«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

Ручной труд (оригами, вышивание); аппликация (в том числе, объемная)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гжель

Гжель – это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла.

Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда – чайники, кувшины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и т.д. Иногда сосуду придается форма животного – козла, барана, рыбы (например, кит), солонка – курочка.

Изделия украшают скульптуры, которые размещаются на крышке сосуда, носик чайника или ручка напоминает птицу.

Посуда и скульптура расписывается узором. У узора есть традиция и цвет.

Орнамент растительный: цветы лилий, полураспустившиеся розы, цветущий мак, лотос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, листики и т.д. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листочками.

Узор ритмично расположен на поверхности предмета. В узоре крупные пятна цветов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями. Сочетание синего и оттенков голубого цвета на белом фоне посуды, скульптуры создает неповторимый колорит росписи.                



Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Хохломская роспись

В Нижегородской области в городе Семенове и селе Семине находится центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. Сюда свозили на ярмарку выточенные на токарном станке чаши, миски, ложки разной формы и размеров- они и теперь широко распространены, а также декоративные панно, детскую мебель, столы, стулья. В основу современной посуды вошли традиционные типы русской деревянной посуды – братины, поставцы, кадочки, ковши-утицы.

Хохломские изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки. Постепенно их украшает пушистая травка, вплетаются изображения цветов, спелых ягод, листиков.

В этих элементах узора отражается красота русской природы, родного края, преобразованная в фантастические образы.

«Не пиши тесно, пусть кустик свободно раскинет свои листья, словно человек, которому живется на земле привольно», - учили старые мастера.

В хохломской узор включают изображения птиц и рыбок. Птицы величавы, огненным языком разметались пышный хвост и распростертые крылья. Красный цвет в народе – это красивое, символ огня. Его зовут жарким, о нем говорят: горит, сверкает.

Хохломская роспись праздничная, нарядная, а декоративность достигается красным, желтым (золотым), черным цветом – типичное сочетание для русского народного искусства. Зеленый цвет в роспись вводится осторожно, он как бы в тени, не бросается в глаза, но заполняет пространство, создавая мягкий переход к фону.

Узор тесно связан с формой и величиной изделия, его назначением. Мелкий узор располагается на небольших предметах (ложках), крупный – на столах, стульях, декоративных панно.



Предварительный просмотр:

Жостовские подносы

Увидел как-то художник цветы, плывущие по воде, нарисовал их на подносе… И сияет теперь поднос – цветник на чайном столе.

А делают и расписывают подносы цветами в подмосковном селе Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. А как?

       На специально обработанном металлическом листе пишут мастера масляными красками цветы, потом покрывают их блестящим лаком, обжигают на огне.

       Раньше жостовские подносы продавали на ярмарках, их охотно покупали крестьяне и горожане. Подносы в ходу и теперь. Ведь каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу. Сияют на подносе розы, нежные, сочные, глянцем светятся зеленые листья.

      История народного искусства росписи подносов насчитывает почти 250 лет. Родился этот промысел на Урале в Нижнем Тагиле, а символом его стала подмосковная деревня Жостово. Именно жостовские изделия приобрели всемирную известность.

      Возникновение промысла в Жостове было тесно связано с производством лаковой миниатюрной живописи. Поэтому, вначале подносы, как и лаковые коробочки, делали из «битой бумаги» - так тогда называли папье-маше.

Цветы земли и ее плоды -  вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты ( со стеблем, без него) или в свободные «букеты враскидку»), поставленные в кувшин, в вазу или разложенные на тарелке, они никогда не превращаются в «портрет цветов» или «портрет плодов», хотя мы и узнаем в розе с подноса – розу, а в нарисованном яблоке – яблоко.

Жостовские цветы никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это – условное изображение, потому что оно живет по условиям, которые ему диктует плоская, одноцветно окрашенная поверхность подноса, а также воля и фантазия художника – быстрота его руки, легкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету.

       Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы – яркие и блеклые, крупные и мелкие, затененные и освещенные.

       Художник всегда использует игру света на лаковой поверхности, он даже зрительно усиливает ее, очерчивая лепесток цветка ярким контуром или накладывая на его выпуклости яркий блик. Кончики листьев, как говорят, «списываются с фоном», т.е. постепенно теряют цвет.

        В большинстве цветов мы узнаем розы, тюльпаны, маки, но есть и придуманные живописцем, сохраняющие лишь самые общие признаки соцветий – лепестки и серединку. Листья вообще «беспородны» - просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами – зеленым, желтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе часто появляется красная тень.

        Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро. Опытный мастер может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласовании всех ее частей. Жостовская живопись не допускает небрежности.

        Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что каждый раз рождается заново: у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». Такое творчество называется импровизацией.

