Опубликовала на сайте учреждения консультацию «Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста». Участвую в сетевых сообществах: «Инфоурок», «Моя Югра», «Солнечный свет». Прошла курсы по теме самообразования "Инновационные подходы к методикам обучения детей робототехнике и ЛЕГО - конструированию в дошкольных образовательных организациях" во Всерегиональном научно-образовательном центре «Современные образовательные технологии» (ВНОЦ «СОТЕХ»)  

Список литературы:

  • Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера
  • Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с. 
  • Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М.: 2010 – 175 с.
  • Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995. – С. 44-74.
  • Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л.А. Венгера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »

Цель:  изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...

Перспективное планирование по самообразованию. Тема: «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...

Творческий отчет по теме самообразования «Воспитание духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых....