Проект "Занимательная алгоритмика"
проект по информатике (подготовительная группа)

Кудряшова Ирина Владимировна

В документе рассматривается вопрос формирования алгоритмических умений дошкольников, раскрывается роль алгоритмов в нашей жизни. Автор описывает основные моменты проекта по алгоритмике, который направлен на формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta_zanimatelnaya_algoritmika_1.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Занимательная алгоритмика»

В современном мире залог успеха – это саморазвитие и постоянная готовность к самообучению. Для этого человек должен владеть универсальными учебными действиями, предпосылки которых закладываются еще в дошкольном детстве – это умение ставить цель и удерживать ее; планировать этапы своей деятельности и контролировать ее; оценивать и при необходимости корректировать для достижения результата; а также переносить способ решения с одной задачи на другую.

Работая со своими детьми, я увидела проблему: ребята не могут удерживать озвученную цель деятельности на протяжении выполнения задачи, у них возникают трудности в планировании предстоящей деятельности, им сложно определить ее этапы, а значит, и добиться задуманного результата.

Исправить данную проблему я решила путем формирования алгоритмических умений и погружения детей в интересный и увлекательный мир алгоритмов. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей деятельности, это последовательность шагов для решения задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности.

Так возникла идея создания моего проекта «Занимательная алгоритмика».

Цель проекта: формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у дошкольников через формирование алгоритмических умений и навыков.

И я занялась поиском современных интересных средств, которые помогут мне его осуществить. Познакомившись с пособием «Я робот! Найди код», я поняла, что принцип, заложенный в этой игре, будет интересен моим ребятам и его можно использовать для решения задач, которые я себе определила. Цель – довести робота до цели, а для этого надо составить алгоритм – четкую последовательность его шагов. Большая часть игр, которые я использую в рамках своего проекта основаны на этом принципе.

Но, прежде чем перейти к ним в работе со своими детьми я закрепила и расширила понятие о последовательности на примерах окружающего мира и жизненного опыта ребенка. Мы рассматривали временные последовательности – год, месяц, дни недели. Составляли деятельностные алгоритмы - как слепить снеговика, как почистить зубы, как одеться на прогулку, как сделать аппликацию. На основе деятельностных последовательностей – я показывала, что произойдет, если план действий по достижению цели будет нарушен. Если сначала надеть сапоги, то сложно будет надеть брюки. Если начать строительство снеговика с маленького шара, то навряд ли получится постройка. Дети понимали, что для достижения цели, результата очень важно соблюдать правильную и точную последовательность в алгоритме действий.  Так же на этом этапе познакомила с понятиями начала и конца алгоритма, с понятием линейности – действия должны выполняться точно друг за другом. А при работе с временными алгоритмами – давала понятие цикла, повторяемости.

      Игровые задания были разными: составить последовательность из предложенных картинок; самостоятельно придумать символы и зарисовать алгоритм; есть начало алгоритма, но нет окончания; последовательность составлена, но неверно, надо найти ошибки. На этом же этапе я предлагаю Блоки Дьенеша. Этот дидактический материал отлично подходит для закрепления и расширения представлений детей о последовательности. Например, в  играх «Необычные фигуры», «Автотрасса» выложить блоки в ряд, следую указаниям на предложенной схеме-алгоритме, или в игра «Найди клад» изменить свойство блока, следуя по определенному маршруту, выполняя определенный         алгоритм.

Так как в играх на развитие алгоритмических умений, которые я собиралась использовать – в основе лежит ориентировка в пространстве, я активно включала игры, которые решали эту задачу, не забывая дополнять их выполнением или составлением алгоритмов.

Во-первых, это любое рисование по клеточкам, графические диктанты. Я использую пособие «Алгоритм для художника», где, выбрав карточку и найдя цветную точку, с которой, согласно карточке, надо начинать, выполнив опять же таки алгоритм движения маркером по клеточкам, можно получить какой-то рисунок и проверить себя, перевернув карточку-задание.

       Игра «Раскодируй картинку», направлена на ориентировку в системе координат. Кроме того, в ней заложено кодировка – каждая цветная фишка должна оказаться в той клетке, которая закодирована цифрой и буквой. Разгадав правильно коды всех фишек на карточке и выполнив все действия – ребенок опять же таки получает результат в виде фигуры предмета.

      Далее я знакомлю ребят с игрой «Я работ. Найди код» и они составляют алгоритм для робота, выложив в определенной последовательности карточки-символы шагов «вперед», «назад», поворотов «налево», «направо».  Идет планирование деятельности с разбивкой ее на отдельные этапы. Играя, дети закрепляют усвоенные ранее правила составления линейных алгоритмов, а также учатся работать в команде.

