Информационные технологии в ДОУ
статья по информатике (старшая группа)

Использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного  возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сфера образования очень динамична, то есть подвержена к постоянным изменениям, введениям инноваций. Нашей, педагогов,  задачей выступает помочь детям адаптироваться и приспособиться  к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании - одна из актуальных современных проблем системы образования.   Цифровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях не направлены на  обучение  дошкольников к конкретным основам информатизации, но их задачей является расширение возможностей познания окружающей действительности и всестороннего развития ребенка. То есть цифровые технологии в ДОУ преследуют две цели - первое - обеспечить качество образования посредством информационных  технологий и второе- воспитание креативной, интеллектуальной всесторонне развитой личности и подготовка дошкольника к цифровым  реалиям современной дествительности.        

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ, этот момент был нам знаком в связи с пандомией кароновируса. И как показал опыт это был выход из ситуации.

Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.  

Использование цифровых инструментов — не вопрос моды, а насущная необходимость,  «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Запрещеть нельзя да и  невозможно по той причине, что внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

--- Даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

-- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

-- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн и т.д.

-- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

--  Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

-- Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности или с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Широко используются цифровые технологии   в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в мессенжерах.   Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Какие же существуют цифровые устройства, применимые для дошкольного образования? Это всем нам  известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, экраны, интерактивные доски, интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращаетсяв разные образы.  Интерактивные детские Мультстудии – это  интерактивная система для изобретения мультимедийных историй, мультиков. Интерактивные столы с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей.

Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, педагогами должны быть соблюдены следующие правила, условия применения интерактивных средств.

 – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей.

 – обращение к «детским» видам деятельности.

 – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию.

 – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, должен иметь возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.

 – поддержка детского творчества.

 Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.

  Но тем не менее  обозначены и проблемы трансформации информационного пространства ребенка, порождающая большое количество психолого-педагогических вопросов. С одной стороны, дефицит социальной компетентности детей, рост экранной зависимости, обеднение коммуникационной сферы детей, рост эмоциональных проблем, аффективной напряженности.

Таким образом, в семье родителям, образовательных учреждениях педагогам необходимо найти ту допустимую  границу между живым общением и вируальным миром ребенка. Современный педагог должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические  тренды. Сохранить традиционные ценности семьи и общества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии. Единое информационное пространство представляет собой новы...

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.

Единое информационное пространство- представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного пространства   на современном этапе развития дошкол...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

«Информационные технологии - как эффективная педагогическая технология

Сегодня в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID, профилактические  меры вносят изменение в работу ДОУ. Грамотное владение ИКТ, позволяют педагогам поддерживать тесное взаим...