«Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в среде «ПиктоМир»
статья по информатике

Шарова Ирина Юрьевна

Опыт работы в среде "ПиктоМир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_piktomiru.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в среде «ПиктоМир»

В повседневной жизни мы не замечаем, как пользуемся теми или иными алгоритмами в различных формах деятельности.

Особое значение имеет усвоение алгоритмических умений, для дошкольников. В процессе исполнения алгоритма у детей развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом. Алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа.

Среди целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных ФГОС ДО, указано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;  способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развитие элементов алгоритмической культуры у детей способствует достижению этих ориентиров.

Алгоритмика способствует развитию у детей логического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Поэтому в своей деятельности считаю важным уделять внимание умению видеть, понимать и использовать алгоритмы.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста - это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое – вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики , проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности; учится составлять программы  управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются  начальные знания  и элементарные  представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет  запускать программы на планшете для роботов - исполнителей; знакомится  с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами.

Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых интересных занятий настоящего времени – программирование. Программисты – люди, создающие компьютерные программы. Они знают  язык программирования, которому подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
Обучение основам программирования дошкольников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании.
Занятия по программе «Пиктомир» развивают интереса к программированию, умению преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.   

«ПиктоМир» –  это программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. ПиктоМир позволяет ребенку “собрать” из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным роботом. ПиктоМир в первую очередь ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать.
               В детском саду ребята осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети узнают что такое робот, команда, компьютер, программа, программист, знакомятся с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.
              Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Командира, отдающего команды, а другой – выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т.д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах. 
              У детей начинает формироваться готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОУ. Курс обучения программированию развивает важнейшие навыки, такие как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей, абстрактного и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».

Необходимо продолжать организовывать в образовательном пространстве предметную игровую техносреду с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям .

Интернет-ресурсы

  1. https://www.piktomir.ru/
  2. А.Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
  3. Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.

Литература:

  1. Бастрыкина А.Ю «Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019г.
  2. Бревнова Ю.А, Коч Л.А «Дошколенок + компьютер»
  3. Рогожкина И.Б, Кушниренко А.Г «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011г
  4. Кушниренко А.Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанност...

Выступление «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир» в соответствии с ФГОС ДО....

Презентация по основам алгоритмизации и программирования. Знакомство с роботом Вертуном (ПиктоМир)

Презентация знакомит детей с Роботом-Вертун и принципе программного управления им в среде ПиктоМир...

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир

Проект цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифро...

«Познавательное занятия по основам алгоритмизации и программирования в старшей группе с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир» «Путешествие в клуб «КрохаСофт»

laquo;Познавательное занятия по основам алгоритмизации и программирования в старшей группе с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир»«Путешествие в клуб «Кроха...

Инновационная площадка "Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир".

  Основной целью кружка является знакомство детей дошкольного возраста с азами алгоритмической грамотности средствами  цифровой образовательной среды ПиктоМир.   Поэтап...

Доклад «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»

Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были  успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке инф...