Идет объединение в малые подгруппы, в которых один составляет лабиринт и ставит цель, второй «пишет» программу ее достижения, третий управляет роботом – озвучивает составленную программу, четвертый – робот – выполняет команды. Если вдруг ошибка – можно собраться вместе, найти ее и скорректировать составленный алгоритм.

      Взяв за основу принцип данной игры были придуманы игровые тематические напольные поля, в которых возможна интеграция задач разных образовательных областей с развитием алгоритмических умений. Получив алгоритм маршрута и пройдя его, игрок попадает на поле, в котором его ожидает какое-то игровое задание – описать предмет, который здесь изображен (как в поле «Игрушки»), или придумать слово, чтобы первый или последний звук в слове был гласным (согласным), определить сколько слогов или первый звук  в предмете на картинке, придумать слово, чтобы в нем было 1, 2, 3 слога и т.д. (как в поле «Веселая грамота»).

Предлагаемые алгоритмы меняются и усложняются - сначала это алгоритм из картинок, потом из команд движения, а потом пустые шаблоны, где дети могут придумать свой маршрут, по которому можно провести ребенка-робота и сами придумать задание для него.

Кроме напольных полей я используя ряд дидактических настольных игр, в которых заложен принцип – провести персонажа к цели, выстроив алгоритм его пути. Постоянного поддержания детского интереса к этой деятельности я добиваюсь с помощью разнообразия используемого материала - в качестве роботов выступают машинки, человечки Лего, картинки Логороботов. Сами поля и маршруты достаточно разнообразны и по используемому материалу, и по сложности. Во всех играх дети имеют возможность сами друг для друга составлять и видоизменять эти маршруты. Также на интерес детей работает такой момент, что в играх может присутствовать соревновательный момент - кто быстрее? кто правильнее?

Еще один тип игр, которые я использую, демонстрирует игра «Вычислительные машины». В ней ребенку необходимо выполнить определенный алгоритм действий, чтобы решить математический пример. Сначала, это алгоритмы простые линейные, в два действия. Потом появляются задания, в основе которых лежат разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Игра может расти вместе с ребятами, так как каждый раз могут задаваться разные примеры для решения – в начальное окошко кладется любая цифра - постепенно усложняясь и выходить за пределы первого десятка.

Вот такие игры я использую в рамках моего проекта. Помимо развития алгоритмических умений все они решают задачи развития логического мышления и ориентировки в пространстве.  

Работая в рамках своего проекта, я вижу интерес и успехи ребят, они следуют поставленной цели, ищут способы решения задачи, планируют и стараются спрогнозировать свою деятельность, определяют ошибки и справляют их.

Также результатом на данный момент является разработанная картотека дидактических игр по развитию алгоритмических умений. А перспективу своего проекта «Занимательная алгоритмика» я вижу во включении в него специального программного обеспечения «Пиктомир», в котором мои ребята еще больше будут погружаться в увлекательный мир алгоритмики, осваивая элементарное программирование в виртуальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий познавательно исследовательской деятельности по формированию ФЭМП по программе мате + с внедрением элементов алгоритмики "Поможем ежику добраться до дома!"

С помощью современных математических пособий и роботизированных игрушек, дети с большим интересом разовьют умение сравнивать по принципу "один к одному", а так же научаться работать с планом...

Консультация для родителей "Алгоритмика в детском саду"

Нужно ли ребенку алгоритмическое мышление?Что такое алгоритмическое мышление и для чего оно нам нужно?Для чего нужно алгоритмическое мышление ребенку?...

Алгоритмика в детском саду

Алгоритмическое мышление - это система мыслительных приемов, направленных на решение задач. Такой тип мышления ориентирован на то, что мы должны уметь поставить задачу, сформулировать её правильн...

Формирование навыков алгоритмики и программирования у детей 4–7 лет

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:- развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;- формирование познавательных действий, ст...

АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим ...

Алгоритмика и программирование в ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в образовательном процессе.Задачи:- продолжать знакомить педагогов способам составления алгоритма.- передат...

Конспект познавательного занятия с элементами алгоритмики. (занятие с использованием логоробота Пчёлка для детей 6-7лет) Тема: «Робот пчёлка идёт на помощь»

Конспект занятия составлен в форме занимательного квеста - игры. Выполняя, различные задания дети применяют ЛОГОРОБОТА пчёлку. Закрепляют умения программировать робота, програмировать логоробота по ал...