        Техника жостовской живописи непроста и чаще всего делится на шесть этапов:

  1. Вначале художник наносит замалевок (замалевку, подмалевок). Широкой кистью, в неполную силу краски, очень обобщенно – пятном – он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предметах. Полученное изображение еще плоско, блекло. Роспись идет особыми прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние слои просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, свечение, глубину;
  2. Второй этап росписи – тенежка (выправка) – особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затененных участков тем же цветом, но более темным, и почти сливает их с фоном.
  3. Третий этап называется прокладкой (перемалевкой). Художник высветляет краски и получает уже ощутимое изображение.
  4. Четвертый этап – бликовка. Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.
  5. Пятый этап – чертежка.
  6. Шестой этап привязка. Их часто делают вместе. Это прописывание элементов растений и украшение букетов травинками и т.п.

Несмотря на то, что главным в жостовской живописи является роспись, в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлевщики, лакировальщики, шлифовальщики и «уборочники». Форма подносов разнообразна (30 форм): круглые, овальные, прямоугольные с разнообразными фигурными краями, гитарные и т.д.

Раньше подносы из металлических заготовок выковывали с помощью тонких молоточков кузнецы, придавая краям разную форму и загибая их (для прочности подкладывали под края проволочку).

     Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого ее грунтуют, шпатлюют, т.е. накладывают специальную смесь (грунт, шпатлевку) из глины, «голландской сажи» и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочередно черным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции.

Помимо излюбленных черных фонов привычны в Жостове и цветные: зеленые и синие, «под слоновую кость», разнообразные красные и «золотые».

      Цветочной подносной живописью жостовцы занимаются уже более 150 лет. Они являются единственными хранителями ее традиций.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие 2. «Городецкая роспись. Составление узора для кубышки»

Цели:

  • Продолжать знакомить с разными видами декоративно-прикладного искусства: городецкой, хохломской и другими. Это деревянные предметы быта: посуда, мебель, деревянные панно.
  • Показать связь формы предмета с его назначением и украшением
  • Выделить характерные особенности городецкой росписи: растительные элементы (цветы, листья); сочетание цвета и оттенка, колорит росписи
  • Учить составлять узор на полосе и круге, чередуя бутоны и листья, используя цвет и оттенок, украшая их «оживками» - белыми и черными точками, черточкам

Материал:

  • Предметы с городецкой, хохломской росписью, иллюстрации, открытки
  • Бумага цвета охры в форме прямоугольника размером 10х22см, круг диаметром 15 см
  • Цветная бумага для элементов росписи разных цветов и оттенков
  • Трафареты цветов, листьев, ягод
  • Кисти, ножницы, клей

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой и хохломской росписью, их изображений, иллюстраций, открыток.

Рассмотреть предметы, определить их назначение (посуда, мебель, декоративное панно), выбрать те, что больше нравятся.

Разложить предметы по видам росписи, как представляют дети, исправить, если будут ошибки, выделив средства выразительности (элементы, цвет)

Выделить городецкие предметы, найти слова о росписи (яркая, красивая, сказочная).

Рассмотреть и назвать элементы узора (цветы, листья, птицы, кони). Найти бутоны, которые народные мастера называют купавками (яблоками). Они имеют круглую форму. Назвать их цвет, сочетание цвета и оттенка, «оживки» на разных цветах(дуга-серпик, белая точка).

Предложить составить узор для кубышки (полоса и круг–крышка), украсит ее бутонами (голубыми и розовыми), листьями. Потрогать бутоны на разных предметах и составить оттенки (голубой или розовый).

Определить последовательность выкладывания узора (аппликация). Сначала – круги для цветов на полосе и круге, между ними листья с двух сторон цветка (сверху и снизу), затем украсить цветы (глазок-кружок, дуга-серпик), последними оживить листья.

В конце занятия рассмотреть детские работы. Вспомнить стихотворение о городецкой росписи.

Посмотрите на роспись –

Сочность красок манит,

Городецкая роспись

Душу нам веселит.



Предварительный просмотр:

Занятие 3. «Городецкая роспись. Узор для солонки»

Цели:

  • Продолжать учить рассматривать предметы с городецкой росписью (солонка), выделять составные части и характерную композицию из трех, пяти цветов, одинаковые цветы на частях
  • Учить составлять узор на полосе из трех, пяти цветов, листьев.
  • Уметь договариваться о выборе главного цветка, цвете листьев, украшений
  • Составлять предмет из отдельных украшенных частей

Материал:

  • Предметы с городецкой росписью, солонка, иллюстрации, открытки
  • Бумага цвета охры размером 8х21см, 7х21см, 12х18см (заготовленные формы солонки)
  • Цветная бумага разных цветов и оттенков, трафареты цветов, листьев, мелкие детали из белой бумаги («оживки»)
  • Ножницы, клей, кисти

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью, их изображений.

Рассмотреть предметы, выделить солонку, ее составные части (спинка, крышка, солонка). Показать бутоны, вспомни последовательность предыдущей работы. На солонке наметить композицию, как расположены цветы (в середине большой, по краям маленькие бутоны, между ними листья).

Дети объединяются и выбирают части солонки, главный большой цветок, бутоны, листья, их украшения (маленькие дуги-серпики или лепестки-мазки).

В конце занятия соединить части – получится солонка. Рассмотреть солонки, сравнить их. Полюбоваться своей работой, уточнить, кто какую часть украшал.



Предварительный просмотр:

Занятие 4. «Городецкая роспись. Составление узора для доски»

Цели:

  • Продолжать учить рассматривать предметы с городецким узором, видеть форму досок, величину, заполнение пространства, разнообразие цветов, варианты украшения в традициях росписи
  • Составлять узор на бумаге в форме доски (прямоугольник), украшать середину двумя большими цветками и листьями. Дети выбирают варианты цветов, их украшения, расположение листьев. Заканчивают узор каймой по краю доски (прямая полоса)

Материал:

  • Городецкие доски и другие предметы, иллюстрации, открытки
  • Бумага в форме доски (разной ширины) формата А4 цвета охры. Заготовки цветов и листьев, мелких украшений

Ход занятий. Выставка предметов с городецкой росписью и их изображений.

Рассматривание досок: яркие, нарядные, веселые. Отметить, что все они украшены цветами и листьями.

Найти знакомые цветы, бутоны, сравнить два-три цветка с бутонами, определить сходство: круги голубые, розовые, оранжевые, красные и украшены маленьким кружочком и дугой-серпиком. Найти новые варианты украшения цветов, отличие от купавки.

Дети оформляют свои работы: два больших цветка в середине доски, выбирают цвет, по-разному располагают листья. В заключении делают кайму.



Предварительный просмотр:

Занятие 6. «Городецкая роспись. Узор с двумя птицами»

Цели:

  • Составлять городецкую композицию с двумя птицами, симметричную оси, располагать по-разному цветы (один, три, пять) и листья, подбирать сочетания теплых и холодных цветов, украшать белым и черным цветом, заполнять пространство листа

Материал:

  • Городецкие доски, панно, сундучок с изображением птиц, иллюстрации, открытки
  • Бумага цвета охры формата А4
  • Цветная бумага, трафареты птиц, цветов, листьев, украшения-оживки
  • Ножницы, кисти, клей

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью и их изображений.

Рассмотреть всех птиц, везде они глядят друг на друга («совет держат»). Все птицы черные, а хвосты и украшения разные.

Сказочные птицы

Прилетели на цветы,

И украсили мы доски

Небывалой красоты.

Найти различие в украшении белым цветом двух птиц. Затем показать варианты расположения цветов: по одному, гирляндами по три, по пять.

Предложить детям выбрать холодные и теплые цвета для цветов и хвоста. Чтобы легче было передать симметричную композицию, можно предложить разделить лист пополам (посередине провести карандашом тонкую линию сверху вниз). То, что будет сделано слева, повторяется справа.

В ходе занятия следить за правильной последовательностью детской деятельности.

Учить рассматривать работу на расстоянии, чтобы понять, где еще надо дополнить узор.

В конце занятия рассмотреть всех птиц, выбрать узор в теплой или холодной гамме.

Наши доски расписные –

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.



Предварительный просмотр:

Занятие 8. «Городецкая роспись. Композиция с конем»

Цели:

  1. Знакомить с образом коня в городецкой росписи, различать средства выразительности в его украшении, расположение на предметах разной формы
  2. Видеть разнообразие цветового решения
  3. Составлять композицию с изображением образа коня на бумаге разной формы (прямоугольник, круг), дополнять узор цветами и листьями

Материал:

  1. Предметы с городецкой росписью, иллюстрации, открытки
  2. Бумага цвета охры в форме прямоугольника размером 20х30см
  3. Цветная бумага, трафареты
  4. Ножницы, клей, кисть

Ход занятия. Выставка предметов с городецкой росписью, иллюстраций, открыток с изображением городецкого коня.

Рассмотреть доски  на изображение коня.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан –

До чего ж красивый он!

Предложить детям описать коня в городецких узорах (он скачет, у него развивается грива, изогнута шея).

Воспитатель предлагает детям выбрать форму бумаги, потрогать цветы, которые они будут делать, определить место коня, цветов в композиции.

В конце занятия рассмотреть все узоры, как по-разному получились кони и цветы на бумаге разной формы, как заполнено пространство листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.)...

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (продолжение)

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.). Нетра...

Авторская педагогическая разработка «Гости из прошлого» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного декоративно- прикладного искусства)

Программа направлена на  работу с детьми дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и  ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. В разработке представлена система занят...